«Великий интендант» или генерал, без которого не было бы Победы

«Великий интендант» или генерал, без которого не было бы Победы
06 мая
11:31 2020

9 мая — День Победы 
Обеспечить снабжение многих тысяч воинских частей, как в реалиях катастрофы первых дней войны, так и в условиях стремительного наступления на врага, наладить бесперебойную работу стальных магистралей, доставляющих все необходимое фронту, осуществляющих эвакуацию в восточные районы страны многих оборонных предприятий – такие задачи стояли в годы Великой Отечественной перед нашим земляком начальником Управления тыла РККА генералом Андреем Васильевичем Хрулевым, взявшим на себя в самое тяжелое время и обязанности наркома путей сообщения.
«Теперь нужен тост за подлинного полководца и великого труженика войны, без которого и не было бы этой великой победы. Выпьем за товарища Хрулева», – скажет Сталин во время торжественного вечера в Кремле, посвященного победе в Великой Отечественной войне.

Андрей Хрулев родился 18 сентября 1892 в деревне Большая Александровка Ямбургского уезда (ныне Кингисеппский район Ленобласти) в семье сельского кузнеца. Необычная история, связанная с фамилией, словно определила его судьбу. Дело в том, что фамилия «Хрулев» была взята дедом Василием, отслужившим в царской армии 25 лет, участником обороны Севастополя в 1853–55 годах, в честь уважаемого солдатами героя Крымской войны генерала Степана Хрулева.
Очевидно, старому солдату не сразу удалось исполнить свое намерение – сын его был записан Васильевым. У Андрея Хрулева было 5 братьев – Василий, Павел, Кузьма, Семён и Михаил – и сестра Евдокия. При этом Василий и Кузьма носили фамилию Васильевы, а Андрей, Михаил, Павел, Семён и Евдокия – Хрулевы.

Андрей Хрулев заканчивает три класса сельской школы и в девятилетнем возрасте уезжает в Санкт-Петербург, где его отец устраивается кузнецом на Путиловский завод. Подростком Андрей Хрулев работает в мастерской ювелира, учится на вечерних курсах. В 1912 году увлекшийся идеями большевиков юноша был выслан в Эстляндскую губернию.Вернувшись в Петроград, в 1915-17 годах он работает на знаменитом Охтинском пороховом заводе.

В феврале 1917 он командует красногвардейским отрядом, а в октябре участвует в революционных событиях. В августе 1918 Хрулев становится комендантомреволюционной охраны Пороховых. А 1919-21 годы проходят на фронтах гражданской войны в должности помощника начальника и начальника политотдела 14-й кавалерийской дивизии Первой конной армии.

После окончания гражданской войны Андрей Хрулев продолжает службу в Красной Армии, занимаясь теперь хозяйственной и финансовой работой. Он руководил военно-финансовым управлением РККА (1930–36), военно-строительным управлением Киевского военного округа (1938), управлением снабжения РККА (1939).

В 1940 году генерал-лейтенант Хрулев возглавил созданное по его инициативе Главное интендантское управление Красной Армии.

Генерал Хрулев 1941 год

Подвиг «Великого интенданта»
22 июня 1941 года начинается подвиг генерал-лейтенанта Хрулева, которого иногда называют «Великим интендантом». Его главной заслугой стало то, что в тяжелейших условиях войны система материально-технического снабжения армии не рухнула, а приспособилась к новым реалиям, быстро находя новые – подчас неординарные – решения.К ведению генерал-лейтенанта Хрулева в годы войны относились железнодорожный и автомобильный транспорт, дорожное хозяйство, организация питания и вещевого обеспечения войск.

Свой огромный вклад внес он в оборону Ленинграда, став одним из организаторов легендарной Дороги жизни. Также именно по его приказу по дну Ладожского озера были проложены кабели от Волховской ГЭС, по которым обеспечивался электроэнергией блокадный Ленинград.
В 1942-43 годах генерал-лейтенант Хрулев одновременно исполняет обязанности Народного комиссара путей сообщения, заменив на два года не справившегося с работой в военных условиях Лазаря Кагановича. Наряду со снабжением армии, он отвечал теперь за работу всего железнодорожного транспорта СССР.

..Я был вызван к телефону лично Сталиным, который заявил мне, что он сегодня внесет предложение в Политбюро ЦК о назначении меня наркомом путей сообщения. Еще раз я просил его не делать этого, поскольку мой авторитет слишком мал для большой армии железнодорожников, и мне будет крайне трудно справляться с таким большим делом. Если Каганович, будучи членом Политбюро ЦК партии, будучи членом ГКО, не справился с этим делом, то как же я смогу справиться с этим делом..
…Не имея больше возможности доказывать и возражать против моего назначения на пост наркома путей сообщения, я спросил Сталина: – Кто же будет начальником Тыла Красной Армии? – Он ответил: – Начальником Тыла останетесь Вы. Потому и целесообразно Ваше назначение наркомом путей сообщения. Являясь одновременно начальником Тыла, Вы используете все свое право наркома, чтобы в первую очередь обеспечить действующую армию.
В тот же день, 25 марта 1942 г., ровно в 12 часов ночи я получил решение о назначении меня народным комиссаром путей сообщения. И буквально тут же позвонил Л. М. Каганович, который просил срочно приехать к нему в НКПС. Я приехал в НКПС, получил ключи от стола и стул, на котором сидел нарком путей сообщения, и без каких бы то ни было формальностей вступил в новую должность. Вся процедура приема-сдачи проходила в пределах 15 минут…. 

При вступлении в должность наркома путей сообщения перед генералом Хрулевым встало множество сложнейших вопросов, каждый из которых вначале казался неразрешимым. Как расчистить железные дороги от громадного количества груженых вагонов, каким путем поднять более 3000 брошенных поездов? Какие меры необходимо принимать для сохранения находящихся в бездействии пассажирских вагонов и паровозов? Каким путем повысить эффективность труда работников железнодорожного транспорта? Как обеспечить работу прифронтовых железных дорог, подвергающихся артиллерийским обстрелам и налетам вражеской авиации?

Его современники удивлялись энергии, скорости, с которой он решал сложнейшие вопросы – срочную переброску войск, заторы на станциях, строительство новых объездных линий, таких, как построенная в кратчайшие сроки железная дорога Астрахань – Кизляр. Восстанавливались разрушенные вражеской авиацией и взорванные отступающим противником железнодорожные мосты.

Андрей Васильевич отличался высокой трудоспособностью, неистощимой энергией, всегда оперативно решал все возникавшие вопросы. А их оказалось немало. … шёл колоссальный поток грузов, в частности, вооружения и боеприпасов. И все эти перевозки надо было спланировать, согласовать. Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев. Об артиллерии и немного о себе

Хрулев был мастером найти выход из трудной ситуации. Он, например, придумал транспортно-гужевые дивизии. Ивановские фабрики во время войны работали на полную мощность по выработке шинельного сукна. Но у них отобрали машины для фронта, не на чём стало подвозить шерсть. Вот и сформировали эти конные части из колхозных лошадей. Конечно, это удар был по колхозам, потому что людям приходилось пахать на коровах и на себе. Но обеспечение фронта считалось главным.
Из воспоминаний Михаила Смиртюкова, помощника заместителя председателя Совнаркома СССР

В годы войны генерал Хрулев постоянно выезжал в действующую армию, не только знакомясь с обстановкой, но и помогая на местах решить сложные проблемы. Сильной стороной генерала было, конечно же, и умение работать с кадрами, говоря сегодняшним языком – «создавать команду», выдвигать энергичных и распорядительных людей.

В 1943 году ему было присвоено звание генерал армии. Заслуги Хрулева были отмечены двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени и медалями, а также орденами Крест Грюнвальда (Польша), Чехословацкий Военный крест (1939), Орден «За военные заслуги» (Болгария) 1-й степени со звездой, Орден Партизанской звезды (Югославия).

Война не обошла стороной родных генерала – трое его племянников погибли на фронте, брат был расстрелян оккупантами, а деревню Большая Александровка в 1943 году сожгли каратели, после войны эту деревню не восстанавливали.

Годы послевоенные
Несмотря на награды и признанные заслуги, послевоенные годы не были спокойными. Прямолинейность, готовность отстаивать свою точку зрения принесли ему немало могущественных недоброжелателей, среди которых были Лаврентий Берия, начальник Главного политуправления РККА Иосиф Мехлис, заместитель председателя Совета министров СССР Александр Булганин.

В 1948 году была арестована жена Хрулева, ее освободили только в 1953 году, впоследствии реабилитировав. А в 1951 году он был уволен из армии, которой отдал десятилетия своей жизни. С 1951 по 1958 год Андрей Хрулев занимал должности заместителя министра промышленности строительных материалов СССР, замминистра транспорта и автомобильных дорог СССР, замминистра строительства.

С 1958 года он инспектор-советник группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, заместитель председателя Комитета ветеранов СССР.

Еще одна важная веха в жизни генерала. В 1955-57 годах Андреем Васильевичем Хрулевым была проделана огромная работа по реабилитации военачальников, репрессированных в 30-е годы. При этом известно, что многие ходатайства Хрулева о реабилитации своих сослуживцев были поданы, как минимум, на год раньше официального осуждения культа личности Сталина.

Генерал армии Хрулев умер 9 июня 1962 года и был похоронен на Красной площади в Кремлевской стене.Имя генерала, без которого не было бы победы, увековечено в названии улицы в Кировском районе Санкт-Петербурга, военной медали «Генерал армии Хрулев», премии, учрежденной Академией военных наук. Его имя носит расположенная в Санкт-Петербурге Военная академия материально-технического обеспечения им. Генерала армии А.В. Хрулева.

Во время Отечественной войны начальником тыла Красной армии был генерал Хрулев. Талантливейший организатор, которого ценили Сталин и весь генералитет. Так вот, ему как-то позвонил помощник Сталина Поскребышев. «Тут,— говорит,— пришла шифровка от Хрущева. Он докладывает, что войска Сталинградского фронта восстановили мост через Волгу. А вроде бы этим занимались твои части?»
Хрулев попросил Поскребышева придержать хрущевскую телеграмму и написал доклад о том, как все было на самом деле. И обе бумаги Поскребышев доложил Сталину вместе. И тот за вранье сделал Хрущеву по телефону хорошее вливание.
Так Хрущев за этот случай мстил Хрулеву много лет. Долго держал его в тени, не давал расти. Назначили Хрулева заместителем министра шоссейных и автомобильных дорог. Хрущев долго думал, какую бы свинью ему ещё подложить. Решил он Астраханскую пойму поднять. И послал туда Хрулева уполномоченным.
Вскоре он умер. Где хоронить? Военные за то, чтобы в Кремлевской стене, Хрущев категорически против. Затянул до последнего. Покойный лежит в Доме Советской армии. Уже надо выносить его, а вопрос не решен. Если в могиле, то надо везти на Новодевичье кладбище, если в стене, то надо кремировать. И буквально за несколько часов до похорон Хрущев сдался, передумал, разрешил хоронить на Красной площади. Из воспоминаний Михаила Смиртюкова, помощника заместителя председателя Совнаркома СССР.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.