Человек и «цифра» — как трудиться будем?

Человек и «цифра» — как трудиться будем?
11 марта
16:08 2020

 27-28 февраля 2020 года — IV Санкт-Петербургский Международный Форум Труда

Наступающий «дивный новый мир» цифровой экономики до неузнаваемости трансформирует всю сферу труда. В нем будут свои победители и свои проигравшие. Победа обещана тем, кто сможет выполнять творческую работу, неподвластную роботам. Такую реальность рисуют нам социологи, предрекая даже новые революционные изменения. В свою очередь, профсоюзы по-прежнему намерены защищать интересы человека труда и в цифровой реальности. Пресловутая «цифра», прогибая под себя «изменчивый мир», все же не отменит института социального партнерства. Власть, работодатели и профсоюзы должны выработать новые решения, чтобы сохранить социальную стабильность.

Обмен мнениями о перспективах труда в эпоху цифровой экономики состоялся на рабочей секции «Цифровой капитал как драйвер развития сферы труда». Наряду с учеными активное участие в нем приняли и профсоюзные лидеры. Одним из наиболее ярких и предметных стал доклад заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Евгения Макарова.

Но сначала несколько тревожный тон обсуждению задал в своем выступлении заведующий лабораторией Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Вячеслав Бобков.

«Нас ждет подрыв социальной функции труда. Цифровая экономика — это угроза безработицы. Впереди разделение на тех, кто освоит эти технологии и тех кто не освоит. Последние станут жертвой искусственного интеллекта», — сказал он.

Человек — это звучит…
Избежать такого исхода возможно, если, по мнению профессора Белорусского государственного университета Ларисы Титаренко, наряду с технократической парадигмой цифровизации сферы труда, будет существовать и гуманистическая, предполагающая, что в центре всего находится человек, а не прибыль и просто технический прогресс. Но, для этого вместе с цифровой культурой у нового поколения должна быть развита и общечеловеческая культура. Именно она, убеждена Лариса Титаренко, и сделает ее носителей «драйверами экономики будущего».

Но, нельзя забывать и о тех, кому за… Наше общество стареет, напоминает заведующая сектором Социологического института РАН, профессор Ирина Елисеева.

«С демографией надо считаться и создавать систему эффективного переобучения старшего поколения», — уверена она.

А какова готовность самого населения к цифровому будущему? К непрерывному образованию и территориальной мобильности? Об этом рассуждала начальник лаборатории ВНИИ труда Минтруда России, профессор Ольга Забелина. По ее мнению, способствовать такой готовности могла бы новая модель службы занятости, основанная на постоянном мониторинге и непрерывном прогнозировании.

«Не фиксироваться на безработице, но работать на все экономически активное население и работодателей», — говорит Ольга Забелина. При этом, замечает она, цифровая грамотность сегодня — это то же самое, что и умение писать 200 лет назад.

Отстаем?
Однако профессор Людмила Липатова из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ссылаясь на низкое количество рабочих мест с выходом в интернет, высказала мнение о том, что Россия сильно отстала в развитии цифровых технологий.

«У бизнеса нет денег на цифровизацию, он латает дыры», — сделала она свой вывод.

В ответ на это заместитель председателя ФНПР Евгений Макаров заметил,что самые высокотехнологичные рабочие места в таких отраслях как ВПК, атомная энергетика и другие, зачастую просто не могут иметь выхода во «всемирную паутину» по соображениям безопасности, а само по себе наличие компьютера — не свидетельство перехода рабочих процессов в цифрой формат.

Не согласился профсоюзный лидер и с мнением доцента СПбГУ Наталии Спиридоновой, заявившей,что уровень социального партнерства в России низок и не дает трудящимся возможность в полной мере отстаивать свои интересы в диалоге с властью и бизнесом.

Евгений Макаров предложил внимательнее изучить официальную статистику заключения коллективных договоров, региональных трехсторонних и отраслевых соглашений в России. И только тогда на основании этих данных делать свои заключения.

Зато вывод Наталии Спиридоновой о том, что цифровизация неизбежно принесет новое обострение отношений между трудом и капиталом разделили едва ли не все участники круглого стола. Одним из тех, кто наиболее ярко раскрыл это в своем выступлении был кандидат политических наук, доцент СПбГУ Дмитрий Анисимов.

Пять профсоюзных шагов на пути к эпохе 4.0

Настоящие «креаклы» и все остальные
Цифровые технологии, как отметил ученый, заметно повысив производительность труда, сократят количество рабочих мест. Главным образом вытесняться с рынка труда будет большая часть среднего класса. Ему грозит расщепление на успешных «творцов», которые могут то, что недоступно пока машинам, и тех, кто… проиграл.

Таким образом, привычная нам «социально-профессиональная» модель индустриального общества сменится на «культурно-символическую», где будет ценны не сами навыки того или иного работника, а их признание со стороны окружающих. Труд перестанет играть основополагающую роль в жизни человека. Вместе с этим, большинство утратит и право многие социальные гарантии, неотъемлемые в нынешнем — модернистском мире. Следствием этого станет рост социального неравенства и бедности.

Впрочем, как продолжил Дмитрий Анисимов, у нашей страны иные проблемы, даже в условиях приближения «цифрового завтра». Низкий уровень заработной платы россиян, которая значительно ниже, чем в Китае, становится тормозом на пути внедрения новых цифровых технологий.

По данным Дмитрия Анисимова, средняя заработная плата, которую получает городское население Китая равна сегодня 53 тысячам рублей в пересчете на наши деньги.

В то же время, поясним, что по официальным данным, средняя заработная плата в РФ, согласно официальной статистике — 48 тысяч рублей.

Здесь следует отметить, что на пленарном заседании IV Санкт-Петербургского Международного Форума Труда советник президента – председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев заявил: «Средний житель России — без учета жителей столиц —  получает медианную зарплату 26 тысяч рублей, а вовсе не 48!».

«У работодателей просто нет стимула внедрять новые технологии. Зачем, если люди при слабой производительности и большем времени работы произведут тот же рыночный продукт. Мы конкурируем за счет снижения заработной платы, а не за счет инноваций», — делает вывод Дмитрий Анисимов.

Трудовое право — это ключевое право!

Профсоюзный подход
Принявшая участие в работе секции заместитель председателя Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Мария Артюхина заметила: «К цифровой экономике никто не готов, ни работодатели, ни сам работник, навыки которого не вписываются в сегодняшний день. Это подтверждает и наш профсоюзный мониторинг».

Но цифровизация все же наступает. Чтобы избежать многих социальных проблем, по мнению заместителя председателя ФНПР Евгения Макарова, экономику страны в новой цифровой реальности следует строить по гибридному принципу, учитывая специфику каждого региона, допуская там существование нескольких экономических укладов одновременно. Иначе, вместе с уходом в прошлое прежнего индустриального общества, нас постигнет и разрушение фундаментальных: интеллектуальных, нравственных ценностей той эпохи, а это неизбежно приведет и к утрате многих гарантий людям труда, которых удалось добиться за прошедший век.

Так называемый Безусловный базовый доход (то есть регулярная выплата определенной суммы денег каждому члену общества государством — ред.) для тех, кто останется за бортом цифровизации не будет выходом. Это, по глубокому убеждению Евгения Макарова, путь в никуда. Ничего, кроме дополнительного налогового бремени, нагрузки на систему социального страхования это не принесет. И уж точно не станет стимулом для поиска работы.

«Не случайно Финляндия отказалась от введения у себя этой меры, — заметил Евгений Макаров. — Он ничего не принес никому из тех, кто участвовал в двухлетней программе по его внедрению в этой стране».

Евгений Макаров

Евгений Макаров

Профлидер с тревогой указал на то, что если в прежнем — индустриальном — обществе люди имели возможность полной занятости, гарантированного дохода, защиту и уважение к своей профессии, право на профессиональное образование и на объединение в профсоюзы, а также социальное страхование, то в новом — постиндустриальном — мире нас ждет отрицание любых гарантий в сфере труда, и снятие какой бы то ни было социальной нагрузки с бизнеса.

«Эти идеи, изложенные в так называемом Неолиберальном манифесте продвигаются сегодня как базовые ценности. Но мы стали личностями благодаря совсем противоположному, и для 98% граждан РФ приоритетными остаются ценности индустриальной эпохи. Наборы ценностей индустриального и постиндустриального мира не сопоставимы, они взаимоисключающие. А, значит, нет базы и для нового общественного договора. Есть лишь возможность кратковременного баланса», — предостерегает Евгений Макаров.

Однако вызов, сделанный «цифрой», брошен всем нам.  А, значит, как заявил Евгений Макаров, мы должны дать на него ответы, для чего и будем изыскивать и предлагать свои решения.

Фото Елены Локтионовой и из архива ПТ.

Что рынку труда ждать от Индустрии 4.0?

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.