СКАТились в сокращения и долги

СКАТились в сокращения и долги
19 мая
16:14 2020

Задержки зарплаты на предприятиях, работающих на нужды ВМФ, в Санкт-Петербурге и Ленобласти начались задолго до наступления пандемии коронавируса. Непростая ситуация в прошлом году складывалась сразу в нескольких организациях, подчиненных корпорации «Ростех» (субхолдинг «Ремвооружение). Более полугода сидели без зарплаты   работники ломоносовского завода «780 РЗ ТСК»», сложная обстановка в прошлом году была и в АО «ГНИНГИ» и в АО «15 арсенал ВМФ». Сегодня  на этих предприятиях ситуация, по данным первичных и территориальной организации профсоюза нормализуется. Погашены долги и выплачивается зарплата, появляются заказы и на 780-м заводе и в АО «ГНИНГИ» и в 15-м арсенале, хотя последнее находится под внешним управлением. В настоящее время большинство уже возвращаются в целом в обычный режим  — после окончания периода нерабочих дней, объявленных в связи с пандемией коронавируса.

А вот в АО «Спасательные комплексы и акватехника» (АО «СКАТ – 28 ВЗ») оптимизма пока нет.

Предприятие расположено в городе Ломоносове. Здесь и многомесячные долги по зарплате, из-за которых «СКАТ – 28 ВЗ» еще в прошлом году попал в поле зрения контролирующих органов, и сокращения штата. Сократили и единственного на заводе инженера-метролога Наталью Некрасову, работавшую на неосвобожденной основе председателем первичной профорганизации. И, как утверждают в вышестоящей Межрегиональной (территориальной) профсоюзной организации ВМФ Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (МПО ВМФ), — с нарушением трудового законодательства. Но об этом — чуть позже.

Низкие загрузка и социальная ответственность

…Проблемы с выплатой зарплаты в «СКАТе», начались еще в 2016-2017 годах. Работники обращались и в Гострудинспекцию, и в прокуратуру. А тогдашний председатель МПО ВМФ Владимир Ткачев — в АО «Ремвооружение», причем не только по ситуации в СКАТе, но и в АО «15 Арсенал ВМФ» и АО «ГНИНГИ». В ответ на его обращение, генеральный директор АО «Ремвооружение» Власов отвечал, что эти организации «осуществляют хозяйственную деятельность, находясь в условиях крайне низкой загрузки государственным оборонным заказом, что не позволяет своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты по текущим обязательствам. Объемы государственных контрактов не покрывают минимально необходимые потребности обществ: заработная плата, налоги и страховые взносы, коммунальные расходы и др».

Что касается СКАТа, то, по словам Натальи Некрасовой, «потом ситуация наладилась, у завода появились заказы и почти до конца 2018-го мы работали спокойно. А осенью позапрошлого года предприятие снова начало «трясти» — пошли задержки зарплаты, хотя заказы мы выполняли. Почему так происходит нам толком не объясняли, мол, деньги от заказов уходят на покупку материалов. А весной прошлого года дело дошло до внешнего управления».

Сократили с долгами

С лета на заводе начались увольнения работников по сокращению штата. Лишиться работы и заработка — само по себе испытание, но в «СКАТе» людей выставили на улицу ещё и без выходного пособия и выплаты долгов по зарплате.

По словам представителя инициативной группы уволенных работников, (до сокращения — заместителя главного инженера завода и представителя работников в процедуре внешнего управления) — Сергея Азарова, тех, с кем не рассчитались при увольнении —  порядка 40 человек, есть среди них и члены профсоюза.

«В частности передо мной задолженность по зарплате — с января 2019 года. У некоторых — с октября 2018-го», – рассказал собеседник.

Чтобы добиться положенных  по закону денег,  ряд бывших «скатовцев» обратились в суд. «По части исков, насколько мне известно, уже вынесены положительные решения. Возможно, кому-то уже и удалось получить деньги. Но лично по мне еще решения нет, и со мной никто не рассчитался», — сказал Азаров.

Однако работавшие на оборонку люди считают, что долги перед ними — это далеко не единственное нарушение. Еще в конце декабря в своем коллективном письме руководителю корпорации «Ростех» Сергею Чемезову они написали (орфография сохранена): «С апреля 2019 года с назначением внешнего управляющего Лазарева Д.В., исполнительного директора Михальчук С.С и помощника руководителя Беловой А.А. права и свободы работников на предприятии фактически перестают соблюдаться, твориться произвол, беззаконие и безнаказанность которая выражается в следующем: с апреля на предприятии введется работа по оптимизации расходов общества, которая заключается в увольнении неугодных новому руководству лиц и прием новых сотрудников; производиться оспаривание начисленной, но не выплаченной заработной платы, применяются попытки вывода работников в простой задним числом и перерасчет заработной платы в меньшую сторону; […] увольнение производиться в нарушение трудового законодательства без расчета (причем расчет гарантировался исполнительным директором Михальчуком С.С); максимальный  срок ожидания расчета составляет уже 5 месяцев…».

Ответ на это обращение пришел от заместителя генерального директора по производству АО «Ремвооружение» С.В. Мастерова. В нем сказано, что полномочия по управлению обществом, ведение текущей хозяйственной деятельности возложены на внешнего управляющего и возможность вмешиваться в его деятельность у «Ремвооружения» отсутствует. А письмо работников, сообщает г-н Мастеров, направлено внешнему управляющему «СКАТа» «для проверки изложенных фактов и принятия мер по их устранению». Реакции внешнего управляющего, как рассказал Сергей Азаров, не последовало.

Бывшие работники и сами дважды писали внешнему управляющему Дмитрию Лазареву. В письмах они сообщают, например, что в уведомлениях о сокращении было указано отсутствие вакантных должностей, однако на предприятии ведется прием на работу; работники требовали назвать сроки проведения расчета по увольнению, писали еще о многом другом.

Но, по словам Сергея Азарова, ответов и на эти письма работники не дождались.

Ждать осталось недолго?

Однако на запрос нашей редакции внешний управляющий отреагировал быстро.

В своем ответе господин Лазарев рассказал, в каком тяжелом финансовом положении он принял завод и, что перед ним, как внешним управляющим, стояла сложная задача — «необходимо было принять срочные меры по погашению задолженности (по зарплате — прим. ред.) и одновременно обеспечить выполнение работ по заключенным госконтрактам в интересах обороноспособности России».

«Мне, при осуществлении обязанностей внешнего управляющего, удалось частично возобновить производственную деятельность, начались выплаты задолженности по заработной плате. С целью оптимизации производственного процесса и снижения бремени расходов предприятия часть работников, не занятых на работах, пришлось уволить и сократить их должности. В настоящее время мной осуществляются мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия, в том числе, подготовлены для продажи непрофильные активы АО «СКАТ-28 ВЗ». Продажа этого имущества позволит погасить всю имеющуюся задолженность перед работниками ориентировочно в течение апреля 2020 года».

Уже наступил май, но долги по зарплате, по словам Сергея Азарова, большинство бывших работников так и не получили. Впрочем, из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве стало известно, что торги по продаже имущества СКАТа перенесены на 26 мая. Ранее датой торгов была назначена дата 16 апреля.

Однако  уверенности в том,  что  в случае продажи имущества бывшие «скатовцы» получат все, что им причитается, нет.

Георгий Кузнецов, начальник Правового управления Ленинградской Федерации профсоюзов:

— По закону о несостоятельности (банкротстве) после продажи непрофильных активов долги покрываются сначала первой очереди кредиторов. А это — не зарплата, а выплаты, связанные с нанесением вреда здоровью. Кроме того, во второй очереди вместе с зарплатой подлежит перечислению НДФЛ (13 % от заработной платы).  Есть и особенности очередности выплаты задолженности, возникшей до начала процедуры банкротства, и уже после её начала (текущие платежи). Мы сейчас не знаем объем задолженности, перед кем есть долги и когда они появились, поэтому возникают вполне обоснованные сомнения в реальной возможности погашения задолженности после реализации активов.

Тем временем бывшие «скатовцы» написали жалобу на внешнего управляющего и исполнительного директора АО «СКАТ -28 ВЗ» в администрацию Президента РФ. Но… письмо было переадресовано в Росреестр, а оттуда, в свою очередь, пришел ответ, что жалоба направлена в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, а копия — в Госинспекцию труда в Санкт-Петербурге. «О результатах рассмотрения Вам будет сообщено указанным территориальным органом Росреестра» — сообщается в ответе.

И профсоюз не известили

А теперь о ситуации с увольнением председателя первичной профсоюзной организации завода Натальи Некрасовой. Также, как и с другими ее коллегами, с ней не рассчитались при сокращении — а должен ей завод более 460 тысяч рублей: зарплата с февраля по октябрь 2019 года, положенное по сокращению пособие и компенсация за неиспользованный отпуск. Кроме того,  уволили ее, как утверждает председатель Межрегиональной организации профсоюза Алексей Комиссаров, с нарушениями статьи  374  Трудового кодекса РФ: работодатель о предстоящем увольнении  председателя  первичной профсоюзной организации вышестоящий профсоюзный орган не проинформировал.

Алексей Комиссаров: «О том, что Наталья Ивановна уволена, мы узнали только по факту, хотя по закону работодатель должен был не просто поставить нас в известность, а согласовать ее увольнение».

Справедливо посчитав, что ее права нарушены, причем дважды — и в части невыплаты зарплаты и выходного пособия, и в части процедуры увольнения, Некрасова обратилась в суд. Сейчас идет судебное разбирательство.

А вот как свои действия по отношению к профлидеру объяснил работодатель в ответе нашей редакции.

По его мнению,  «на момент введения внешнего управления в АО «СКАТ-28 ВЗ» профсоюзная организация не осуществляла никакой деятельности, работники предприятия не являлись членами этой профсоюзной организации. Некрасова Н.И. при указанных условиях не сообщила при увольнении о том, что является руководителем выборного профсоюзного органа…».

При этом сам внешний управляющий находится в другом городе, в Ломоносове бывает наездами и, по словам Некрасовой, им, действительно, встретиться не удавалось. «Но я побывала на приеме у исполнительного директора Сергея Михальчука, когда он приступил к своим обязанностям, официально представившись», — говорит профлидер. А уж почему исполнительный директор не уведомил об этом своего руководителя — вопрос явно не к председателю профкома.

Более того, рассказала профлидер, при увольнении членов профсоюза по сокращению работодатель запрашивал, как это и положено по Трудовому Кодексу, мотивированное мнение у комитета той самой первичной профорганизации, которая якобы «не осуществляла никакой деятельности». Профком выразил отрицательную позицию. О чем, по словам Некрасовой, есть соответствующий протокол. Однако работников все равно сократили. Увы, по закону работодатель  хотя и обязан запросить мнение профсоюза, но не обязан с ним соглашаться.

Конечно, работа профсоюза была затруднена по объективным причинам: если на предприятии не платили зарплату, а значит и не перечислялись профсоюзные взносы, откуда у профорганизации средства на активную деятельность? Да и членов профсоюза на заводе осталось немного (в настоящее время — всего 11 человек). Но тому виной, в том числе, и прошедшие сокращения, и тяжелая финансовая ситуация из-за которой люди увольнялись, в том числе, уже и по «собственному желанию», а вообще-то от безвыходности.

Впрочем, Дмитрий Лазарев готов восстановить профлидера на работе, если соответствующее решение вынесет суд. «В настоящее время спор об увольнении Никитиной Н.И. (внешний управляющей в фамилии председателя первички путается – прим. ред.) разрешается в суде общей юрисдикции. Если судом будет установлено, что увольнение Некрасовой Н.И. проведено с нарушением законодательства, то я, как внешний управляющий АО «СКАТ-28 ВЗ» незамедлительно приму меры по устранению этих нарушений» — сообщил он нашей редакции.

Отстаивает права уволенного председателя и руководитель межрегиональной организации профсоюза Алексей Комиссаров. Он обратился к Лазареву и Михальчуку с письмом, в котором отмечает, что при увольнении были нарушены положения ТК РФ, просит разобраться и принять меры к восстановлению нарушенных прав Некрасовой.

А что же дальше?

Мы уже сказали, что СКАТ — 28 ВЗ — это не единственное предприятие «Ростеха» и «Ремвооружения», работающее на нужды ВМФ, которое столкнулось проблемами. И это не может не беспокоить Алексея Комиссарова, ведь и на заводе «780 РЗ ТСК», и в АО «ГНИНГИ» и АО «15 арсенал ВМФ», равно, как и в «СКАТе», трудятся члены профсоюза. Хотя сегодня в большинстве организаций ситуация стабилизировалась, профлидер озабочен тем, чтобы долги по зарплате не возникли вновь и спокойная на сегодня обстановка не стала такой же, как в «СКАТе». Тем более, что, по словам профлидера, ситуации с недостатком заказов, а значит и задержки зарплаты у подрядчиков ВМФ возникают периодически.

Поэтому он обратился с соответствующим письмом к главе «Ростеха» Сергею Чемезову по ситуации на всех вышеперечисленных предприятиях, в котором назвал имевшиеся факты задержки выплаты заработной платы и перечисления профсоюзных взносов и налоговых и страховых платежей и отметил, что внешнее управление (это касается «СКАТа») «ведется с грубыми нарушениями действующего законодательства и прав работников. Уволенные по сокращению штатов работники не могут получить расчет в течение полугода, причем принимаются на работу новые сотрудники, мнение профсоюзной организации не учитывается». Также профлидер привел факт увольнения Натальи Некрасовой.

Алексей Комиссаров просил главу «Ростеха» разобраться и принять меры «к восстановлению нарушенных прав работников вышеперечисленных предприятий и организаций».

В ответе, пришедшем опять-таки из «Ремвооружения», его временный генеральный директор В.Г.Дмитриев сообщает, что: «Сложившаяся в обществах «780 РЗ ТСК», «ГНИНГИ», «СКАТ-28 ВЗ», «15 арсенал ВМФ» тяжелая финансовая ситуация обусловлена тем, что деятельность данных предприятий направлена исключительно на реализацию задач, поставленных Министерством обороны Российской Федерации, и относится к сфере государственного оборонного заказа. В связи со снижением спроса на продукцию, поставляемую АО «780 РЗ ТСК», АО «СКАТ-28 ВЗ» для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также недозагрузкой обществ, в том числе «ГНИНГИ» и «15 арсенал ВМФ», по линии Минобороны России в 2017-2019 годах, у предприятий образовался дефицит денежных средств, накопилась задолженность по заработной плате перед работниками, налоговым и иным обязательным платежам в бюджет».

При этом, утверждает господин Дмитриев, «АО «Ремвооружение» как акционером, совместно с руководством предприятий предпринимались все возможные меры к погашению просроченной задолженности по заработной плате работникам обществ, в частности — по своевременному выполнению ранее заключенных государственных контрактов и договоров на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа, взысканию дебиторской задолженности с контрагентов, заключались новые государственные контракты.

В настоящее время, сообщается в письме, АО «780 РЗ ТСК» и АО «ГНИНГИ» «осуществляют свою деятельность в штатном режиме, выполняют государственные контракты и не имеют задолженности по заработной плате перед работниками, задолженность перед бюджетом также погашена».

А что касается СКАТ — 28 ВЗ и АО «15 арсенал ВМФ», временный генеральный директор напоминает, что задолженность по заработной плате перед их работниками «будет погашаться в порядке, установленном положениями Закона о банкротстве, после поступления денежных средств в результате реализации планируемых в ходе процедур внешнего управления мероприятий». А вот возможность вмешиваться в текущую деятельность находящихся под внешним управлением  организаций у АО «Ремвооружение», судя по письму, отсутствует.

… И обращение профсоюзного лидера «для проверки изложенных в обращении фактов и принятия мер по их устранению» перенаправлено, как уже несложно догадаться, внешнему управляющему АО «СКАТ — 28 ВЗ» и АО «15 арсенал ВМФ»  а им, в обоих обществах является Дмитрий Лазарев. Ответа от него, по словам Комиссарова, пока нет.

На момент получения письма из «Ремвооружения», долгов по зарплате в АО «15 арсенал ВМФ», по словам председателя первичной профорганизации Елены Стекольщиковой, не было. Кроме того, сообщила профлидер первички, сокращений, несмотря на внешнее управление, не проводилось, у организации есть заказы и даже «существует перспектива вывода из-под внешнего управления в нормальный режим работы».

А вот что касается СКАТа , то пока готовился материал, в адрес Сергея Азарова пришло письмо  из управления  Росреестра по Санкт-Петербургу. В письме сказано: «В действиях (бездействии) внешнего управляющего Лазарева Д.В. выявлено нарушение п.п.1,2 ст. 134,п.4 ст 20.3 Закона о банкротстве, а именно нарушение порядка погашения требования кредиторов по текущим платежам. […]

После соблюдения процессуальных прав арбитражного управляющего Лазарева Д.В. Управлением будет вынесено процессуальное решение».

Каким оно будет, поможет ли это людям добиться справедливости и выплаты зарплат пока неясно,  но  бороться за это они все равно будут.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.