Подвиг блокадных судмедэкспертов

Подвиг блокадных судмедэкспертов
15 мая
14:39 2020

Об их работе в блокадные дни знают, в основном, специалисты, их сегодняшние коллеги. Между тем, судмедэксперты блокадного Ленинграда каждый день совершали свой незаметный подвиг, исследуя причины гибели людей, участвуя в расследовании преступлений, помогая предупреждать опасные инфекционные заболевания. И не всем было суждено дожить до Победы. В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Музее судебной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова была дополнена новыми объектами и архивными материалами экспозиция «Не выпустив память из рук…», посвященная Великой Отечественной войне и блокадному периоду в истории судебной медицины Ленинграда.

«При нашей кафедре многие годы работает музей судебной медицины. Один из его залов полностью посвящен работе судебно-медицинских экспертов в годы войны и блокады Ленинграда. Там хранятся блокадные объекты, архивные документы, многие – уникальные. К семьдесят пятой годовщине Победы мы подготовили стенд, посвященный преподавателям нашей кафедры, приближавшим день Победы на фронте и в тылу, а также выполнявшим свой профессиональный долг в блокированном фашистами Ленинграде», –говорит заведующий кафедрой судебной медицины, профессор Евгений Мишин, начиная свой рассказ о том, как трудились в течение всех 900 дней блокады ленинградские судмедэксперты.

Следует отметить, что предвоенный Ленинград был одним из центров советской судебно-медицинской науки и практики. Здесь работали многие известные ученые, действовало созданное 1925 году первое в стране научное общество медицинской экспертизы. В городе на Неве были разработаны и впервые применены многие передовые методы. Перед войной в ленинградской судебно-медицинской службе работали 83 человека, среди которых– 25 судебно-медицинских экспертов.

8 сентября 1941 года кольцо вражеской блокады сжимается вокруг Ленинграда. Судмедэкспертам приходится работать под артобстрелами и бомбежками. А в октябре к этим трудностям прибавляется голод, вышедшее из строя отопление и водопровод.

К тому же в городе осталось всего семь (!) экспертов, восемь были мобилизованы, девять – эвакуированы в тыл. Среди оставшихся в городе был и единственный профессор в области судебной медицины Владимир Николаевич Розанов (1893-1946), заведующий кафедрой судебной медицины 2 Ленинградского медицинского института (с 2011 г. – СЗГМУ им.И.И.Мечникова).

Трудно или почти невозможно представить нагрузку, которая легла на небольшой коллектив медиков. В тяжелых военных реалиях руководство работой взяла на себя заведующая городской судебно-медицинской экспертизой Екатерина Тихоновна Бокова (1905–1965).
До конца ноября 1941 года подлежали полному судебно-медицинскому исследованию все тела погибших и умерших, за исключением павших при бомбежках и артобстрелах, когда причину смерти можно было установить по наружному осмотру.

Однако с 5 декабря 1941 года по приказу Ленгорздравотдела все вскрытия были прекращены и возобновлены лишь с мая 1942 года. Это было связано со значительным увеличением числа погибших при бомбежках и артобстрелах, умерших от голода и заболеваний, а также с отсутствием в моргах тепло- и водоснабжения.

Свидетельства о смерти теперь выдавались по наружному осмотру тел, по протоколам и спискам умерших, составленным сотрудниками милиции, руководителями предприятий, комендантами заводских общежитий.

В обязанности судебно-медицинских экспертов входилии дежурства в уголовном розыске для участия в осмотре мест преступлений. И нередко людям, еле стоявшим на ногах от голода, приходилось добираться пешком на место преступления, расположенное в другом конце города.

Начиная с декабря 1941 года в экспертной практике стали встречаться и преступления, связанные с каннибализмом. При рассмотрении таких дел военным трибуналом заключение эксперта имело решающее значение.

Голод, тяжелые условия, огромные нагрузки уносили жизни ленинградских судмедэкспертов. В первый период блокады умерли от голода и болезней самые опытные врачи старшего поколения, работавшие в экспертизе с первых ее дней: Л.М. Вишневский (1863–13.07.1941), А.М. Аргун (1871–25.01.1942), А.Н. Семеновский (1883–11.03.1942), К.П. Значковский (1876–13.06.1942), Н.И. Ижевский (1872-28.10.1942). Их личные дела хранятся в архиве Бюро судебно-медицинской экспертизы.

На смену опытным погибшим экспертам пришли недавние выпускники медицинских вузов А.С. Логачева, С.Р. Харченко, К.Л. Кленовская. Их подготовкой по судебной медицине занимался профессор В.Н.Розанов, а по патологической анатомии – профессора М.К.Даль и В.Г. Гаршин.

Следует отметить, что в период блокады Ленинграда не прекращалась работа научного общества судебных медиков. Так, по архивным данным, в 1942–1943 годах было проведено 6 заседаний судебно-медицинского сектора Ленинградского общества патологов, на которых было заслушано 7 научных докладов.

«На 23 апреля нами была запланирована научная конференция, приуроченная к юбилею Победы. Из-за коронавируса ее пришлось отложить и теперь, наверное, проведем ее только осенью. А 8 мая мы приняли участие в возложении цветов к памятнику сотрудникам и студентам-медикам 2 ЛМИ, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и к мемориальной доске, напоминающей о том, что в годы войны и блокады в больнице им. И.И.Мечникова (ныне больница имени Петра Великого) работал сортировочно-эвакуационный госпиталь номер 2222, через который прошли триста десять тысяч наших бойцов! Малоизвестный факт – наши медики спасали жизни и пленным офицерам и солдатам вражеской армии. За годы войны в госпитале прошли лечение более 1200 военнопленных»,– рассказывает заведующий кафедрой судебной медицины Евгений Мишин.

Он напоминает о том, что 2 Ленинградский медицинский институт был одним из немногих вузов, продолжавших работать в блокадном городе. За годы войны из стен вуза вышли 1400 молодых врачей.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.