Главный конструктор: о жизни, авиации и профсоюзе

Главный конструктор: о жизни, авиации и профсоюзе
26 июня
10:25 2020

Главный конструктор … в этих словах и сегодня, как и раньше, скрыта какая-то магическая сила. Это неустанный поиск новых решений, для которого требуется мобилизация творческого потенциала всего коллектива, это череда удачных и неудачных испытаний, и ни с чем несравнимая радость достигнутой цели. Тем более, если речь идет о разработчике авиационной техники. В ежегодном конкурсе ЛФП «Лучший по профессии» одним из победителей стал главный конструктор АО «ОДК «Климов» Всеволод Елисеев, кстати говоря, один из самых молодых главных конструкторов России.

Наша беседа проходит в кабинете главного конструктора на десятом этаже административного здания завода. Из окна открывается вид на новенькие белоснежные и синие корпуса «Климова», окруженные сосновым лесом. В далеком уже 2002 году, окончив Политехнический институт, Всеволод Елисеев пришел на «Климов».

«Работу я начал в качестве рядового инженера-конструктора в отделе, разрабатывающем редукторы, коробки передач, приводы», – рассказывает Всеволод Елисеев.

Новая сфера деятельности увлекает, захватывает и через некоторое время он занимается уже двигателем в целом, участвует в разработке новых изделий, занимается сопровождением серийной продукции, продолжая и работу над редукторами.

Уже с 2010 года Всеволод Елисеев замещает главного конструктора, директора программы по тематике турбовальных и турбовинтовых двигателей.
Последние несколько лет работы связаны с семейством моторов ТВ7-117, включающим в себя турбовинтовые двигатели для военных и гражданских транспортных самолетов, турбовальные двигатели для вертолетов.

Так, вертолетный двигатель ТВ-117В устанавливается на новый вертолет Ми-38. На этапе разработки этот вертолет проектировался под канадский двигатель «Пратт-Уитни», который был успешно заменен отечественным двигателем! Под руководством Всеволода Елисеева была проделана большая работа по сертификации двигателя, улучшению его показателей и характеристик, повышению надежности в нештатных ситуациях, таких, как столкновение с птицей, градом и работы в условия обледенения.

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ предназначен для военно-транспортного самолета Ил-112В и для регионального пассажирского лайнера Ил-114-300. Двигатель обладает более высокой взлетной мощностью, оборудован современной системой автоматического управления, что позволяет повысить безопасность полетов и улучшить летно-технические характеристики самолета.

Двигатель ТВ7-117СТ на испытательном стенде

Двигатель ТВ7-117СТ на испытательном стенде

Главный конструктор напомнил, что первый полет транспортный Ил-112 прошел в марте прошлого года, после чего в конструкцию были внесены изменения, доработки, и в этом году летные испытания возобновятся.

Среднемагистральный пассажирский Ил-114-300 сегодня в финальной стадии сборки, и в июне-июле начнутся аэродромные испытания, подготовка к полетам. По предварительным планам серийный выпуск военного самолета должен начаться в 2021 году, гражданского – в 2023.

Одновременно с испытаниями самолетов идет и работа по двигателям, проводятся стендовые сертификационные испытания, улучшается их надежность и увеличивается ресурс.

«Современный авиадвигатель – сложнейшее устройство, включающее более пяти тысяч деталей. От идеи до разработки, от разработки до испытания огромный путь. Ну а потом начинается долгий период испытаний – стендовых, с винтом, летных– на самолетах-лабораториях. Выявляются и устраняются многочисленные недостатки», – говорит Всеволод Елисеев.

«Обычно все сливки достаются тем, кто проектирует сами самолеты, а двигателисты остаются как-бы в тени. Но работа над двигателем начинается лет за пять до самолета. И новый самолет, вертолет строится вокруг конкретного двигателя, как-бы обрастает его», – добавляет профсоюзный лидер «Климова» Валерий Чухванцев.

В процессе работы над двигателем нередко возникают неожиданные ситуации, требующие творческого подхода, а иногда – и срочного решения.Главный конструктор рассказывает о том, как во время испытаний двигателя для Ил-112 пришлось в экстренном порядке восстанавливать и приспосабливать под новый двигатель самолет-лабораторию на базе Ил-76, созданный еще в советское время. Подобные уникальные машины предназначены для испытания нового двигателя непосредственно в летных условиях.

Мотогондолу, в которую устанавливается испытываемый двигатель, доставили с подмосковного аэродрома Летно-испытательного института на «Климов». Здесь в кратчайший срок был разработан и реализован проект модернизации ее под новый двигатель, установлено необходимое оборудование.

«Эти два месяца я и вся наша команда работали не разгибая спины. Затем наша группа прибыла в ЛИИ, в экстренном порядке прошла подготовка к испытаниям самолета-лаборатории. В результате, мы успешно и своевременно приступили к летным испытаниям нового двигателя, подтвердив правильность разработанных технических решений», – говорит главный конструктор, отмечая, что подобные ситуации возникают постоянно, а специалисты «Климов» всегда готовы к оперативному решению таких сложных задач.

«Решение сложных инженерных задач по созданию современной авиационной техники – это заслуга всего слаженного коллектива нашего предприятия», – подчеркивает Всеволод Елисеев.

Сборка авиадвигателя

Сборка авиадвигателя

На вопрос о том, привлекательна ли работа над авиационными двигателями для сегодняшней молодежи, Всеволод Елисеев без колебаний дает положительный ответ. На предприятии сегодня действует молодежная программа, ориентированная на привлечение молодых специалистов. АО «ОДК»Климов» сотрудничает с выпускающими кафедрами в Политехническом университете и «Военмехе». Многие выпускники пишут дипломные проекты на «Климове», остаются на предприятии. Темы проектов связаны с реальными задачами, возникающими при разработке и модернизации двигателей.

«Коллектив молодой, глаза горят!» – улыбается Всеволод Елисеев, отмечая, что средний возраст сотрудников «Климова» 35-40 лет, и это одно из самых молодых предприятий Северной столицы, несмотря на солидный возраст завода – в этом году ему исполняется 106 лет.

«Молодежь идет к нам, остается на «Климове» – добавляет Валерий Чухванцев.  А привлекательности предприятия для молодых специалистов способствует и обширный социальный пакет, закрепленный в коллективном договоре. Это добровольное медицинское страхование, сохраненная и восстановленная база отдыха в Приозерском районе, и даже собственная жилищная программа, ориентированная на молодых специалистов – погашение предприятием части ипотеки.

Главный конструктор Всеволод Елисеев и председатель профкома Валерий Чухванцев

Главный конструктор Всеволод Елисеев и председатель профкома Валерий Чухванцев

Главный конструктор вспоминает, что в профсоюз он вступил в первый же день после прихода на «Климов», состоит в нем и сейчас. «Тогда молодежи не нужно было объяснять, для чего нужен профсоюз. Вступали фактически все. И сегодня профсоюз представляет интересы работников, приходит на помощь людям, попавшим в трудную ситуацию, помогает получить дополнительные социальные гарантии», – говорит Всеволод Елисеев, завершая нашу беседу.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.