Труд будущего в «матрице компетенций»

Труд будущего в «матрице компетенций»
24 марта
12:19 2020

Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным на рынке труда в недалеком будущем? Какова роль образования в формировании этих навыков? Как изменятся многие профессии? Останется ли вообще такое понятие как профессия? Или на смену ему придет «набор компетенций»? Обо всем этом рассуждали на круглом столе «Профессии будущего и профессиональная подготовка молодежи». Он прошел в рамках потока «generationsY&Z» на IV Санкт-Петербургском международном форуме труда. Узнав мнение участников круглого стола — психологов, социологов, маркетологов и предпринимателей — «Площадь Труда» поинтересовалась и мнением профсоюзных экспертов.

Сегодня на переднем крае цифровизации находятся профессии, объединенные аббревиатурой SMM — «Social Media Marketing» — то есть все то, что связано с продвижением товаров, услуг и новых технологий через интернет-ресурсы и, в частности, социальные сети. В этом уверена Эльнара Петрова, руководитель, Агентства экспертного маркетинга «NextMedia».

«Речь идет о маркетологе, PR-менеджере и журналисте. Эта сфера развивается сегодня настолько быстро, что за ней не поспевают образовательные стандарты,  — говорит Эльнара Петрова.  — Кто выбирает SMM должен воспитать в себе «диджитал-личность» (цифровую личность — ред.), чтобы чувствовать себя комфортно в этой среде».

При этом эксперт подчеркивает, что уже сейчас наше общество расслаивается на тех, кому комфортно в цифровом мире, и тех, кому, увы, нет, кто не может принять новые требования, вызванные цифровизацией.

На смену обычным профессиям приходит «матрица компетенций»,  — замечает модератор круглого стола, кандидат политических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Камилла Нигматуллина.

В то же время, никакая диджитализация не упразднит фундаментальных гуманитарных знаний и навыков, которые, как раз и будут платформой для развития той самой диджитал-личности. То есть никакие — пусть и фундаментальные — изменения на рынке труда не отменят классического образования. Это мнение доцента социологического факультета СПбГУ Майи Русаковой.

Робот формирует команду: цифровой вызов в НR-сфере

Новое прочтение старого
«Университет позволяет получить универсальные знания по философии, истории архитектуры, литературе и так далее. Так появляется человек с большой широтой взглядов, классически образованный, обладающий креативностью, способный нестандартно мыслить. Он одновременно знает и математику, и естественные, а также гуманитарные науки, и, в следствие этого, имеющий разнообразие интересов. Именно такие люди будут работать в тех сферах, где робот никогда не заменит человека»,  — говорит она.

С ней согласна и Анастасия Хрисанфова, основатель сообщества «HRDome». По ее мнению, классическое образование — это большое подспорье на рынке труда для успеха и в эпоху цифровизации.

«Нужны не новые навыки, а их новое прочтение. На рынке труда всегда будут востребованы базовые навыки классического образования: критическое мышление, умение находить информацию, постоянно учиться. Также как всегда будут нужны носители компетенций, необходимых в реальном секторе экономики. Главное непрестанно развиваться, а не жить всю жизнь опытом и знаниями, полученными в вузе. Это устаревшая парадигма. Образование должно продолжаться всю жизнь», — говорит Анастасия Хрисанфова.

Примечательно, что эту точку зрения разделяют и специалисты по инновационному — дистанционному обучению.

«Классический университет и онлайн-образование не противоречат, но дополняют друг друга. Это дополнительный инструмент непрерывного образования», — уверена Алина Матвеева, eLearning expert (специалист по дистанционному обучению).

Но, констатирует она, обучение с помощью интернета и мультимедиа только начинает просачиваться на российский рынок. «Главная проблема — кадры. Мы не можем найти людей которые могут преподавать и разрабатывать курсы для электронного образования», — поясняет эксперт.

Так, участники круглого стола фактически пришли к тому же выводу, который был озвучен днем ранее на пленарном заседании Форума Труда его модератором — председателем Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрием Чернейко: мы стоим на пороге перехода от профессий к набору компетенций.

По свидетельству HR бизнес-партнера компании «Veeam» Александры Тулько, филолог может работать сегодня инженером в IT-компании, а бывший военный моряк стать 3D-дизайнером. Главное — универсальные навыки, которые воспитывает все то же классическое образование.

Прямо в мозг…
А бизнесмен Роман Сергеев совершенно не видит связи между классическим образованием и успешным профессиональным развитием. Вместе со своей командой молодой предприниматель создает десятиминутные анимационные ролики, в которых доступным языком излагаются основные идеи различных книг по ведению бизнеса. По его мнению, важно лишь само развитие. А в будущем — когда мозг человека, по слову Илона Маска, можно будет соединить с компьютером — все необходимые навыки можно будет просто скачивать себе в память.

«Мой креативный директор имеет два высших образования, а директор по производству вообще не закончил даже школу — он просто безумно любит графику, и исходя из этого подбирает дизайнеров. И сегодня мы успешно развиваемся: мы пробуем, ошибаемся снова пробуем», — уверяет нас Роман Сергеев

Вместе с тем, предприниматель посетовал, что очень трудно найти тех, кто способен писать «по-настоящему крутые тексты». «Их очень мало!» — воскликнул он.

«Это потому что очень много тех, кто снимает видео», — саркастически заметила Камилла Нигматуллина.

«Когда мы выбираем легкие решения, то атрофируем наши возможности, которые могли быть нашим и конкурентными преимуществами», — вторит ей Эльнара Петрова.

Это не совсем так, считает Майя Русакова. Информацию, по ее мнению, все же следует передавать в разных форматах. «Важно понятным языком донести знание до людей», — сказала она.

Но, кроме самих знаний, уверена Майя Русакова, поколениям Y&Z следует предельно четко разъяснять и то, что даже любимая будет интересной и увлекательной далеко не всегда, даже если ты воспитал в себе диджитал-личность, свободно говорящую на языке компетенций.

Человек и «цифра» — как трудиться будем?

Лишь человеку свойственно творить
Комментируя сказанное на круглом столе, председатель Молодежного совета Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Олег Ланский выразил уверенность, что пришедшая к нам с Запада «матрица компетенций» никогда не отменит классического высшего образования.

Олег Ланский: «Да, филолог, решивший стать видеоопреатором, сможет им стать, но лет через десять, если не больше, когда приобретет тот опыт, который профессиональный оператор, приобрел за несколько лет обучения в вузе».

Как раз именно на основе классического высшего образования эффективнее всего и овладевать новыми компетенциями, уверен профлидер, заметив, что приобретение новых навыков вовсе не означает отказа от прежнего опыта. «Это развитие человека как профессионала, а вовсе не его постоянное переформатирование. Оно возможно лишь там, где выполняются простые операции. Там же, же где идут сложные процессы будет лишь профессиональное развитие», — заметил Олег Ланский.

В качестве примера, наш собеседник приводит профессию программиста.

«Да, действительно, цифровизация значительно автоматизировала процесс программирования. Но, решения все равно принимает сам человек — программист — профи, имеющий высшее инженерное образование, глубокие знания по математике, физике, логике и так далее, — продолжает Олег Ланский. — И он никуда не уйдет. Машина, конечно, может проанализировать статистические данные, но выявить неявные связи при сравнении этих данных сможет только человек, умеющий принимать творческие решения, и его цифровизация не вытеснит никогда».

Лидер профсоюзной молодежи региона также не согласился с тем, что прежние поколения жили лишь опытом, полученным в вузе.

«Профессионалы с высшим образованием никогда не живут прошлым опытом, они развиваются. Через три года это специалист другой квалификации, он может преподавать в вузе. Через пять лет он может смело преподавать в вузе. Когда тот же Сергей Королев создавал свои ракеты — он учился! И когда эти ракеты полетели в космос, Королев был уже совсем другим человеком», — пояснил наш собеседник.

По мнению Олега Ланского «матрица компетенций» позволяет работодателям до определенного момента удешевлять стоимость труда работника, которому говорят: у вас нет такого-то или такого-то навыка, необходимого нам. Мы дадим возможность его приобрести, но платить будем меньше. Но, в конечном итоге, приобретение новых и новых компетенций на базе классического высшего профессионального образования, должно привести к удорожанию стоимости труда.

С Олегом Ланским согласен и Иван Кайнов, первый заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки. Он заметил, что цифровизация устойчиво формирует глобальную, доступную и комфортную образовательную среду, которая постепенно становится одним из главных конкурентов учителя.

Иван Кайнов: «Футурологи говорят, что медиатехнологии скоро скоро могут вытеснить профессию педагога с рынка труда. Однако, оптимисты утверждают, что этого не произойдёт до тех пор, пока мы не перестанем доказывать, что учитель — профессия творческая».

По мнению Ивана Кайнова, не стоит приобретаемые технологические компетенции ставить вместо базовых личностных качеств – творчества, интуиции и работоспособности, «Носители этих качеств, еще в Средневековье поразили мир своими гениальными идеями, а ведь диджитализация творческих способностей человека не произошла и в XXI веке», — отмечает Иван Кайнов.

Фото Е.Локтионовой.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.