Дивиденды и разногласия

Дивиденды и разногласия
27 февраля
15:17 2020

Или как в «Россети Северо-Запад» заключали коллективный договор

В конце января в одной из крупнейших электросетевых компаний России «Россети Северо-Запад» (ПАО «МРСК Северо-Запада») подписан коллективный договор на 2020 год. Свои подписи под документом поставили председатель совета представителей первичных профсоюзных организаций (СП ППО) сетевой компании, председатель Санкт-Петербурга и Ленинградской области межрегиональной организации Общественной организации «Всероссийский Электропрофсоюз» Владислав Марьяндышев и генеральный директор «Россети Северо-Запад» Артем Пидник.

Отделения компании находятся в семи субъектах СЗФО. Соответственно, переговоры с работодателем, в том числе и по заключению колдоговора, ведут представители первичных профсоюзных организаций (ППО) «Всероссийского Электропрофсоюза» (ВЭП), действующих во всех отделениях компании. А подписать единый колдоговор коллеги уполномочили профлидера Санкт-Петербурга и Ленобласти межрегиональной организации ВЭП, являющегося председателем СП ППО.

Как сообщила пресс-служба «МРСК Северо-Запада», «В 2020 году компания сохранила основные социальные гарантии сотрудникам». В числе льгот, прописанных в новом колдоговоре, пресс-служба отмечает ДМС и страхование от несчастных случаев, материальную помощь к отпуску, в связи с выходом на пенсию, выплату сотруднику, который увольняется по состоянию здоровья, при рождении или усыновлении ребенка, а также при вступлении в брак; частичную компенсацию стоимости путевок детям сотрудников «Россети Северо-Запад» в оздоровительные лагеря, санатории и центры и тд. Перечень «бонусов» для работников, действительно, достойный.

«Подписанный сегодня документ подтверждает наш статус социально ответственной компании. Уверен, что новое соглашение станет эффективным инструментом поддержки сотрудников», – приводит пресс-служба слова Артема Пидника.

Но… несмотря на солидный соцпакет, сторонам, по словам Владислава Марьяндышева, не удалось договориться о нескольких весьма важных вопросах. Все они записаны в протоколе разногласий. И поэтому профлидер рассказывает о колдоговоре ПАО «МРСК Северо-Запад» в не столь мажорных тонах, как пресс-служба компании.

Ставка больше чем…

Первый и самый важный вопрос разногласий — о порядке повышения минимальной месячной тарифной ставки (ММТС).

Согласно пункту 3.3. Отраслевого тарифного соглашения (ОТС) в энергетике РФ на 2019-2021 с 1 января 2019 года ММТС устанавливалась в размере 8030 рублей, если иное не установлено коллективными договорами. А с учетом упреждающей (это важно — прим.ред.) индексации с 1 июля 2019-го должна была вырасти до 8643 рублей, если иное не установлено коллективными договорами. В дальнейшем размер ММТС должен индексироваться с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с ИПЦ «за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации».

Однако в ОТС есть оговорка: пункт 3.7, который гласит: «Работодатели, не имеющие возможность единомоментно довести размер тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, вправе установить тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере ниже ММТС, обязаны разработать с участием полномочных представителей работников и не позднее 30 июня 2019 года утвердить программу по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда Организации до уровня ММТС в электроэнергетике».

«И в «МРСК Северо-Запада», как нам объяснили работодатели — в связи с недостатком денежных средств, сложным финансовым положением, вплоть до угрозы банкротства — летом прошлого года разработали Программу по поэтапному доведению размера тарифной ставки до уровня ММТС в электроэнергетике в период 2019-2024 годов», — рассказал Владислав Марьяндышев.

Справедливости ради отметим, что первый этап индексации в Программе (имеется в распоряжении «ПТ») соответствует пунктам колдоговора на 2019 год, который был принят раньше, чем ОТС. Так текущая ставка (на июнь 2019-го) была равна 8110 руб — выше на один процент, чем действовавший на тот момент норматив ОТС (8030). С 1 июля она должна была увеличиться на индекс потребительских цен по итогам первого полугодия 2019-го. Но коллективный договор заканчивался в декабре 2019-го. И вся остальная схема — это, как несложно догадаться, инициатива исключительно работодателя.

С 1 июля 2020-го ММТС устанавливается в размере 97% от утвержденного в ОТС (а это, напомним, 8643 рубля с «поправкой» на ИПЦ), в 2021, соответственно — 98% и тд.и в итоге сравнять размеры ММТС в компании с теми, что заложены в пункте 3.3 ОТС планируется только к 2024 году.

Проект программы был направлен в СП ППО. Сторону работников он не устроил и этому есть вполне логичное объяснение. «Во-первых, у профсоюза возник резонный вопрос: почему программа разработана на пять лет, если ОТС заключено на три года? Во-вторых, по данным, опубликованным в открытых источниках, МРСК не является убыточной компанией: чистая прибыль по результатам деятельности за 2018 год составила почти 600 миллионов рублей, по итогам 2018 года акционерам выплачены дивиденды в размере более 380 миллионов. А значит у компании была возможность установить ММТС согласно ОТС в размере 8643 рубля с 1 января 2020-го — к началу действия нового колдоговора!», — отмечает профлидер.

Однако, учитывая нынешнюю тарифную политику, экономическую ситуацию в стране профсоюзная сторона, по словам Марьяндышева, была готова рассмотреть возможность согласования программы поэтапного увеличения — но только на период действующего ОТС — то есть три года.

«Однако менеджмент настаивал на принятии программы сроком на 5 лет, объясняя это тем, что такие сроки продиктованы головной компанией «Россети», — дополняет профлидер.

В итоге на предложенный проект сторона работников свое «добро» не дала. О чем был составлен соответствующий протокол. «Поскольку о своем окончательном решении по проекту документа работодатель не проинформировал представительный орган работников, резонно было предположить, что программа так и осталась проектом», — замечает профлидер.

…Когда осенью 2019-го начались переговоры по новому колдоговору профсоюз предложил механизм индексации, в основе которого были положения пункта 3.3 ОТС: установить ММТС в размере 8643 рубля с 1 января 2020 года, с 1 июля 2020-го проиндексировать ее с учетом упреждающей индексации на ИПЦ по итогам 2 полугодия 2019-го и 1 полугодия 2020-го, и, таким образом, сравнять с размером тарифной ставки, прописанной в ОТС, а с июля 2021-го индексировать ежегодно на ИПЦ. «Но сторона работодателя ответила категорическим отказом, потому что, как оказалось…с июля в компании введена та самая несогласованная нами программа, утвержденная работодателем в одностороннем порядке! О чем профсоюз даже не известили!, — рассказывает Марьяндышев. — При этом, в текст программы, последний вариант которого представители профсоюза даже не видели, был включен ряд положений, полностью противоречащих итогам переговоров в июне 2019 года. Например, об активном участии стороны работников в ее разработке и принятии на себя ряда обязательств по ее реализации. Правда одно замечание, высказанное профсоюзом во время обсуждения проекта программы, работодатель учел: в первоначальном варианте размеры тарифной ставки на каждый год были указаны в абсолютных цифрах. Мы настаивали на том, чтобы было прописано в процентах от ММТС устанавливаемой ОТС, поскольку невозможно предугадать размер ИПЦ на несколько лет вперед. С этим сторона работодателя согласилась и соответствующие поправки, как видим, внесла».

Но утверждение программы работодателем в одностороннем порядке, по словам Марьяндышева — прямое нарушение пункта 3.2 действовавшего колдоговора, согласно которому утверждать локальные нормативные акты, определяющие систему оплаты труда, формы и размеры материального поощрения работодатель должен был по согласованию с профсоюзной стороной.

Исходя из сложившейся ситуации, рассказал профсоюзный лидер, профсоюз потребовал внести изменения в программу, а именно исключить из документа упоминание об участии в ней представительного органа работников, «с чем сторона работодателя согласилась, но до сих пор не сделала», — говорит он.

В итоге вопрос о минимальной месячной тарифной ставке записан в протоколе разногласий по колдоговору.

О матпомощи и ночных

Предметами спора, так и оставшимися не согласованными, стали еще два пункта, касающиеся финансов. Первый, по словам Марьяндышева, вызвавший большой резонанс в коллективах — это размер материальной помощи к отпуску. В прошлом колдоговоре он устанавливался в размере месячного оклада (тарифной ставки), но не менее 12,5 тысяч и не более 20 тысяч рублей. В новом документе сторона работодателя предложила выплачивать одну ММТС, то есть, как минимум, в полтора и, как максимум, в два с лишним раза ниже.

И второй — это оплата ночных смен. «Ранее по колдоговору в повышенном размере (+40%) оплачивался каждый час работы в ночную смену (продолжительность смены 12 часов). В новом колдоговоре работодатель предложил оплачивать в таких размерах только каждый час работы в ночное время. А это, если следовать Трудовому кодексу, с 10 вечера до 6 утра», — рассказывает Марьяндышев.

Такое сокращение гарантий для трудящихся работодатель, по словам профлидера, объяснял все тем же непростым финансовым положением, необходимостью расплачиваться по кредитам. «Но у компании есть средства на выплату дивидендов акционерам. Почему же их нет, чтобы платить зарплату в соответствии с ОТС, на чем настаивает профсоюз, и сохранить гарантии тем, кто, собственно, эти дивиденды и обеспечивает — работникам?», — задает резонный вопрос собеседник.

Для справки: согласно решению собрания акционеров ПАО «МРСК Северо-Запада» от 31 декабря, будут выплачены дивиденды по итогам девяти месяцев 2019 года — в размере 191 млн рублей.

Согласовывать-не согласовывать?

Еще несколько пунктов, вошедших в протокол разногласий, на первый взгляд, казалось бы, к финансам отношения не имеют. Но это лишь на первый взгляд.

Так первый касается процедуры принятия локальных нормативных актов (ЛНА), содержащих нормы трудового права и регулирующих трудовые отношения. «Ранее, в соответствии с приложением №7 к колдоговору — «Положением о порядке учета мотивированного мнения и согласования с Советом представителей первичных профсоюзных организаций при принятии локальных нормативных актов в ПАО «МРСК Северо-Запада», работодатель был обязан такие ЛНА согласовывать с профсоюзом — Но теперь сторона работодателя констатировала, что будет только запрашивать у профсоюза мотивированное мнение», — отмечает Марьяндышев. А приложение №7 попало в протокол разногласий.

«Законодательство здесь, к сожалению, не на нашей стороне — по ТК согласовывать работодатель обязан только увольнение профсоюзного активиста, по всем остальным вопросам — имеет право ограничиться запросом мотивированного мнения. Но! Такая постановка вопроса — это удар по социальному партнерству, которое в «МРСК Северо-Запада» всегда было налаженным, и дает право работодателю принимать самые важные для работников документы (например, Положение по оплате труда), не считаясь с мнением профсоюза», — продолжает профлидер.

Опасения защитников работников не напрасны: работодатель предложил не включать в новый колдоговор и тот самый пункт 3.2 — о согласовании с профсоюзом ЛНА, определяющих систему оплаты труда. На что, естественно, представители работников не согласились, и это тоже отражено в протоколе разногласий.

«Эти предложения сторона работодателя внесла на переговорах по новому колдоговору именно после истории с утверждением в одностороннем порядке программы повышения ММТС. Совпадение? Вряд ли», — рассуждает Марьяндышев.

И это еще далеко не полный перечень разногласий.

Что дальше?

Возникает вопрос: а стоило ли тогда профсоюзу подписывать колдоговор, если не удалось договориться по таким серьезным моментам, три из которых прямо отразятся на финансовом положении работников?

«Подписать было необходимо, — говорит председатель территориальной организации ВЭП. — Срок действия прошлого колдоговора заканчивался в декабре 2019-го и, не заключив новый, мы бы оставили работников вообще без всех имеющихся — сверх ОТС — льгот и гарантий.

Что касается спорных пунктов, то, как рассказал профлидер «после подписания документа генеральный директор МРСК взял паузу на две недели для подготовки предложений по вопросам, включенным в протокол разногласий, однако по прошествии двух недель ответа так и не последовало».

И сегодня сторона работников, по словам Владислава Марьяндышева, рассматривает возможность объявления процедуры коллективного трудового спора — о чем уже официально оповещен генеральный директор «Россети Северо-Запад» (ПАО «МРСК Северо-Запада») Артем Пидник.

Кстати, именно в связи со сложившейся ситуацией теперь уже профсоюз предложил не включать в новый колдоговор пункт, прописанный в предыдущем договоре, предписывающий стороне работников «Принимать меры по конструктивному урегулированию возникающих трудовых споров, формировать требования к Работодателю, исходя из принципов законности и обоснованности; при соблюдении Работодателем положений трудового законодательства — не участвовать в проведении забастовок и массовых протестных акций работников, не вовлекать в них других Работников». Он, как уже несложно догадаться, тоже записан в протоколе разногласий.

Но в профсоюзе все-таки верят, что до откровенного противостояния дело не дойдет — оно ведь, по сути, не нужно ни одной из сторон. Дабы решить конфликт мирным путем, Совет представителей первичных профсоюзных организаций обратился к генеральному директору ПАО «Россети» Павлу Ливинскому, Министру энергетики РФ Александру Новаку, поставил в известность ЦК ВЭП.

И надежда на мирный исход есть: как сообщила в своем ответе и.о. заместителя генерального директора «Россетей» по управлению персоналом, взаимодействию с органами власти и СМИ Лариса Романовская, генеральному директору ПАО «МРСК Северо-Запада» поручено в течение I квартала «организовать устранение разногласий к коллективному договору, в том числе — в части размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего I разряда, а также размера материальной помощи работников к отпуску» (орфография сохранена — прим. ред.). К слову, письмо это было направлено в профсоюз еще когда колдоговор не был подписан.

Фото — официальный сайт «МРСК Северо-Запада».

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.