Городу — мыло, фронту – «коктейль Молотова»

Городу —  мыло, фронту – «коктейль Молотова»
06 мая
13:10 2020

В суровые дни блокады в Ленинграде продолжали работать многие предприятия. Таким производством, наряду с оборонными заводами, был и мыловаренный завод имени Л.Я. Карпова (сегодня – ЗАО «Аист»). Несмотря на то, что многие из заводчан ушли на фронт, предприятие  снабжало и город, и Красную Армию такой необходимой продукцией как мыло, стиральный порошок, глицерин и не только. О работниках завода  и их детях заботился профсоюзный комитет, профком принимал участие и  в эвакуации «карповцев».

Историю героической работы предприятия в эти страшные дни бережно хранит профсоюзная организация ЗАО «Аист».

В первые месяцы Великой Отечественной на фронт ушли 194 работника завода, еще 60 человек пополнили ряды МПВО и отрядов народного ополчения. Не вернулись с поля боя 120 «карповцев».

День начала блокады – 8 сентября 41-го — стал одним из самых трагических в военной истории предприятия: знаменитые Бадаевские склады, разбомбленные фашистами, находились рядом с заводом. В этот черный день на территорию производства было сброшено более 140 вражеских «зажигалок», часть из которых попала, в том числе, в лабораторию, помещение слива жидкого мыла и мыловаренный цех. Однако, даже во время бомбежек предприятие не переставало работать  — выпускать мыло в кусках для фронта, глицерин и стиральный порошок. Причем вся продукция изготавливалась из старых запасов сырья. А с сентября 41-го «карповцы» освоили выпуск бутылок с зажигательной смесью, так называемого «коктейля Молотова». В январе 42-го завод произвел 39 тонн моющих средств.

Председатель завкома П.В. Лебедев с первых недель войны возглавил оборонные работы по рытью щелей, укрытий на Лиговском проспекте, где по-прежнему находится завод, и непосредственно на территории промплощадки. У конторы  в землю был зарыт сырьевой бак, который сверху забросали землей и укрыли дерном. В нем во время бомбежек прятались дети, старики и свободные от работы «карповцы», проживающие на территории завода (большинство работников были переведены на казарменное положение). С первых чисел декабря для ослабевших  от голода заводчан по настоянию профсоюзной организации был организован стационар, где в течение 10-15 дней  под наблюдением врача заводского здравпункта Р.Н Серебринской работники получали несколько улучшенное питание. Оставшимся на казарменном положении для поддержания сил выдавали по 0,5 литра  желе, состоящего из желатина, глицерина, воды и пищевой отдушки. Готовили эту «еду» тут же — на заводе.

По указанию городских парторганизаций в ноябре 1941 года были демонтированы четыре медицинских автоклава, применявшихся для расщепления жиров. На одном из городских пищевых предприятий их стали использоваться для производства пищевых дрожжей из древесных опилок – для поддержания рациона ленинградцев.

В ноябре-декабре 41-го коллектив «карповцев» получил ответственное задание – восстановить деятельность городской бани на расположенной рядом Курской улице, чтобы, в том числе, предотвратить в блокированном городе возможную вспышку заболеваний. За работу взялись члены заводской восстановительной команды МПВО — водопроводчики, слесари, работники котельной. Баня была восстановлена в кратчайшие сроки. «Сейчас это может показаться неуместным и даже смешным, в то время как родной Ленинград находился в кольце вражеской блокады – нет топлива, воды, электричества – но полуголодные ленинградцы, несколько месяцев не видевшие бань, сочли бы за великое счастье помыться», — говорится в исторической справке.

По просьбе 59-й армии Волховского фронта в феврале 1942-го был командирован на фронт начальник мыловаренного цеха, технолог-мыловар В.Н. Покровский – для организации фронтового мыловаренного завода. Для полевого мыловарения в дело шли не только специально выделенные кальцинированная и каустическая сода, но и туши убитых животных.

В апреле 42-го по «Дороге жизни» на Большую землю было эвакуировано большинство работников завода. Им помогали, чем могли, профсоюзная первичка и оставшиеся на заводе комсомолки.

В связи с эвакуацией работников и сокращением объемов, в августе 42-го на заводе был создана специализированная рабочая группа в составе 44 человек под руководством главного инженера И.П. Стеценко — по переработке отходов и сырья, полученного при зачистке оборудования. В сентябре специалисты группы подготовили одно из отделений мыловаренного цеха для производства жидкого мыла в зимний период. Несмотря на уменьшение объемов и количества работающих, «карповцы» делали все возможное, чтобы завод продолжал давать продукцию, так необходимую городу.

Предприятие продолжало работать до весны 1943 года. Затем было принято решение о его консервации.  Но сразу после снятия блокады встал вопрос о деконсервации и восстановлении деятельности. Было получено разрешение от властей на возвращение «карповцев», работавших на других предприятиях Ленинграда и эвакуированных — более 100 человек с семьями. Забота по расселению прибывших, организации питания для работников легла на плечи профсоюзной организации. С апреля завод начал выпускать первую продукцию: стиральные порошки  для ленинградских госпиталей.

Большую помощь в решении бытовых проблем, по воспоминаниям заводчан, несмотря на то, что был занят вопросами возобновления деятельности завода, оказывал директор предприятия С.К. Акатов. Он организовал силами оставшихся заводчан и тех, кто возвращался, работы по восстановлению заводских общежития и столовой. В апреле 44-го «карповцы» организовали подсобное хозяйство, благодаря чему уже осенью стало возможным получать в заводской столовой дополнительное питание без талонов  — огороды предприятия дали неплохой урожай. И конечно, неоценимую помощь в этих работах оказывал профсоюз.

В 1944 году рабочие безвозмездно отработали на восстановлении завода 12000 человеко-часов. 7 октября 1945 года под руководством партийной и профсоюзной организаций  «карповцы» вышли на субботник по созданию Московского парка Победы и получили грамоту администрации Московского района, которая хранится в музее предприятия.

Героический труд работников мыловаренного завода имени Л.Я. Карпова в годы блокады по достоинству отмечен государственными наградами. Механик порошкового цеха П.С. Сергеев был удостоен ордена «Знак Почета», главный механик завода П.О. Соколов  — медали «За трудовую доблесть», начальник пожарно-сторожевой охраны Ф.И. Яковлев – медали «За трудовое отличие». Награды заводчанам были вручены в самый разгар войны – в ноябре 42-го – в двадцать пятую, юбилейную годовщину Октябрьской революции.

По материалам архивных данных ЗАО «Аист» подготовила Татьяна Мотовилова.

Фото http://wikimapia.org/

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.