Теги

1 Мая АПК Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт коронавирус новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Подписаться на новости

«Перестройка» и «Дивный новый мир»

«Перестройка» и «Дивный новый мир»
17 ноября
15:43 2020

115 лет Профсоюзному центру Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Быстрый уход из жизни последнего «застойного» генерального секретаря ЦК КПСС Константина Устиновича Черненко весной 1985 года, стал своеобразным Рубиконом, после которого новое руководство СССР взяло курс на проведение радикальных политических и социально-экономических реформ. Они же напрямую затронули и профсоюзное движение, поставив перед ним принципиально новые задачи, заставив серьезно измениться.

К началу перестройки советские профсоюзы были самой массовой общественной организацией страны, объединяя около 145 млн человек (99,5% взрослого населения). Но, вопреки уверениям о возрастании роли профсоюзов, оставались «приводным ремнем» партии.

Зачастую профсоюзы той поры напоминали хозяйственные структуры с отделами (планирования, труда и заработной платы, организации производства) и громоздкой системой управления. Партия продолжала вмешиваться в вопросы подбора и расстановки профсоюзных кадров.

На пороге новой реальности
Весной 1985 года ситуация стала меняться. В Ленинграде II пленум Областного совета профсоюзов (30 мая 1985 года) констатировал существенные недостатки в производственно-массовой работе профсоюзных организаций. Отмечалось, что призывы участвовать в социалистическом соревновании под девизом «Весь рост объемов производства – за счет технического прогресса, максимальной загрузки оборудования, экономии ресурсов» нередко оставались лишь благой декларацией. Областной комитет Профсоюза медицинских работников был обеспокоен ростом производственного травматизма.

Пленум обязал обкомы профсоюзов систематически контролировать соблюдение трудового законодательства, выполнение коллективных договоров, оказание правовой помощи рабочим и служащим. Важнейшим элементом пленум назвал своевременное и качественное выполнение договорных поставок, которые срывали свыше 30% предприятий Ленинграда. В выступлениях делегатов пленума также отмечались серьезные недостатки в организации производства, слабое использование научно-технических достижений.

Откликаясь на призывы профсоюзов, большинство трудовых коллективов города и области пересмотрели свои трудовые обязательства. Основное внимание решено было уделить интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, комплексных планов социального развития трудового коллектива, внедрения бригадного подряда, использования инициатив новаторов и передовиков производства. Практическая реализация такой установки помогла бы стране сделать серьезный экономический рывок.

Однако в новых экономических условиях работы предприятия зачастую не справлялись с плановыми заданиями по независящим от них причинам. Тогда партийные органы нередко присылали для «укрепления» профсоюзных организаций проштрафившихся партийцев, которые не имели опыта профсоюзной работы.

Партия больше не «Наш рулевой!»
При такой кадровой политике профсоюзы не могли эффективно влиять на рост производства.

Определенный простор для расширения и оптимизации полномочий профсоюзов обеспечил закон о трудовых коллективах. Весомую лепту для продвижения в этом направлении внесли решения III пленума ВЦСПС (август 1988 года). После того как не менее 65% профсоюзных взносов стали оставаться в распоряжении первичек, заметно повысилась их самостоятельность во взаимоотношениях с хозяйственными органами.

Совершенствовалась и структура профсоюзных органов. Была продолжена работа по созданию профгрупп на базе производственных бригад. К концу 1986 года ими были охвачены каждые 9 из 10 бригад. В составе профсоюзных органов стало больше рабочих, женщин, молодежи. Повысился образовательный уровень профсоюзного актива.

В этот период десятки трудовых коллективов перешли на полный хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость. Расширялись и совершенствовались бригадные формы организации труда. Вводились новые поточные линии и станки с ЧПУ. Это позволило существенно уменьшить количество рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

Но в стране продолжали нарастать социально-экономические противоречия. При общем дефиците товаров широкого спроса процветала торговля «из-под прилавка», «по блату». Ширились выступления трудящихся против неудовлетворительной организации труда и социальной сферы, нарушений положений об оплате труда (при работе в ночное и вечернее время, переводе на новые тарифные ставки и т. д.).

В ходе трудовых конфликтов стали стихийно возникать стачечные комитеты. В таких случаях профсоюзные организации далеко не всегда были на высоте. Одни входили в состав стачкомов и активно способствовали разрешению трудовых конфликтов. Другие попросту самоустранились. Это не способствовало росту авторитета профсоюзов.

6 сентября 1989 года VI пленум ВЦСПС принял решение об отказе от уставного пункта о руководящей роли КПСС в профсоюзах. Это открыло путь к самостоятельности профсоюзного движения. Было принято важное решение об освобождении профсоюзных комитетов от непосредственной организаторской работы, связанной с хозяйственными заданиями, и от некоторых других несвойственных функций.

Теперь профсоюзы могли полностью сосредоточиться на защите интересов трудящихся в сфере оплаты труда, занятости, ценообразования, предоставления работникам жилья, организации общественного питания и бытового обслуживания.

На фото - председатель ЛОСПС в 1986 - 1991 годах Владислав Иванович Коржов во время встречи с иностранной профсоюзной делегацией во Дворце Труда.

На фото - председатель ЛОСПС в 1986 - 1991 годах Владислав Иванович Коржов во время встречи с иностранной профсоюзной делегацией во Дворце Труда.

Лицом к народу
В период перестройки много было сделано для расширения внутрипрофсоюзной демократии и гласности. При формировании выборных органов практиковалось предварительное обсуждение кандидатур на собраниях и в СМИ.

В 13-ти районах области были созданы общественные советы по координации деятельности первичных организаций, представляющих различные отраслевые профсоюзы. Образованы общественные советы председателей в объединениях «Энергомаш» и «Технохим». В соответствии с положениями VI пленума ВЦСПС профкомы объединений «Завод «Большевик», «Леннефтехим», райкомы профсоюзов АПК Выборгского, Приозерского и Ломоносовского районов, обкомы профсоюзов работников культуры, народного образования и науки, медицинских работников решили применять прямое делегирование в состав выборных органов.

Ленинградские профсоюзы подвергли критике первоначальный проект закона о профсоюзах. По инициативе Совета профсоюзов был разработан ленинградский альтернативный вариант, который вобрал в себя многие предложения трудовых коллективов. Некоторые его важные положения, в частности, о независимости профсоюзов, вошли в окончательный текст закона.

В начале 1990 года советский профсоюзы столкнулись с целым рядом внутренних проблем. Начался отток из рядов профсоюзов. Многие работники после увольнения больше не вступали в профсоюз. Переломить негативные тенденции могла только активная работа по защите прав трудящихся.
Для решения проблемы занятости населения профсоюзы открыли юридические консультации на предприятиях, в организациях и при некоторых районных комитетах. В большинстве профкомов начали действовать комиссии по защите интересов трудящихся, а во многих – по работе с обращениями и жалобами. В крупных коллективах такие комиссии возглавляли освобожденные профсоюзные работники. На некоторых заводских конференциях было решено ввести при профкомах должность штатного профсоюзного юриста.

Президиум Совпрофа принял постановление о развитии материально-технической базы рабочих столовых. Были отмечены серьезные нарушения в распределении жилой площади, причем часто игнорировалось мнение профсоюзов. В связи с этим предлагалось активно отстаивать позицию профсоюзной стороны в органах власти и теснее работать с депутатами.

Первый опыт коллективных действий
Ослабив пресс командно-административной системы, советские реформаторы не смогли создать новую систему управления. Началось разрушение производства, науки, социальной сферы. Появилась безработица. Задерживались выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий.

Внедрение хозрасчета и самофинансирования, рыночных и арендных отношений, создание предприятий с участием иностранного капитала во многих случаях ударило по интересам трудящихся. Снизился жизненный уровень многих слоев населения, началось расслоение общества. Практически повсеместно были введены карточки на основные виды продовольствия.

VI пленум ВЦСПС констатировал рост социальной напряженности и падение авторитета профсоюзов. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике профсоюзы стали испытывать давление не только со стороны чиновников, но и через СМИ. Профсоюзы стали винить чуть ли не во всех экономических и социальных бедах, упрекали в соглашательстве с властями. Появились серьезные конкуренты в лице Объединенного фронта трудящихся, рабочих комитетов, альтернативных профсоюзов.

Ситуация усугублялась тем, что в ходе перестройки профсоюзы лишились права законодательной инициативы, ряда полномочий по вопросам охраны труда и контроля за осуществлением законодательства о труде, участия в управлении производством и социальным страхованием.

Вопреки требованиям профсоюзов, приватизация была проведена без их участия в качестве социального гаранта и без учета интересов трудящихся. Как и предупреждали профсоюзы, такая модель приватизации не только не оздоровило экономику страны, но и привело к колоссальному росту безработицы.

Ленинградские профсоюзы получили в этот период важный опыт забастовочной борьбы и коллективных форм протеста против непродуманной практики реформ. Совет профсоюзов твердо поддержал справедливые требования учителей, работников дошкольных учреждений, медработников, транспортников.

Рождение Федерации
Тем временем, на всеобщей волне перемен, по инициативе отраслевых профсоюзов Ленинграда, решено радикально преобразовать и сам профсоюзный центр.

Так, 23 марта 1991 года полноправным правопреемником Леноблсовпрофа становится Ленинградская Федерация профсоюзов (ЛФП). Такое решение принимает Внеочередная конференция ЛОСПС. В итоге, в короткие сроки была создана организационная структура, которая соответствовала новым политическим и социально-экономическим реалиям. В ее основу положен федеративный принцип построения.

Первым председателем ЛФП был избран профсоюзный лидер производственного объедения «Алмаз», ныне заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Евгений Макаров. С тех пор, Ленинградская Федерация профсоюзов координирует деятельность территориальных организаций общероссийских отраслевых профсоюзов при их полной финансовой и организационной самостоятельности.

Генеральная репетиция
Но вернемся в год 1991-й. В своем новом формате профсоюзы добились создания совместных рабочих групп по разработке первого в новейшей истории страны Соглашения с властью города на Неве — в лице исполкома Ленсовета — о социальной защите трудящихся. Оно включало в себя шесть разделов: «Социальная защита», «Охрана труда», «Занятость», «Налогообложение», «Жилищное строительство» и «Контроль исполнения».

Несмотря на серьезные разногласия по многим ключевым моментам (установление прожиточного минимума, компенсация удорожания товаров и услуг и т. д.), профсоюзам удалось договориться с властными структурами. Однако для того, чтобы эти документы были подписаны, 14 марта 1991 года Совет председателей отраслевых комитетов профсоюзов вынужден был предъявить городским и областным властям самый настоящий ультиматум, пообещав уже на следующий день начать коллективные действия.

Разногласия часто возникали и по другим вопросам, особенно в сфере собственности, занятости населения и борьбы с безработицей. Трудно складывалось взаимодействие между отраслевыми комитетами профсоюзов и руководителями различных отраслей народного хозяйства города и области.

Тем временем, свои структуры создавали и работодатели. Так, постепенно формировалась современная система трехстороннего диалога в городе и области. Таким образом, «двустороннее» соглашение стало настоящей генеральной репетицией, подписанного год спустя, первого в новейшей истории страны Трехстороннего соглашения, регулирующего отношения между трудом, капиталом и властью в регионе. Об этом наш следующий рассказ.

На излете советской власти

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.