Теги

1 Мая АПК Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Март 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Подписаться на новости

Труд будущего в «матрице компетенций»

Труд будущего в «матрице компетенций»
24 марта
12:19 2020

Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным на рынке труда в недалеком будущем? Какова роль образования в формировании этих навыков? Как изменятся многие профессии? Останется ли вообще такое понятие как профессия? Или на смену ему придет «набор компетенций»? Обо всем этом рассуждали на круглом столе «Профессии будущего и профессиональная подготовка молодежи». Он прошел в рамках потока «generationsY&Z» на IV Санкт-Петербургском международном форуме труда. Узнав мнение участников круглого стола — психологов, социологов, маркетологов и предпринимателей — «Площадь Труда» поинтересовалась и мнением профсоюзных экспертов.

Сегодня на переднем крае цифровизации находятся профессии, объединенные аббревиатурой SMM — «Social Media Marketing» — то есть все то, что связано с продвижением товаров, услуг и новых технологий через интернет-ресурсы и, в частности, социальные сети. В этом уверена Эльнара Петрова, руководитель, Агентства экспертного маркетинга «NextMedia».

«Речь идет о маркетологе, PR-менеджере и журналисте. Эта сфера развивается сегодня настолько быстро, что за ней не поспевают образовательные стандарты,  — говорит Эльнара Петрова.  — Кто выбирает SMM должен воспитать в себе «диджитал-личность» (цифровую личность — ред.), чтобы чувствовать себя комфортно в этой среде».

При этом эксперт подчеркивает, что уже сейчас наше общество расслаивается на тех, кому комфортно в цифровом мире, и тех, кому, увы, нет, кто не может принять новые требования, вызванные цифровизацией.

На смену обычным профессиям приходит «матрица компетенций»,  — замечает модератор круглого стола, кандидат политических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Камилла Нигматуллина.

В то же время, никакая диджитализация не упразднит фундаментальных гуманитарных знаний и навыков, которые, как раз и будут платформой для развития той самой диджитал-личности. То есть никакие — пусть и фундаментальные — изменения на рынке труда не отменят классического образования. Это мнение доцента социологического факультета СПбГУ Майи Русаковой.

Робот формирует команду: цифровой вызов в НR-сфере

Новое прочтение старого
«Университет позволяет получить универсальные знания по философии, истории архитектуры, литературе и так далее. Так появляется человек с большой широтой взглядов, классически образованный, обладающий креативностью, способный нестандартно мыслить. Он одновременно знает и математику, и естественные, а также гуманитарные науки, и, в следствие этого, имеющий разнообразие интересов. Именно такие люди будут работать в тех сферах, где робот никогда не заменит человека»,  — говорит она.

С ней согласна и Анастасия Хрисанфова, основатель сообщества «HRDome». По ее мнению, классическое образование — это большое подспорье на рынке труда для успеха и в эпоху цифровизации.

«Нужны не новые навыки, а их новое прочтение. На рынке труда всегда будут востребованы базовые навыки классического образования: критическое мышление, умение находить информацию, постоянно учиться. Также как всегда будут нужны носители компетенций, необходимых в реальном секторе экономики. Главное непрестанно развиваться, а не жить всю жизнь опытом и знаниями, полученными в вузе. Это устаревшая парадигма. Образование должно продолжаться всю жизнь», — говорит Анастасия Хрисанфова.

Примечательно, что эту точку зрения разделяют и специалисты по инновационному — дистанционному обучению.

«Классический университет и онлайн-образование не противоречат, но дополняют друг друга. Это дополнительный инструмент непрерывного образования», — уверена Алина Матвеева, eLearning expert (специалист по дистанционному обучению).

Но, констатирует она, обучение с помощью интернета и мультимедиа только начинает просачиваться на российский рынок. «Главная проблема — кадры. Мы не можем найти людей которые могут преподавать и разрабатывать курсы для электронного образования», — поясняет эксперт.

Так, участники круглого стола фактически пришли к тому же выводу, который был озвучен днем ранее на пленарном заседании Форума Труда его модератором — председателем Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрием Чернейко: мы стоим на пороге перехода от профессий к набору компетенций.

По свидетельству HR бизнес-партнера компании «Veeam» Александры Тулько, филолог может работать сегодня инженером в IT-компании, а бывший военный моряк стать 3D-дизайнером. Главное — универсальные навыки, которые воспитывает все то же классическое образование.

Прямо в мозг…
А бизнесмен Роман Сергеев совершенно не видит связи между классическим образованием и успешным профессиональным развитием. Вместе со своей командой молодой предприниматель создает десятиминутные анимационные ролики, в которых доступным языком излагаются основные идеи различных книг по ведению бизнеса. По его мнению, важно лишь само развитие. А в будущем — когда мозг человека, по слову Илона Маска, можно будет соединить с компьютером — все необходимые навыки можно будет просто скачивать себе в память.

«Мой креативный директор имеет два высших образования, а директор по производству вообще не закончил даже школу — он просто безумно любит графику, и исходя из этого подбирает дизайнеров. И сегодня мы успешно развиваемся: мы пробуем, ошибаемся снова пробуем», — уверяет нас Роман Сергеев

Вместе с тем, предприниматель посетовал, что очень трудно найти тех, кто способен писать «по-настоящему крутые тексты». «Их очень мало!» — воскликнул он.

«Это потому что очень много тех, кто снимает видео», — саркастически заметила Камилла Нигматуллина.

«Когда мы выбираем легкие решения, то атрофируем наши возможности, которые могли быть нашим и конкурентными преимуществами», — вторит ей Эльнара Петрова.

Это не совсем так, считает Майя Русакова. Информацию, по ее мнению, все же следует передавать в разных форматах. «Важно понятным языком донести знание до людей», — сказала она.

Но, кроме самих знаний, уверена Майя Русакова, поколениям Y&Z следует предельно четко разъяснять и то, что даже любимая будет интересной и увлекательной далеко не всегда, даже если ты воспитал в себе диджитал-личность, свободно говорящую на языке компетенций.

Человек и «цифра» — как трудиться будем?

Лишь человеку свойственно творить
Комментируя сказанное на круглом столе, председатель Молодежного совета Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Олег Ланский выразил уверенность, что пришедшая к нам с Запада «матрица компетенций» никогда не отменит классического высшего образования.

Олег Ланский: «Да, филолог, решивший стать видеоопреатором, сможет им стать, но лет через десять, если не больше, когда приобретет тот опыт, который профессиональный оператор, приобрел за несколько лет обучения в вузе».

Как раз именно на основе классического высшего образования эффективнее всего и овладевать новыми компетенциями, уверен профлидер, заметив, что приобретение новых навыков вовсе не означает отказа от прежнего опыта. «Это развитие человека как профессионала, а вовсе не его постоянное переформатирование. Оно возможно лишь там, где выполняются простые операции. Там же, же где идут сложные процессы будет лишь профессиональное развитие», — заметил Олег Ланский.

В качестве примера, наш собеседник приводит профессию программиста.

«Да, действительно, цифровизация значительно автоматизировала процесс программирования. Но, решения все равно принимает сам человек — программист — профи, имеющий высшее инженерное образование, глубокие знания по математике, физике, логике и так далее, — продолжает Олег Ланский. — И он никуда не уйдет. Машина, конечно, может проанализировать статистические данные, но выявить неявные связи при сравнении этих данных сможет только человек, умеющий принимать творческие решения, и его цифровизация не вытеснит никогда».

Лидер профсоюзной молодежи региона также не согласился с тем, что прежние поколения жили лишь опытом, полученным в вузе.

«Профессионалы с высшим образованием никогда не живут прошлым опытом, они развиваются. Через три года это специалист другой квалификации, он может преподавать в вузе. Через пять лет он может смело преподавать в вузе. Когда тот же Сергей Королев создавал свои ракеты — он учился! И когда эти ракеты полетели в космос, Королев был уже совсем другим человеком», — пояснил наш собеседник.

По мнению Олега Ланского «матрица компетенций» позволяет работодателям до определенного момента удешевлять стоимость труда работника, которому говорят: у вас нет такого-то или такого-то навыка, необходимого нам. Мы дадим возможность его приобрести, но платить будем меньше. Но, в конечном итоге, приобретение новых и новых компетенций на базе классического высшего профессионального образования, должно привести к удорожанию стоимости труда.

С Олегом Ланским согласен и Иван Кайнов, первый заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки. Он заметил, что цифровизация устойчиво формирует глобальную, доступную и комфортную образовательную среду, которая постепенно становится одним из главных конкурентов учителя.

Иван Кайнов: «Футурологи говорят, что медиатехнологии скоро скоро могут вытеснить профессию педагога с рынка труда. Однако, оптимисты утверждают, что этого не произойдёт до тех пор, пока мы не перестанем доказывать, что учитель — профессия творческая».

По мнению Ивана Кайнова, не стоит приобретаемые технологические компетенции ставить вместо базовых личностных качеств – творчества, интуиции и работоспособности, «Носители этих качеств, еще в Средневековье поразили мир своими гениальными идеями, а ведь диджитализация творческих способностей человека не произошла и в XXI веке», — отмечает Иван Кайнов.

Фото Е.Локтионовой.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.