«Молочные берега» Ленинградской области

«Молочные берега» Ленинградской области
20 июля
13:52 2020

Молочные продукты традиционно входят в число важнейших элементов рациона россиян. Вдвойне приятно, когда молоко местного производства. Сельскохозяйственные предприятия Ленинградской области являются основными поставщиками молокоперерабатывающих предприятий не только 47-го региона, но и соседнего Петербурга. Наличие такого емкого рынка позволяет наращивать производство молочной продукции. Но, как убеждена председатель Ленинградской Территориальной (областной) организации Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Татьяна Новицкая, для того, чтобы произведенная продукция имела гарантированный сбыт, предприятия должны заключать прямые договора с торговыми организациями.

Самые продуктивные в России коровы
По производству молока Ленобласть на протяжении многих лет входит в десятку лучших регионов России, а по удоям на одну корову лидирует. В 47-м регионе работают 59 племенных хозяйств. 80% областных коров – племенной породы.

В первом полугодии в Ленобласти было произведено 308,1 тысяч тонн молока (на 3,3% больше, за аналогичный период 2019 года). Надой на одну фуражную корову составил 4589 кг (вырос на 6,1%), а объем переработки молока — 130 тысяч тонн (+ 9%).

Ведущие производители молока – предприятия Приозерского, Всеволожского и Волосовского районов. Как правило, животноводческие комплексы являются градообразующими. Поэтому от их экономического благополучия зависит социальная стабильность больших территорий.

Перспективы развития молочной отрасли Ленобласти недавно были обсуждены на представительном совещании, которое прошло в Государственном аграрном университете. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко отметил, что молочное животноводство – один из драйверов агропромышленного комплекса 47-го региона. В областном бюджете предусмотрено почти 900 млн рублей на увеличение молочного производства. Готовятся предложения по новым субсидиям для «молочных» фермеров.

В агропроме Ленобласти сейчас реализуется 45 проектов с общим объемом инвестиций 24,5 млрд рублей. Более половины этих средств пойдут на развитие молочного животноводства. Около 12 млрд рублей будет вложено в строительство молочно-товарных ферм с общим поголовьем порядка 20 тысяч и мощностью 130 тысяч тонн молока в год.

«Наши предприятия продолжают не просто производить качественную продукцию, но и планируют дальнейшее развитие», – подчеркнул Александр Дрозденко. В частности, племенной завод «Бугры» вложит 2 млрд рублей в создание молочно-товарной фермы на 6 тысяч голов в Лужском районе. Реализация этого проекта позволит увеличить производство молока в Ленобласти на 27 тысяч тонн в год. Еще 1,2 млрд рублей инвестиций вложат в проекты по производству до 10 тысяч тонн сыров в год.

Молокоперерабатывающие предприятия Ленобласти производят практически весь спектр молочных продуктов. Однако летом их производственные мощности по объективным причинам загружены не полностью. Не работают такие крупные потребители молочной продукции, как различные детские учреждения, а летние оздоровительные лагеря открылись гораздо позже обычного.

Александр Дрозденко высказался за увеличение поголовья в молочном животноводстве. Однако для этого необходимо решить ряд проблем. В частности, Ленобласть испытывает дефицит земель сельхозназначения. Из-за скороспелой приватизации начала 1990-х годов образовалось множество спорных земельных участков. Судебные тяжбы об их принадлежности длятся годами, и земли, которые можно было бы использовать для развития кормовой базы, вынужденно стоят «под парами».

Александр Дрозденко сообщил, что при реализации крупных проектов возможно федеральное софинансирование. Это позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в перспективные отрасли областного агропрома, но и вкладывать серьезные средства в социальное развитие сельских территорий.

Цены на молоко: вопрос проблемный, но решаемый
Одним из самых проблемных вопросов молочной отрасли – цены на молоко. За последние 5 лет в Ленобласти они в среднем выросли на 16%. Однако уже в ближайшее время подорожание молока может принять обвальный характер.

По прогнозам генерального директора «Союзмолоко» Артема Белова, к концу года молоко для потребителей в Ленобласти станет дороже на 12%. Основная причина – грядущий рост себестоимости продукции. «У нас есть целый ряд рекомендованных инициатив – маркировка, изменения в экологическом законодательстве, — посетовал Артем Белов. – Это приведет к увеличению затрат на производство, и, как следствие, — к росту цен. Многое в этой ситуации будет зависеть от государственной поддержки и готовности производителей объединиться».

По мнению Александра Дрозденко, стоимость молока для потребителя в Ленобласти – проблема, но решаемая. Один из вариантов – демонополизация сетей переработки молочной продукции. Также прорабатывается проект создания региональной торговой марки. Тогда появится реальный механизм обеспечения жителей 47-го региона сравнительно недорогой молочной продукцией.

Управленцы и эксперты сошлись в том, что для дальнейшего развития молочной отрасли Ленобласти необходима кооперация всех заинтересованных сторон. По итогам совещания было решено создать региональный союз производителей и переработчиков молока.

Татьяна Новицкая

Татьяна Новицкая

По просьбе «Площади труда» перспективы развития молочной отрасли региона оценила и председатель Ленинградской Территориальной (областной) организации Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Татьяна Новицкая.

Татьяна Новицкая: «Совещание с участием специалистов и руководства Ленинградской области без преувеличения можно назвать грандиозным мероприятием, — убеждена профсоюзный лидер областных аграриев. – Озвученные в ходе совещания цифры впечатляют и вдохновляют. Молочная отрасль Ленинградской области действительно по многим показателям лучшая в стране. И это замечательно!».

В период пандемии коронавируса особое значение приобретает помощь аграриям со стороны государства. «Судя по тем сведениям, которые поступают к нам с мест, сельские труженики Ленинградской области реально получают всю ту поддержку, которая была обещана им областным правительством, — констатировала Татьяна Новицкая. – Поэтому они с оптимизмом смотрят в будущее».

Вместе с тем, глава Теркома указала на ряд нерешенных проблем. К сожалению, уровень социального партнерства на животноводческих предприятиях Ленобласти по-прежнему оставляет желать лучшего. Практически все зависит от конкретного руководителя.

«Если директор – социально ответственный человек, на предприятии действует первичная профсоюзная организация, заключается коллективный договор и трудовые права работников надежно защищены, – пояснила Татьяна Новицкая. – Однако есть руководители, которые и слышать не хотят о профсоюзах. А ведь при нашем Теркоме много лет эффективно работает Научно-производственный совет, который может дать компетентные консультации каждому руководителю. Мы также имеем большой опыт результативных обращений в различные инстанции, вплоть до Министерства сельского хозяйства, премьер-министра и президента РФ».

Руководство Ленобласти неоднократно ставило вопрос о том, что 47-й регион должен обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией преимущественно местного производства. Благо для этого есть необходимые условия, особенно в молочной отрасли. Однако в торговых сетях Ленобласти до сих пор множество молочной продукции из других регионов России. Есть и случаи, когда через Белоруссию на территорию 47-го региона ввозится молочный контрафакт из Прибалтики.

В связи с этим, Татьяна Новицкая указала четкий путь решения одной из ключевых проблем молочного животноводства Ленобласти: «Для того, чтобы произведенная продукция имела гарантированный сбыт, предприятия должны заключать прямые договора с торговыми организациями. Тогда они будут уверены, что их продукцию обязательно удастся реализовать. Отпадет и необходимость прибегать к услугам посреднических структур, которые многократно «накручивают» цены на сельхозпродукцию».

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.