Теги

1 Мая АПК Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Евгений Макаров Екатерина Слепнева ЖКХ ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Подписаться на новости

Погиб севернее Токсова

Погиб севернее Токсова
13 января
11:04 2021

Летчик-истребитель – одна из самых опасных военных профессий. Сколько их не вернулось с боевых заданий Великой Отечественной? Порой жизни летчиков уносили не только воздушные бои, но и сложные метеоусловия. Так, в один день 8 октября 1941 года в районе поселка Токсово, вместе с Ленинградом оказавшегося в кольце блокады, трагически погибли двое летчиков-истребителей, мужественных бойцов, успевших отличиться в первые месяцы войны, на счету которых были сбитые вражеские самолеты, уничтоженная вражеская техника на земле. А осенью минувшего года краеведами и поисковиками были обнаружены обломки самолета, на котором летал один из героев.

Сентябрь 2020 года , болотистый лес в 2-3 километрах от станции Осельки. Временами проваливаясь по колено, переходя вброд лесные ручьи, мы, наконец, выходим к месту, где в годы войны упал самолет. Мы – это директор издательства «Гйоль», выпускающего историко-краеведческую литературу, Михаил Браудзе, житель Токсова диакон евангелическо-лютеранского прихода Владимир Васильев, несколько лет назад нашедший место падения самолета, а также – автор этой статьи корреспондент ПТ Андрей Пюккенен.

Огромная воронка, залитая водой. Рядом с ней находим фрагмент каркаса стабилизатора. «Историю растащили на металлолом, раньше тут были и куски обшивки, стойки шасси», – сетует Владимир. Найдя место падения самолета, он собрал и унес домой фрагменты конструкции, которые смог донести. Крышка двигателя с надписью «Завод №19» дает некоторую подсказку – это авиамоторный завод в Перми, выпускавший с 1934 по 1942 год двигатель М-25, который устанавливался на истребители И-15, И-16, И-153 («Чайка»).

Записав координаты, сфотографировав фрагмент крыла, выбираемся к шоссе, по пути заезжаем к Владимиру Васильеву, чтобы сфотографировать фрагменты конструкции, найденные им ранее. Фотографии я переслал авиационному историку Илье Прокофьеву, многие годы работающему над увековечением памяти авиаторов Великой Отечественной, который по обломкам сразу же определил, что разбившийся самолет – истребитель И-16, самый массовый истребитель советских ВВС в начале войны, к сожалению, уже морально устаревший, уступавший по многим параметрам «Мессершмидтам». Однако в руках наших летчиков «ишачок» оставался грозным оружием, на нем было одержано немало побед.

Поисковики и автор статьи на месте падения самолета

Поисковики и автор статьи на месте падения самолета

Автору довелось еще раз побывать на месте катастрофы с поисковиками Российского военно-исторического общества под руководством подполковника в отставке Сергея Мачинского, руководителя департамента поисковой и реконструкторской работы общества.
При помощи металлоискателей были обнаружены многие новые фрагменты самолета – выхлопная труба, аварийный кран выпуска шасси, много мелких фрагментов каркаса и обшивки. Находки еще раз подтвердили, что разбившийся самолет – истребитель И-16.

И-16

И-16

Уже сейчас с большой долей вероятности можно предположить, что на этом самолете летал старший лейтенант Дмитрий Потапов – об этом говорит тип самолета, дата и место гибели. Один из местных старожилов, который во время войны был подростком, вспоминал, что самолет упал в лесу за Осельками осенью 1941 года.

Командир звена старший лейтенант 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота Потапов в первые месяцы войны сбил три вражеских самолета. Свою первую победу он одержал 19 июля 1941 в небе над эстонским городом Вильянди, сбив бомбардировщик Хенкель-111. А 14 сентября в окрестностях Ленинграда над Красным селом в паре с Алимом Байсултановым был уничтожен разведчик Хеншель -126. Там же в паре с другим летчиком восемь дней спустя он сбил бомбардировщик Юнкерс-88.

Восьмого октября 1941 года Дмитрий Потапов на истребителе И-16 вылетел с Комендантского аэродрома, сопровождая легкий транспортный самолет ПР-5, летевший в Новую Ладогу. Истребитель потерпел аварию севернее Токсова из-за сложных метеоусловий. Летчик умер по пути в больницу. «Не вернулся с боевого задания 8.10.1941», лаконично сообщает учетная карточка. Из документов мы можем узнать, что у летчика была жена Мария и сын Эдуард, жившие по адресу: Новосибирская область, станция Болотная, улица Кондукторская, дом номер два.
Имя старшего лейтенанта Дмитрия Потапова значится в списках похороненных на Пискаревском мемориальном кладбище.

Вряд ли мы можем сегодня узнать, какие испытания приготовила летчикам в этот день природа. Можно предположить, что в густом тумане летчик потерял ориентировку и разбился, израсходовав горючее и попытавшись посадить самолет. В этот же день непогода стала причиной гибели другого летчика-истребителя.

И-153 (Чайка)

И-153 (Чайка)

И.о. командира эскадрильи 127-го истребительного авиаполка лейтенант Алексей Хмелинин (1915-08.10.1943), разбившийся в тот же день неподалеку от Токсова на самолете И-153 («Чайка»), в первые месяцы войны был награжден Орденом Боевого красного знамени за мужество, проявленное в сражениях первых месяцев войны. В воздушных боях он в составе группы сбил два истребителя Мессершмидт-109.

При штурмовке 6 августа 1941 наземных сил противника им были уничтожены 25 автомобилей. Алексей Хмелинин совершил 58 боевых вылетов, в том числе 17 штурмовок, 7 полетов для сопровождения бомбардировщиков, 11 воздушных боев.
С сентября 1941 года полк базировался на аэродроме Кайвакса неподалеку от Тихвина. Главной задачей полка до середины 1942 года было сопровождение транспортных самолетов с грузами для Ленинграда.

«Не вернулся с боевого задания из района Токсова Ленинградской области», – сообщают скупые строки документов. Летчику было 25 лет, на родине, в селе Пурка Горьковской области его, ждала жена Александра.
Старшее поколение жителей поселка Рапполово помнит о том, что в лесном массиве в 2-3 километрах от поселка еще в 90-е годы можно было найти обломки самолета. А один из жителей нашел табличку от мотора с надписью «Завод им. Сталина».

Так назывался с 1936 года уже упоминавшийся Пермский авиамоторный завод № 19. Выпускавшиеся там моторы М-25 стояли и на «Чайках». А значит не исключено, что именно здесь потерпел аварию самолет лейтенанта Хмелинина. Сегодня можно лишь примерно определить квадрат, в котором упал самолет. Свое черное дело здесь тоже сделали «металлисты», некогда откопавшие и сдавшие в металлолом мотор и крупные детали.

Сегодня память о двух защитниках ленинградского неба хранят пожелтевшие страницы архивных документов, базы данных на Интернет-порталах, посвященных погибшим в годы Великой Отечественной, специализированные сайты по авиационной истории. К сожалению, автору не удалось найти фотографии летчиков. И, возможно, эта статья – первый рассказ на страницах СМИ о коротких, но героических судьбах двух молодых летчиков, защитниках ленинградского неба.

На фото в начале статьи самолеты 13-го Истребительного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, в котором служил старший лейтенант Потапов.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.