Пока не поздно… , или «Медвежья услуга» образованию

Пока не поздно… , или «Медвежья услуга» образованию
21 февраля
12:52 2020

Образование нельзя понимать как услугу. Это путь деградации не только науки, но и общества в целом. У образования — как школьного, так и профессионального — есть и важнейшая воспитательная, нравственная составляющая. Таково мнение членов Отраслевого совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Санкт-Петербурга, входящих в Российский профсоюз образования. Совсем недавно, профсоюзные лидеры высших учебных заведений обратились с Открытым письмом к депутатам Государственной Думы Российской Федерации, лично доставив его народным избранникам.

Среди членов этой профсоюзной делегации была и заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки РФ Эльвира Ткачева. По возвращении из Москвы она рассказала «Площади Труда» о причинах, заставивших профсоюз обратиться к власти в такой форме (с полным текстом Открытого письма можно ознакомиться  здесь).

 Из Открытого письма депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ членов Совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Санкт-Петербурга: «20 лет непрерывных реформ поставили наше образование на грань, за которой его уже может и не быть. Из системообразующего института нации, который формировал всех нас как граждан России, оно превратилось в услугу. Преступление против страны — позиционировать образование как услугу. Образование — это системообразующий институт нации, который мы утрачиваем. Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Молодежь начинает воспринимать страну просто как место работы. А место работы в случае чего можно и поменять».

 — Эльвира Дмитриевна, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, определивший его как услугу населению, был принят почти восемь лет назад. Почему ваше обращение возникло только сейчас?
— Процессы, приведшие нас к такому шагу шли по нарастающей все эти годы, с момента принятия закона. Замечу, что Закон лишь рамочно определил этапы реформирования высшей школы. И сегодня, когда уже наступил этап разработки новой системы оплаты труда преподавателей, мы хотим, чтобы власть нас все же услышала.

— Что именно хотите донести до власти в первую очередь?
— Необходимость единого стандарта оплаты труда работников вузов. Сейчас оплата труда в каждом вузе своя, и, при переезде из одного региона в другой, профессор или доцент не могут и предположить какая будет у них зарплата на новом месте.

— Почему?
— Потому что, должностные оклады назначаются учеными советами вуза по рекомендации ректора. При этом, доля самого оклада, то есть гарантированной части заработной платы, составляет в ежемесячном заработке преподавателя не более 40-50%. Все остальное — стимулирующие и компенсационные выплаты. Но, как вы знаете, та или иная надбавка сегодня есть, а завтра ее нет. Это несправедливо.

— А что справедливо?
— Раньше, например, были надбавки за ученую степень и ученое звание. Они составляли от 40- 60% от должностного оклада. Так, у преподавателя был стимул защищать кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию, получать ученые звания, внося свой вклад в науку.

Но профсоюз требует справедливости не только для самих преподавателей. В неменьшей степени она важна и в отношении учебно-вспомогательного персонала вузов. В основном наши вузы находятся в федеральном подчинении, а это значит, что лаборанты и другой учебно-вспомогательный персонал получает меньше прожиточного минимума по Санкт-Петербургу! Ленинградская Федерация профсоюзов давно уже заявляет о необходимости довести зарплату федеральных бюджетников до регионального уровня, но пока нас не слышат.

Наша особая боль — аспиранты. Сегодня они живут на стипендию от 3-х до 5-ти тысяч рублей. Это нищенство! Какая тут наука?!

Наш профсоюз уже не менее восьми лет говорит обо всем этом со своими социальными партнерами на федеральном уровне. Как мы помним, в конце прошлого года в Совете Федерации говорили о необходимости перехода к единым стандартам формирования оплаты труда в высшей школе. Но пока ничего не изменилось.

Владимир Кузнецов: «Оплата труда по единым принципам — этого всегда добивался наш профсоюз»

— А как обстоит дело у нас в Санкт-Петербурге?
— Показатели, на первый взгляд, красивые. Да, все вузы исполняют «майские указы» о соотношении средней заработной платы в вузе со средней по экономике региона. Но, это средняя зарплата: у одного густо, а у другого пусто. Хотя сейчас данный показатель не включает в себя зарплату ректора. В среднем по Петербургу зарплата вузовского преподавателя — составляет 120 тысяч рублей. Но, доля оклада в ней — в среднем 57 тысяч.

Приведу данные нашего профсоюзного мониторинга зарплат в вузах Петербурга на 1 ноября 2019 года. Так, в среднем, оклад ассистента без степени там — 25 470 рублей. Оклад ассистента, кандидата наук — 28 тысяч. Старший преподаватель со степенью может рассчитывать на оклад в 29 тысяч.

Кандидат наук на должности доцента — 34 тысячи рублей. А если должность доцента занимает не просто кандидат наук, но и человек, имеющий ученое звание «доцент», то его оклад — 35 тысяч рублей, и так далее.

Находящийся на вершине этой пирамиды доктор наук, имеющий ученое звание «профессор», занимая, при этом, профессорскую же должность, получит оклад в размере 57 тысяч рублей. Как видим, разница в окладах, то есть гарантированной части зарплаты — небольшая. Ее доля — примерно 50% от всего месячного заработка.

— А каковы различия в зарплате преподавателя непосредственно между вузами города? От чего это зависит?
— Возьмем самое распространенное сочетание — кандидат наук, доцент. В зависимости от возможностей вуза, оклад такого специалиста может варьироваться от 24 до 79 тысяч рублей. Но при этом все вузы, как мы говорили, должны выполнять «майские указы».

Больше возможностей сегодня у того, у кого больше внебюджетных средств. Бюджетного финансирования  недостаточно для выполнения майских указов. Именно поэтому одно из требований профсоюза — увеличить расходы на образование в федеральном бюджете до 7% от ВВП.

 

Интерны: профсоюзная защита

— Не менее важной, после зарплаты, признана и проблема увеличения нагрузки на преподавателя…
— Не только нагрузка, но и нестабильность. В своем письме мы говорим о снижении нагрузки на одного преподавателя с 12-ти до 8-и студентов, — как это и было когда-то, до всех экспериментов, — а, кроме этого, о продлении контракта, заключаемого с ним на три года.

Сейчас в любом вузе контракт заключается всего лишь на один год. При этом, конкурс на замещение вакантной должности ассистента, доцента или профессора, преподаватель проходит раз в пять лет. Где же логика?

Но, главное в том, что возникает ситуация хронической нестабильности. В таком подвешенном состоянии говорить о развитии вузовской науки невозможно, как невозможно и подготовить аспиранта. Время пребывания в аспирантуре — около трех лет, и здесь важна роль научного руководителя, который ведет молодого ученого. Но, никто не знает, останется ли этот руководитель на следующий год, или появится новый?

Подчеркну, что для решения этой проблемы нужны изменения не только в Законе «Об образовании в Российской Федерации», но и в Трудовом кодексе страны.

Пока же, мы имеем увеличение нагрузки и, одновременно с этим, перевод преподавателей, в силу оптимизации расходов, на 0,75, а где-то и на 0,25 ставки. Все это резко снизило уровень преподавания в вузах.

 Из Открытого письма депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ членов Совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Санкт-Петербурга: ….Вместо того чтобы оглянуться и подвести итоги реформы, мы убегаем от анализа реальных проблем, формулируем новые лозунги. Прежде чем проводить те или иные реформы, необходимо понять, какое образование нужно стране. Нам, гораздо больше, чем например, трата денег на постоянную разработку все новых и новых ГОСов, непомерно раздутый акцент на применении компьютеров, дистанционное обучение, электронные учебники и ресурсы (все то, на чем зиждется бизнес, финансовые интересы определенных кругов), отчетность, — помогло бы повышение стипендий аспирантам, и улучшение условий работы преподавателей и учебно-вспомогательного персонала (УВП). У нас аспирантской стипендии не хватает на оплату общежития и проезд к месту работы».

— Среди требований профсоюза, есть и установление приоритета отечественных научных изданий перед зарубежными при прохождении конкурса…
— Это также логично. Сейчас, в первую очередь, ученые советы ориентируются на «Cкопус» и другие зарубежные издания («Scopus» — инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях — ред.).

Но разумнее было бы установить приоритет наших изданий перед зарубежными. Эти вопросы, в числе прочих, мы обсудили в Госдуме с депутатами Олегом Смолиным и Иваном Мельниковым. Они, в свою очередь, сказали нам, что говорили недавно об этом с новым министром науки и высшего образования России Игорем Фальковым, и он, по их словам, склоняется к тому что это разумно.

— Большая часть из описанных Вами проблем, Вы и Ваши коллеги рассматриваете,  как следствие того, что образование стало «услугой». Чем же оно должно быть?
— Концепция «Образование — это услуга» сильно повредила нашей высшей школе. Снизилось качество образования, преподавателю стало некомфортно работать в таких условиях, а, значит, и студенту учиться.

В своем письме мы лаконично определяем роль образования, как системообразующего института нации, имеющего большое воспитательное значение, и которое мы сегодня, увы, утрачиваем.

Профсоюз предлагает (Из Открытого письма депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ членов Совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Санкт-Петербурга): «законодательно установить минимальный срок при заключении трудовых договоров с преподавателями вузов не менее, чем на 3 года; повысить заработную плату учебно-вспомогательному персоналу вузов до уровня средней по региону, а стипендии аспирантов до средней по России без учета стимулирующих и компенсационных выплат; при проведении конкурсов ослабить роль показателей в зарубежных рейтинговых системах и повысить роль отечественных рейтингов; установить единые должностные оклады с учетом обоснованных коэффициентов по регионам; при расчете средней заработной платы преподавателям не должны учитываться выплаты: по грантам, научно-исследовательским проектам, отдельно финансируемым программам и т.п.; законодательно уменьшить соотношение преподаватель-студент с 1:12 до 1:8.; освободить от уплаты подоходного налога физических лиц – граждан России с доходом, равным прожиточному уровню и ниже; принять закон о статусе преподавателя».

Источник фото вверху.

Доплаты классным руководителям: профсоюз начал первым

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.