Александр Северский: ас Первой Мировой, эмигрант, поддержавший СССР

Александр Северский: ас Первой Мировой, эмигрант, поддержавший СССР
04 декабря
14:48 2020

Нынешний 2020 — год 100-летия русского исхода. Революция и гражданская война разбросала по миру миллионы россиян, сделав несбыточной мечтой возвращение на Родину. Среди них были одаренные мыслители, литераторы, художники, талантливые ученые и инженеры, сумевшие заявить о себе, получить всемирное признание и известность в нелегких реалиях эмиграции. Один из них – русский летчик-ас Первой мировой Александр Прокофьев-Северский, потерявший в боях ногу и сумевший вернуться в строй. Не принимая участие в гражданской войне, он эмигрирует в США, где становится авиаконструктором, среди разработок которого был и один из самых массовых самолетов Второй Мировой, внесший свой вклад в победу над нацизмом, поставлявшийся по ленд-лизу и в Советский Союз. В июне 1941 уже известный авиаконструктор выступает с речью, обращенной к американскому народу, в которой призывает оказать помощь СССР, отражающему нацистскую агрессию.

Александр Прокофьев-Северский родился в 1894 году в Тбилиси и происходил из старинного дворянского рода Прокофьевых, все представители которого служили в армии и на флоте. Исключением стал лишь его отец Николай Георгиевич Прокофьев, известный в Санкт-Петербурге певец, режиссер и владелец театра, выступавший под псевдонимом Северский и позднее добавивший его к своей фамилии.

Однако сын продолжил военную традицию, закончив в 1914 году Морской кадетский корпус, и в чине мичмана поступив в 1-й Балтийский морской экипаж. К тому времени у него уже был летный опыт – отец увлекался авиацией и приобрел самолет, когда будущий авиаконструктор еще учился в гимназии. Так что слова из старой песни «Тот, кто прямо с детства дружит с небесами» в самом прямом смысле можно отнести и к герою этой статьи.

Как раз в это время с началом Первой Мировой войны на Балтийском флоте создаются первые морские авиационные группы для ведения разведки и взаимодействия с кораблями. Молодой офицер Прокофьев-Северский был направлен на Курсы авиации и воздухоплаванья при Петербургском Политехническом институте для получения необходимой теоретической подготовки. После окончания курсов его ждала Севастопольская военная авиационная школа, где 2 июля 1915 года он сдал экзамен на звание морского лётчика. Местом службы молодого офицера стала база гидросамолётов на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Отметим, что и его отец, Николай Северский, с началом войны меняет театральную сцену на кабину самолета, став летчиком-инструктором.

Возвращение в строй
Однако прослужить ему пришлось лишь несколько дней. При посадке на аэродром на борту самолета взорвалась бомба. Врачи спасли жизнь летчика, но правую ногу пришлось ампутировать ниже колена. Казалось бы, с небом придется распрощаться.

Быстро научившись ходить на костылях, а затем – на протезе, уже в начале 1916 года мичман Прокофьев-Северский приходит на петербургский завод 1-го Российского товарищества воздухоплавания, где занимается приемкой отечественных гидросамолетов М-9 конструкции Григоровича для Балтийского флота. В этот период он разрабатывает лыжное шасси для самолетов-амфибий, позволяющее использовать их и в зимнее время.

Поставив перед собой задачу вернуться в строй, он упорно тренируется, научившись не только свободно ходить, но и бегать, танцевать и даже кататься на коньках на протезе.

Желая доказать, что может управлять самолетом, во время демонстрационных полетов молодой офицер без разрешения взлетает, заменив отсутствовавшего летчика. О произошедшем узнает император Николай II, который своим личным распоряжением разрешает Прокофьеву-Северскому вернуться в строй.

Герой Моонзунда
Его снова ждал остров Эзель. В воздушных боях над Балтийским морем Александр неоднократно проявляет мужество и летное мастерство. Осенью 1916 года он был отмечен Золотым Георгиевским оружием’ за спасение командира, в самолете которого заклинил пулемет. Прикрывая самолет командира, Прокофьев-Северский вступил в бой с несколькими немецкими гидропланами, сбил два самолета противника и обратил в бегство остальные.

Во время боев за Моонзунд, у самолета, на котором летал Александр Прокофьев-Северский, отказал мотор, и летчик совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Сняв тяжелый пулемет «Льюис», он уничтожил машину и прошел на протезе более 30 верст.
Русские матросы с удивлением увидели человека в разорванном комбинезоне с пулеметом, державшего в руках игрушечную обезьянку Яшку – его талисман, подарок младшей сетры. В эти дни молодому офицеру неожиданно пришлось вместе с матросами принять участие в наземных боях, отражая немецкий десант.

Вернувшись на свой аэродром и получив новый самолет, в боях за пролив Моонзунд Александр Прокофьев-Северский сбил еще 3 самолета противника. Образ морского летчика нашел отражение и в литературе. Он стал героем рассказа А.И. Куприна «Сашка и Яшка», ему посвящено несколько страниц в романе Валентина Пикуля «Моонзунд».

12 октября 1917 года, Александр Прокофьев-Северский был назначен командующим истребительной авиацией Балтийского флота с присвоением звания старшего лейтенанта. К этому времени он стал одним из самых известных летчиков России. За ним были 1600 часов воздухе, участие в 57 воздушных боях, 13 побед, множество боевых наград, в числе которых почётное Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени. Ему было всего 23 года!

Александр Прокофьев-Северский был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, Золотым Георгиевским оружием, орденом Св. Владимира 4-й степени, орденами Св. Станислава 2-й и 3-й степеней с мечами и бантом, орденами Св. Анны 2-й и 4-й степеней с надписью «За храбрость».

Человек военный, Александр Прокофьев-Северский не принял Октябрьскую революцию в первую очередь из-за намерения большевиков заключить мир с Германией. Александр срочно принимает отвергнутое ранее предложение стать военным атташе в США, где и остается после разрыва дипломатических отношений и начала гражданской войны в России.

При оформлении Нансеновского паспорта, введенного Лигой Наций для беженцев из России, фамилия Прокофьев-Северский не умещалась в строку документа, и чиновник сократил, оставив лишь вторую часть. «Но Вы же теряете мое дворянство!» — возмутился летчик. Тогда был найден оригинальный выход – к фамилии «Северский» была добавлена приставка «де», обозначающая во французском языке дворянское происхождение. С тех пор в зарубежной литературе он часто именовался «де Северский».

Директор, конструктор, летчик-испытатель
В США к известному летчику за консультациями, связанными с военным применением авиации, обращаются многие высокопоставленные представители армии. В это время Александр Северский начинает проектирование самолета собственной конструкции, а новые знакомства помогают получить кредит для создания собственной компании. В 1922 году он создает фирму «Seversky Aero Corp», которая создала и успешно испытала несколько самолетов, но обанкротилась во время Великой депрессии. В 1927 году он получает американское гражданство и звание майора запаса.

Молодой авиаконструктор женился на американке Эвелин Олифант, ставшей его верной подругой, увлекшейся авиацией и научившейся управлять самолетом.
В феврале 1931 года Северский основал новую фирму «Seversky Aircraft Corp.», в которой был одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем. На должность главного инженера он приглашает своего земляка, уроженца Грузии, молодого авиационного инженера Александра Картвели. Первой разработкой, сразу же заставившей заговорить о новом авиаконструкторе, стал трехместный самолет-амфибия SEV-3, установивший новый рекорд скорости для самолетов этого класса. Фирма получает от правительства Колумбии заказ на шесть таких самолетов.

Сотрудники компании у самолета SEV-3

Сотрудники компании у самолета SEV-3

Истребитель Р-35, принятый на вооружение американских ВВС и впоследствии принявший участие во Второй Мировой войне, стал первой крупной удачей. Но всемирную известность принес конструктору истребитель P-47 «Thunderbolt» — самый массовый самолет Второй Мировой. Вооруженный восемью пулеметами, имевший большую дальность полета и высоту, он был универсальным истребителем, одинаково эффективным в качестве перехватчика, истребителя сопровождения бомбардировщиков, штурмовика.

Р-47 в советских ВВС

Р-47 в советских ВВС

Самолет состоял на вооружении всех стран антигитлеровской коалиции. Около 200 таких самолетов были поставлены по ленд-лизу и в Советский Союз. В СССР эти самолеты использовались в основном в ПВО в качестве перехватчиков для надежного прикрытия городов и важных промышленных объектов.

Встреча с Туполевым
Но вернемся в 30-е годы. В 1937 году Александр Северский встречается с советской авиационной делегацией, которую возглавлял известный авиаконструктор Андрей Туполев, хорошо знакомый Северскому еще по дореволюционным временам. Северский дает советской делегации важные консультации, связанные с перспективами развития и применения военной авиации, показывает цеха своей компании.

И даже продает для ознакомления два новых истребителя своей конструкции! Некоторые историки считают, что именно его открытость, доброжелательность по отношению к советской делегации стала причиной дальнейших неприятных событий его жизни, вызвав пристальное внимание со стороны ФБР, у руля которого стоял Эдгар Гувер.

В 1939 году американское государство выкупает акции компании, которая, несмотря на госзаказы, оставалась нерентабельной – Северский не был сильным экономистом. Создатель компании был смещен с постов президента и директора, оставшись только главным конструктором. Восприняв произошедшее как личное оскорбление, он уходит из основанной им компании. Больше он никогда не проектировал самолеты.

До конца жизни Северский читает лекции в Авиационном институте, пишет аналитические работы. Благодаря ораторским способностям, артистизму, умению владеть пером авиаконструктор постоянно находится в центре внимания прессы, сообщавшей даже о его переезде на новую квартиру!

Эмигрант, допрашивавший Геринга
В первые же дни после нападения нацистской Германии на СССР Александр Северский выступает по радио и прессе с призывом оказать помощь нашей стране. «Никогда не покорится народ, давший миру Ивана Павлова и Дмитрия Менделеева, Льва Толстого и Федора Достоевского», – этими словами завершил он свое выступление.

По его книге «Воздушная мощь – путь к победе» Уолт Дисней снимает пропагандистский фильм, в котором анимационные сюжеты перемежаются с выступлениями «живого» Северского.

После окончания войны Александр Северский в форме майора ВВС вместе с двумя американскими генералами участвует в допросе Геринга, который с пренебрежением поинтересовался, что это за человек в столь невысоком звании допрашивает его? Услышав ответ, нацист сразу изменяет тон. Как выяснилось, Геринг (в 1914-18 военный летчик) много слышал о Северском еще во время Первой Мировой, воевал на Балтике на том же участке фронта и вполне мог встретиться с русским асом в воздушном бою.

Александр Северский 60-е годы ХХ века

Александр Северский 60-е годы ХХ века

Ионный ветер и экологические фильтры
Человек разносторонне одаренный, в 60-е годы годы Александр Северский увлекается экологией, создает компанию, выпускавшую фильтры, основанные на новых физических принципах. Так, им был разработан оригинальный электростатический фильтр для очистки промышленных отходов.

Александр Северский разработал основанный на новых физических принципах экологически чистый летательный аппарат «Ионокрафт». основанный на принципе «ионного ветра», идея которого, очевидно, может быть реализована в будущем на новом уровне развития технологий.

На сегодняшний день экспериментальные аппараты размером в несколько сантиметров испытаны в различных университетских лабораториях, но пока они не способны поднять даже свой источник питания.

Тяжелым ударом стала для ученого и конструктора смерть в 1967 году его жены Эвелин, однако он продолжает свои научные исследования. Александр Николаевич Северский ушел из жизни 24 мая 1974 года в палате Мемориального госпиталя, не дожив двух недель до 80-летия. Он был похоронен в Нью-Йорке, городе, в котором волею судьбы прошла большая часть его жизни.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.