Хранитель металла и прав трудовых

Хранитель металла и прав трудовых
24 марта
12:44 2020

 25 марта — День работника культуры в России

Могут ли «300 спартанцев» и месяцы, проведенные на берегу Черного моря сделать из тебя профсоюзного лидера огромного коллектива? Могут! А как — это мы сейчас расскажем. Пожалуй, это будет история о любви… О любви к делу, которому ты служишь и к людям, с которыми ты работаешь…

Сегодня Надежда Гуляева — старший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа, а еще председатель его первичной профсоюзной организации. А все началось с настоящего педагога, любящего и потому глубоко знающего свой предмет. Хорошо известный в городе на Неве Амнон Яковлевич Ежевский навсегда посеял в душе Нади, ученицы средней школы №232, любовь к античной истории.

«Это был школьный педагог институтского уровня!» — вспоминает Надежда Гуляева.

Чуть позже, посмотрев фильм режиссера Рудольфа Мате «300 спартанцев», наша героиня уже точно знала, что после школы ее путь будет лежать на Менделеевскую линию. Дом 5 — тогдашний истфак Ленинградского государственного университета имени А.А.Жданова (ныне Институт истории СПбГУ), а там на кафедру истории древней Греции и Рима.

По признанию Надежды Гуляевой, научная реальность несколько отличалась от ее романтических представлений. Но, все же, она она ни разу за всю жизнь не пожалела о своем выборе.

«Ах, Греция! мечта души моей!»
Университетская жизнь мгновенно началась с… потрясения, но в хорошем смысле этого слова. Студенты со своими преподавателями поехали на раскопки в древний Херсонес. Там, в Причерноморье, будущий историк будет работать еще неоднократно. В этих поездках, между прочем, будущий профлидер обретет бесценный опыт для профсоюзной работы. Но об этом чуть позже. Пока же, девушке предстояло определить сферу своих научных интересов.

— Что вас интересует? — Спарта. — Это слишком широко. Что конкретно? — Греко-персидские войны. — Тогда, это политическая история. — Примерно таким был диалог юной абитуриентки ЛГУ со своим научным руководителем знаменитым ученым Юрием Андреевым. Однако, после кончины профессора Андреева, интерес молодого ученого переключился с Греции на доримскую Италию.

«Я стала изучать самнитов — древний италийский народ, во многом очень похожий на спартанцев, — вспоминает старший научный сотрудник Отдела античного мира. — Была даже версия о том, что это спартанцы, поселившиеся в Средней Италии. Но это все ерунда…» (смеется).

Точная наука
Однако, если ты пришел на работу в Эрмитаж, то просто историком быть мало. Как во всяком музее, здесь нужно было стать отчасти искусствоведом и, отчасти реставратором. «Ведь тому же реставратору надо порой доходчиво объяснить, а чего ты собственно хочешь», — поясняет Надежда Гуляева.

Как музейный хранитель, наша героиня хранит металлы: бронзу, свинец и железо, дошедшие до нас от времен Александра Македонского, царя Леонида, Архимеда, Аристотеля и Пифагора. Среди металлических предметов Надежда Гуляева особенно выделяет коллекцию античных светильников.

Что-то из этих экспонатов найдено непосредственно во время раскопок, а что-то имеет туманное происхождение — они были подарены некогда музею, либо кому-то из коллекционеров. Попадаются и подделки. Они, кстати, сегодня также стали объектом для изучения, ведь порой и копия античного предмета может иметь многовековую историю.

«Понять что перед тобой — подлинная вещь или подделка — можно только держа в руках саму вещь. Если в твоем распоряжении всего лишь каталог или отдельное фото, то порой можно уверенно сделать вывод о том, что перед тобой не настоящая древность. Иногда это настолько очевидно. А вот сказать античная это вещь или нет — нельзя, — посвящает нас в нюансы профессии историк. — Самые очевидные случаи подделки — это предметы из латуни. Античность ее просто не знала!»

Что же нужно, чтобы стать настоящим музейщиком? Во-первых профильное высшее образование, отвечает Надежда Гуляева, во-вторых хорошее знание иностранных языков — без чтения зарубежной литературы не обойтись, а переводчик Google здесь не в помощь. А вот хорошее знание древних языков — древнегреческого и латыни — по мнению нашей визави не так важно.

«Без этого не обойтись эпиграфистам, то есть тем, кто изучает надписи на древних памятниках. Но на вещах мы их встречаем крайне редко, они в основном на архитектурных памятниках», — поясняет она.

Сегодня прилежная ученица Амнона Ежевского и Юрия Андреева сама передает свой опыт студентам той самой кафедры истории древней Греции и Рима СПбГУ: «Вместе с ними мы занимаемся в музейных фондах, смотрим выставки, участвуем в конференциях, когда они совпадают с нашим учебным циклом».

Особая статья — научная и, в частности, экспозиционная работа. «Нужно отобрать вещи, обсудить с куратором выставки, какие именно экспонаты будут представлены на ней и почему именно они. Каждую вещь следует тщательно идентифицировать, датировать. Если это не твоя тема — быстро войти в нее, что-то почитать», — продолжает Надежда Гуляева.

Председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профессионального союза работников культуры Иван Кравцов: «В Государственном Эрмитаже сегодня работает более двух тысяч человек, из них более половины членов профсоюза и только семь членов профкома, которые под руководством председателя первичной профорганизации Надежды Петровны Гуляевой занимаются общественной деятельностью в музее, привлекая к ней весь профсоюзный актив. Они заботятся и о питании и об отдыхе, и об оплате труда и защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюза. Так, по инициативе профкома в музее были открыты дополнительные столовые для сотрудников музея с лояльными ценами, организовываются выезды в другие музеи, во время которых работники обмениваются опытом. Профком Эрмитажа ведёт большую работу, им многое удаётся благодаря тому, что они конструктивно работают с работодателем и совместно решают многие вопросы».

Человек общественный
Казалось бы, где здесь время для профсоюзной работы? А оно есть! Причем, быть неосовобожденным профлидером — ее непременное условие. С любимым делом — мечтой всей жизни расставаться нельзя никак. Будь по-иному, наша героиня стала бы председателем эрмитажной первички гораздо раньше.

Дело в том, что девушка, влюбленная в античность, всегда была и на переднем крае общественной работы. Активная комсомолка, покинув студенческую скамью, стала такой и в Государственной Эрмитаже. Где ее заметила тогдашний председатель профсоюзной организации музея. Со временем, Надежде было сделано предложение — возглавить профком, но…

«В то время в профсоюзе состояли почти все и руководство в Москве решило, что лидер такой огромной первички должен быть непременно освобожденным. На это я пойти не смогла и долгое время была просто членом профсоюзного комитета», — поведала Надежда Гуляева.

Но, от судьбы не уйдешь. Прошло время. Снова выборы. Члены профсоюза выдвинули трех самых достойных. В их числе — Надежда Гуляева.

Впрочем, ученая вовсе не верит в свою победу и даже пытается уйти домой после окончания конференции, думая, что выбор падет вовсе не на нее.

Однако… «Я просто отказывалась верить, что председателем избрана я. В этот вечер моим коллегам пришлось отпаивать меня шампанским», — смеется Надежда Гуляева.

Вот тут-то помог и комсомольский опыт, и, особенно, опыт работы заметителем начальника в археологических экспедициях в Крыму.

«Экспедиция — это ведь не обычная работа: утром пришел, а вечером ушел. Ты два месяца: утром, вечером и ночью находишься в одном и том же коллективе. Там, ко мне, как к помощнику начальника экспедиции шли  люди со своими проблемами и я должна была их решать. Так я совместила этот опыт с профсоюзной работой, и все получилось», — продолжает наша собеседница.

Будьте как дома
Быть профлидером в таком большом коллективе сложно, но в то же время, Надежда Гуляева не считает, что в музее смогут возникать какие-либо особые проблемы.

«У нас государство в государстве. Здесь работают люди самых разных профессий: ученые, служащие, рабочие, технический персонал. Но, как в любом трудовом коллективе — вопросы, чаяния и проблемы всегда одинаковые», — говорит профсоюзный лидер.

Эффективно действовать на благо работников профсоюзной первичке позволяет налаженное социальное партнерство с руководством музея.

«У нас тесный контакт с администрацией. Михаил Борисович Пиотровский и его заместители всегда идут навстречу, при том, делают это очень оперативно. По договору между профсоюзной организацией и администрацией музея на социальные нужды ежегодно выделяется 3 млн рублей. Из этих денег, в числе прочего, мы выделяем единовременную помощь в размере 10 тысяч рублей в случае важных жизненных обстоятельств», — продолжает Надежда Гуляева.

Партнерский диалог профсоюза с администрацией позволил заключить договор с Медико-санитарной частью №122, где сегодня сотрудники Эрмитажа проходят лечение. Забота о ветеранах музея, как о продолжающих работать, так и ушедших на заслуженный отдых, также постоянно находится в поле зрения социальных партнеров. Только ценные подарки каждый из ветеранов получает не менее двух раз в год — на День Победы и в День полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Но, есть и еще одна плоскость социального партнерства, о которой вспоминают здесь не часто — это комиссия по трудовым конфликтам.

«За прошлый год не было ни одного конфликта на почве нарушения трудовых прав, — свидетельствует Надежда Гуляева — а те, что случались раньше, мы всегда решали в пользу работника».

Профсоюзная первичка Государственного Эрмитажа сегодня прирастает молодежью.

«Да, в первую очередь, приходят потому, что нравятся наши спортивные мероприятия и ощутимые материальные поощрения, но потом понимают суть — для чего нужен профсоюз», — рассказывает наша героиня.

Сегодня в планах Надежды Гуляевой наладить экскурсии для сотрудников музея — членов профсоюза — по реставрационным мастерским музея. До этого профлидер реализовала свое предложение устраивать экскурсии по Эрмитажу для его же сотрудников. Популярность этой идеи превзошла все ожидания.

«Люди валят валом! Хотят знать, где же они, собственно, работают. Особенно охранники, которые целыми днями сидят на своих постах!» — продолжает председатель профсоюзной первички.

Надежда Гуляева называет отношения, сложившиеся между профсоюзом и дирекцией музея «домашними», которые позволяют быстро решить любой вопрос. Немалую помощь ей оказывают и соратники.

«У нас нет случайных людей. Каждый член профкома активный помощник и соратник», — заключает наша героиня.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.