Теги

1 Мая АПК Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Подписаться на новости

Финский залив был кашей из мин

Финский залив был кашей из мин
07 мая
11:32 2020

Отгремели победные залпы, но до начала шестидесятых годов продолжалась опасная, требовавшая мужества, хладнокровия и профессионализма работа по очистке акваторий Финского залива и Ладожского озера от многочисленных мин. И неслучайно боевое траление приравнено к участию в боевых действиях. От качества их работы зависели жизни многих людей – военных и гражданских моряков, пассажиров, рыбаков. О тех далеких днях рассказывает участник событий.

Доктор сельскохозяйственных наук, академик Петровской академии наук и искусств Юзеф Константинович Ковальчук – частый гость во Дворце Труда. Он активно участвует в работе областной организации Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ, входит в ее научный совет, выступает на конференциях, охотно знакомит членов профсоюза со своими работами, посвященными концепции продовольственной безопасности России.

И мало кто знает, что в молодости он в течение четырех лет нес тяжелую и опасную службу на борту тральщика. Эти годы ученый вспоминает неизменно с теплом, отмечая, что флот стал для него настоящей школой жизни.

В 1956 году Юзеф Ковальчук был призван на военную службу. Попал на флот, хотя хотел на Целину в автобат, работать со знакомыми ему автомобилями, тракторами, комбайнами. К этому моменту у него уже была неплохая профессиональная подготовка.

«Я окончил училище, готовившее механизаторов для сельского хозяйства. Так как любил технику, больше всех возился с трактором, меня оставили преподавать – учить водить трактор. До призыва я год проработал в училище. Одновременно окончил курсы ДОСААФ, освоил вождение автомобиля и мотоцикла», – рассказывает ветеран.

И неслучайно его направили в школу мотористов, расположенную в Кронштадте. По окончании предлагали сдавать, как и всем, на третий класс, но молодой матрос твердо заявил: «Буду сдавать только на первый. Я тракторист, шофер, мотоциклист, двигатель знаю». И добился своего. Экзамен был сложный, но заслуженный первый класс был получен.

А местом службы стал рейдовый тральщик с экипажем в 30 человек. Юзеф Ковальчук становится старшиной команды мотористов – около десяти человек.

Ранней весной на мачте тральщика поднимали вымпел «к походу и бою готов», который флотские острословы прозвали «длинным рублем» – траление приравнивалось к боевым действиям, и зарплаты как офицеров, так и матросов в эти месяцы были значительно выше. Начиналась трудная и опасная работа по очистке моря от мин.

«Даже в середине 50-х годов Финский залив был настоящей кашей из мин. Много работали мы в районе побережья Эстонии рядом с финской морской границей. Ходили и по Ладоге, там немцы набросали очень много мин в районе Дороги Жизни. Нам приходилось с ранней весны до поздней осени пахать тралом всю акваторию Финского залива и Ладоги», – рассказывает Юзеф Ковальчук.

Подрезанные тралом мины всплывали. После того, как мина была обнаружена, в хорошую погоду к ней на шлюпке подходили минеры, привязывали взрывпакет и как можно быстрее плыли обратно. Поднимался огромный, выше десяти метров, столб воды. «В этот день у нас был рыбный праздник – уха, на второе жареная рыба », – вспоминает ветеран.

В штормовую погоду, когда подплывать к мине было опасно, мины расстреливали из двух небольших пушек и крупнокалиберного пулемета. Мину качало, тральщик качало, и часто попадали далеко не с первого раза.

Часто к морякам обращались рыбаки, которым мины попали в сети вместо рыбы. Экипаж тральщика приходил к ним на помощь.

Нелегкой была и работа моториста. Дежурство продолжалось четыре часа. Больше никто бы и не выдержал – дизель разогревается до 80 градусов. Немало было хитростей в этой работе – нужно было знать устройство двигателя, допустимые режимы работы.

«Очень сложно было быстро и правильно подбирать обороты двигателя, когда два тральщика одновременно буксировали трал, и нужно было идти вровень – не отставая и не уходя вперед», – вспоминает Юзеф Ковальчук.

Осенне-зимний период, когда корабль стоял у пирса, для мотористов был заполнен напряженной работой – нужно было провести ремонт и техобслуживание, обеспечить надежную работу двигателя на весь период выполнения боевой задачи.

А условия жизни на корабле были более чем спартанские. Зимой, когда корабль стоял у пристани, экипаж тоже жил на борту. Тральщик «привязывали» – подключали к береговой электрической сети, подводили шланги с водой.

«На корабле было два кубрика. На каждого матроса приходилось в среднем 0.6 кубометра пространства! Так что при закрытом люке через полчаса кислород исчезал. Поэтому люк все время был открыт – даже в самые лютые морозы. Люди часто простужались, болели. Только в последний год мы стали зимовать на берегу в нормальной казарме. На корабле только несли вахтенную службу », – рассказывает Юзеф Ковальчук.

Правда, тут прибавилась новая напасть, строевая подготовка, о которой первые два года корабельной жизни почти не слышали. «Занимались ей очень неохотно, но в конце концов научились ходить очень даже хорошо!» – вспоминает он.

«Сейчас, по прошествии многих лет, я очень рад, что попал на флот, который стал настоящей школой жизни. А к концу службы очень захотелось учиться, решил поступать в Ленинградский сельскохозяйственный институт, расположенный в Пушкине. На подготовку к экзаменам нужно было время, и меня даже уволили на пару месяцев раньше. И первый экзамен я сдал на пятерку», – говорит он.

Юзеф Ковальчук закончил институт по специальности «инженер-механизатор», вернувшись к любимым тракторам и комбайнам. Потом были годы работы в Архангельской области главным инженером сначала районного, а потом областного управления сельского хозяйства, десятилетия, посвященные сельскохозяйственной науке. Но это – уже другая история.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.