Хорошая работа – синхронизированная с семьей!

Хорошая работа – синхронизированная с семьей!
03 марта
14:57 2020

 

 27-28 февраля 2020 года — IV Санкт-Петербургский Международный Форум Труда

 Хорошая работа прежде всего предполагает достойную заработную плату и условия труда. Но за этим понятием также кроется и возможность работника участвовать в формировании рабочего места, а также синхронизация графика работы с другими сферами жизни человека, в первую очередь – с семьей. Такой подход сегодня постепенно становится общепринятым в Германии, находит отражение в коллективных договорах, отраслевых соглашениях, законопроектах. Об этом рассказала профессор Института социальной работы и социальной политики Дуйсбург-Эссенского университета Уте Кламмер, принявшая участие в круглом столе «От качества работы к качеству трудовой жизни», прошедшем в рамках IV Санкт-Петербургского Международного форума труда.

 Профессор Дуйсбург-Эссенского университета напомнила о том, что 50 лет назад в Германии начались споры о том, каким должно быть хорошее рабочее место. После заявления в 1969 году канцлера социал-демократа Вилли Брандта о том, что хорошее рабочее место – право каждого работника, начались дебаты, в которых активное участие приняли профсоюзы. «Рабочий человек должен формировать свое рабочее место»,— заявил лидер Объединения профсоюзов Германии (Deutscher Gewerkschaftsbund, DGB) Хайнц Оскар Веттер. Были выдвинуты 1500 проектов, призванных улучшить положение человека труда.

Вилли Брандт на митинге

Вилли Брандт на митинге

В результате права работников были значительно расширены, приняты поправки в конституционный закон о труде. Вступила в действие программа гуманизации профессиональной жизни, направленная на улучшение здоровья работников, охраны труда, снижение стрессов. Государство стало выделять крупные субсидии для адаптации на рабочем месте людей с ограниченными возможностями.
В 1970-1976 гг. серьезные изменения были внесены и в рабочее законодательство. В соответствии с новым Законом об уставе предприятий, рабочие получили в наблюдательных советах одну треть мест, а на предприятиях с числом занятых более 2 тыс. человек — половину мест.

Не только рабочее место
Начало второй фазы процесса, стартовавшего в далеком 1969 году, профессор Уте Кламмер относит к 2002 году, когда по инициативе профсоюза металлистов IG-Metall началась дискуссия о хорошей работе. Именно тогда был сформирован индекс хорошей работы, основанный на трех составляющих — ресурсе (развитие компетенций персонала), физическом и психическом напряжении, финансовой безопасности и гарантированной занятости.

В этот период пришло представление о том, что понятие «хорошая работа» должна учитывать и разные этапы трудовой биографии человека – приход на работу, адаптацию, получение новых компетенций, а также – активное старение. Многие германские наработки нашли отражение в правовых актах Евросоюза, касающихся труда и занятости.

Профессор Уте Кламмер

Профессор Уте Кламмер

Приходит и понимание того, что работа должна быть синхронизирована с другими сферами жизни, в первую очередь – с семьей. Появляются новые типы коллективных договоров и отраслевых соглашений.

Например, рабочие-металлисты получили возможность сами распоряжаться частью своей зарплаты — делать выбор между повышением зарплаты или эквивалентным уменьшением рабочего времени. В настоящий момент в Германии рассматривается законопроект, предоставляющий теперь уже всем работникам право сокращать суммарное время рабочей недели. Таким образом, работники смогут сами определить, что для них важнее – дополнительный доход или время, которое можно, к примеру, провести с семьей.

Работа, которую свернули…
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Светлана Климова отметила большую практическую значимость работ Уте Кламмер, напомнив, что она и ее коллеги( германские социологи) не раз советовали, что следовало бы сохранить, а что – изменить в России. Светлана Климова напомнила о том, что подобные процессы стартовали в СССР 50 лет назад, когда началась работа по привлечению рабочих к управлению производством, создавались советы трудовых коллективов, бригад, другие представительные органы.

Появились показатели, которые и сейчас используют в социологии – текучесть кадров, дисциплина.
Светлана Климова констатировала, что начатая работа была полностью свернута в 90-е годы прошлого века. Исключением стали лишь отдельные крупные предприятия, руководителей которых называли «красными директорами».

Собрание в цеху. ВАЗ, 1973 год

Собрание в цеху. ВАЗ, 1973 год

«Идти в ногу со временем тогда обозначало вывести за рамки предприятия все социальные программы. Происходили массовые нарушения трудового законодательства, локауты использовались для подавления протестов, были закрыты многие якобы неэффективные предприятия, которые являлись конкурентами транснациональных корпораций. При этом социологов перестали пускать на предприятия», – сказала она: «В результате мы имеем продолжительность рабочего дня больше, чем в Китае, а неквалифицированные работники по-прежнему востребованы больше, чем высококвалифицированные компетенции».

«На кого распространяются требования хорошей работы? Каковы возможности для их реализации в России?» –  такие вопросы обозначила доцент СПбГУ Светлана Ярошенко, отметившая, что защита прав и интересов работников возможна лишь там, где есть профсоюз и коллективный договор. Реализация этих требований существенно затруднена (а фактически – невозможна) в отношении иностранных рабочих, заемных работников, прекариата.

Не только достижения, но и проблемы
Однако и в Германии ситуация далека от идеала. Светлана Ярошенко обратила внимание и на негативные тенденции, которые проявляются в сегодняшней Германии. По ее оценке, сегодня из-за деиндустриализации и экономического кризиса нередко нарушаются прежние договоренности, предпринимаются попытки демонтировать достижения середины 2000-х годов, а рабочие, замкнутые на своих проблемах, постепенно перестают быть силой, с которой приходится считаться. При этом социология рассматривает лишь возможности, не поднимая вопрос их доступности для большинства.

Завершая «круглый стол», профессор Уте Кламмер отметила, что при многих достижениях новый подход к понятию «хорошей работы» порождает и новые проблемы. Так, существует большая вероятность того, что работодатель будет учитывать в первую очередь интересы квалифицированных работников, отнюдь не проявляя такого же внимания к позиции работников, которых легко заменить.

Уте Кламмер отметила, что у нее и ее коллег пока нет четкого представления о том, как избежать такого дуализма. И это – важная тема, которая должна звучать в дебатах социологов. Профессор также призвала не идеализировать ситуацию, признав, что далеко не все рабочие места в Германии соответствуют критериям «хорошей работы» .

В своих выступлениях участники также отметили значение социологических исследований, посвященных современной трудовой проблематике, защите прав и интересов работников в реалиях сегодняшнего мира, радикальных изменений, происходящих в сфере производства и экономики.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.