Теги

1 Мая АПК Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Июнь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Подписаться на новости

А вместо сердца – Климова мотор!

А вместо сердца – Климова мотор!
19 июня
11:37 2020

80 лет назад в Ленинграде начался серийный выпуск авиадвигателя М-105, занявшего почетное место в истории отечественного и мирового моторостроения, ставшего самым массовым двигателем в годы Великой Отечественной войны. Этот мотор устанавливали на несколько самых известных самолетов тех лет, а имя его создателя – Владимира Климова – ныне носит предприятие в Санкт-Петербурге, которым руководил конструктор.

«Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор», — пелось в песне, популярной в годы, когда создавался этот двигатель. А еще у конструкторов авиадвигателей была шутливая поговорка: «Хороший мотор к забору приделай – полетит!». Забор – не забор, но несколько истребителей и пикирующий бомбардировщик вряд ли состоялись бы без мощного и надежного М-105, в различных модификациях подходящего для самолетов разных типов и назначения.

Ремонт двигателя истребителя Як-1 в полевых условиях

Ремонт двигателя истребителя Як-1 в полевых условиях

Конструктор и его моторы
Несколько слов о его создателе. Владимир  Климов родился в Москве 11 июля 1892 года в семье крестьянина Владимирской губернии, ушедшего в Москву и сумевшего со временем стать начальником артели мастеровых, построить доходный дом. С детства увлекавшийся техникой, Владимир заканчивает Комиссаровское техническое училище, а в 1918 году – Московское высшее техническое училище (МВТУ).

С июля 1918 по 1931 год Владимир Климов работал старшим инженером-лаборантом, начальником отдела, помощником директора научной автомобильной лаборатории, преобразованной затем в Научный автомоторный институт СССР (НАМИ). Он участвует в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей М-18 и М-28.

С 1931 года Владимир Климов становится начальником технического контроля отдела бензиновых двигателей Центрального института авиационного моторостроения. Обладая огромной энергией и работоспособностью, он по совместительству преподавал в Московском высшем техническом училище, Ломоносовском институте и Академии Военно-Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского, а также руководил кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института.

В 1935 году Владимир Климов становится главным конструктором авиамоторного завода в Рыбинске. Здесь им был разработан выпускавшийся серийно двигатель М-103 и экспериментальный М-104.
Накопленный опыт позволил конструктору в 1940 завершить работу над двигателем М-105, ставшим впоследствии самым популярным двигателем военных лет – за годы войны было выпущено 75 тысяч таких моторов в различных модификациях. В двигателе нашел применение ряд принципиально новых решений. Он имел хорошие показатели, при этом был несложен в изготовлении, неприхотлив и надежен.

Ими были оснащены поступившие на вооружение перед самой войной истребители Як-1, ЛаГГ-3, знаменитый пикирующий бомбардировщик Пе-2, бомбардировщики Ар-2 и Ер-2, легкий бомбардировщик Як-4, гидросамолет МДР-6 (морской дальний разведчик). Чуть позднее этот двигатель стали устанавливать на истребители Як-3, Як-7 и Як-9, запущенные в серию уже в годы войны.

Подвиг в тылу
Серийный выпуск решено было начать в Ленинграде на заводе №234. К июню 1941 при помощи специалистов из Рыбинска собрали первые 68 моторов. Но война вносит свои суровые коррективы. Враг приближается к городу, и в этих условиях принимается единственно верное решение – эвакуация завода в глубокий тыл, где в кратчайшие сроки следовало наладить производство двигателя. Впереди был долгий и нелегкий путь в Уфу.

Грузовые трамваи заезжали прямо в цеха. На их платформы грузили станки, документы, материалы, первые образцы двигателей и везли на железнодорожную станцию Кушелевка. А на территории завода его работники рыли траншеи и щели (простейшие бомбоубежища). Коллектив завода провожал своих товарищей, ушедших на фронт, несмотря на то, что они имели бронь как работники оборонного предприятия.

Поезд с эвакуированным оборудованием завода

Поезд с эвакуированным оборудованием завода

Эшелон отправился в путь 25 июня и 10 августа прибыл в поселок Черниховка в 14 километрах от Уфы. На обустройство и решение бытовых проблем людям дали сутки. Условия были труднейшими. Так, в классе местной школы, разделенном фанерными перегородками, не доходящими до потолка, размещали по 6-7 семей. Моторостроителям передали корпуса недостроенного завода по выпуску комбайнов, но их не хватало для размещения производства…

В первую очередь запустили литейный, термический и кузнечный цеха. К концу 1941 года вступили в строй инструментальный цех и цеха по обработке картеров и крепежных деталей. Работа уже открывшихся цехов шла одновременно со строительством новых. И нередко квалифицированные рабочие, отстояв у станка 12 часов, шли рыть котлован, класть кирпичи, выполнять иные строительные работы.

Территория завода была такой большой, что детали перевозили из цеха в цех на ручных тележках или на лошадях, а позднее по территории проложили железнодорожные пути. От усталости, холода, постоянного недоедания люди нередко теряли сознание. Для работавших без перерыва по двое-трое суток открыли профилакторий, где заводчане немного отдыхали, чуть лучше питались – и снова возвращались к рабочим местам. К этому времени больше половины работающих на заводе составляли женщины и подростки – мужчины уходили на фронт.

17 декабря 1941 года произошло слияние нескольких эвакуированных в Черняховку моторостроительных заводов. Новое предприятие получило наименование Уфимский моторостроительный завод №26. Директором объединения был назначен В.П. Баландин, одновременно являвшийся заместителем наркома авиационной промышленности, а главным конструктором − В.Я. Климов.

Ремонт двигателя пикирующего бомбардировщика Пе-2 на фронтовом аэродроме

Ремонт двигателя пикирующего бомбардировщика Пе-2 на фронтовом аэродроме

Первые серийные двигатели были собраны из привезенных комплектующих, а уже в 1942 году завод досрочно выполнил план по производству моторов.
Рядом с цехами ревели на стендах только что собранные двигатели. В конце рабочего дня моторостроители могли видеть результаты своей работы – на эстакаде стояли железнодорожные платформы с упакованными в ящики готовыми моторами. Обычно их было 50 штук, если меньше – значит что-то пошло не так, на производстве ЧП.
В первые недели нередкими были различные неполадки, поломки, устранять которые приходилось в кратчайшие сроки – моторы были нужны фронту.

Имени Климова
В 1944 году в знак признания заслуг конструктора двигатель был переименован в в ВК-105 – по инициалам конструктора. Добавим, что в послевоенные годы было выпущено еще около 15 тысяч двигателей этого типа. «Мотор Победы», «Мотор-солдат» – так вполне можно назвать этот двигатель.

В 1946 году работники завода №234 возвращаются в Ленинград, где под руководством В.Я. Климова создается опытно-конструкторское бюро (ОКБ), впоследствии переименованное в Государственный союзный машиностроительный завод №117, который был размещен на территории довоенного завода №234.
Начиналась эра реактивной авиации. Здесь, в Ленинграде, были разработаны первые отечественные реактивные двигатели, первые турбовальные двигатели для вертолетов. Но это уже другая история, в которой тоже были поиски новых решений, победы и неудачи, а в конце достигнутая нелегким трудом цель.

В 1963 году после смерти Владимира Климова предприятию было присвоено его имя. И сегодня АО «ОДК «Климов» остается одним из ведущих разработчиков и производителей авиационных двигателей. На заводе бережно хранят историю предприятия, неразрывно связанную с историей отечественной авиации. А в заводском музее можно увидеть легендарный ВК-105, «Мотор Победы».

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.