Профсоюз «Магнита» — на «полюсе» борьбы

Профсоюз «Магнита» — на «полюсе» борьбы
19 февраля
15:44 2020

Профсоюзные организации торговой сети «Магнит» (АО «Тандер») в разных регионах ведут свою работу в непростых условиях — об этом не раз рассказывали СМИ. Не исключение — и Северная столица. Впрочем, слово самому председателю первичной профорганизации «Магнита» в Санкт-Петербурге Ренату Шафееву.

— Ренат, как создавалась профсоюзная организация в «Магните»?

— Все началось с того, что я был вынужден судиться с работодателем, за восстановление на работе. В прошлом году осенью я был уволен якобы за прогул. Но суд мое увольнение признал незаконным и весной 2019-го — я вернулся на работу. Решение об организации профсоюза созрело на последнем заседании суда — чтобы, если придется, в следующий раз бороться за свои права не в одиночку.

К слову сказать, работодатель подавал апелляцию, но суд и здесь оказался на моей стороне (решение было вынесено 17 сентября).

С первых дней, после восстановления, начал искать в нашей торговой сети единомышленников. И они нашлись. Хотя было это непросто: на работе-то меня восстановили, а вот учетную запись в корпоративной компьютерной сети вернули только почти через месяц после того, как я приступил к своим обязанностям. То есть первое время общаться с коллегами из других подразделений было сложно. Кроме того, меня вызывали в СЭБ — службу экономической безопасности — и настойчиво интересовались — зачем я организовываю профсоюз. Но в итоге в сентябре мы создали свою первичную профорганизацию (ППО) и вошли в состав Территориальной организации профсоюза «Торговое единство».

Письмо о том, что у нас теперь есть ППО я направил во все магазины округа 5 октября. И реакция не заставила себя долго ждать: в корпоративном чате в мессенджере появилось сообщение: «Коллеги, в почте письмо о создании якобы профсоюза. Не вздумайте ничего распечатывать! Не вздумайте вступать! И не вздумайте транслировать персоналу! По данному профсоюзу привлечены СЭБ».

— Как строятся взаимоотношения с руководством сейчас?

— Нам выделили помещение для профкома, но в нем нет ни оргтехники, ни средств связи, хотя по закону работодатель обязан ими обеспечить. Согласно распоряжению руководства нам выделили в офисе стенд для профсоюза. Но размещенная на нем информация исчезла уже через час.

На последней встрече с приехавшим из головного офиса руководством компании в декабре у меня откровенно поинтересовались: сколько мне нужно «отступных», чтобы я ушел по соглашению сторон. Подобные предложения — звучали и раньше — от руководства нашего филиала, даже сумма называлась, причем с оговоркой: мол, если после рассмотрения апелляции по моему восстановлению на работе суд примет мою сторону, таких предложений уже не будет. Но сумма меня не устроила (смеется) и я ответил, что не согласен уходить.

Но! В начале этого года ситуация во взаимоотношениях с работодателем начала меняться в лучшую сторону — я эти изменения вижу и по отношению к профорганизации, и лично ко мне.

Такие положительные перемены я связываю со сменой директора Северо-Западного округа АО «Тандер», надежды на диалог с которым мы не теряем.

— А чего требует профсоюз?

— Мы требуем нормальных условий труда, то есть соблюдения норм трудового законодательства. В ноябре мы написали работодателю представление о выявленных профсоюзом нарушениях: людей привлекали на ночные ревизии, а оплата за работу в ночное время, как это положено по Трудовому Кодексу, не производилась — выписывалась премия. Но премия сегодня есть, а завтра ее не будет. К слову сказать, премиальная часть в составе зарплаты доходит до 80%. То есть, если тебя лишат премии, ты практически ничего не получишь.

Не во всех магазинах функционирует вентиляция, во многих — зимой холодно. Я сам работал в магазине, где температура зимой была +6. Все эти факты мы стараемся фиксировать — на бумаге, фото, видео. По этим нарушениям также уже написали представление работодателю, пока реакции ни на одно из представлений нет. Если она не последует — будем обращаться в Госинспекцию труда и прокуратуру.

Сейчас я добиваюсь того, чтобы работникам, которых привлекают на ревизию в какой-либо магазин из других торговых точек, работодатель оплачивал проезд к месту проведения ревизии. Если удастся — это будет серьезная победа.

Мы не хотим забастовок, мы хотим доказать, что нарушения есть, и чтобы работодатель их ликвидировал, чтобы он вел с нами цивилизованный диалог, а в последующем заключил коллективный договор. У нашей группы «ВКонтакте» девиз: «Наша цель: сделать «АО Тандер» лучшим работодателем для каждого сотрудника компании».

К слову о вашей группе: Ваше руководство написало письмо в адрес председателя Территориальной организации профсоюза Валентины Пилипенко о том, что Вы позволяете себе совершение действий, которые «откровенно порочат репутацию вышестоящего профсоюза, коим является Профсоюз «Торговое Единство», наносят ущерб престижу вышестоящего профсоюза» и просит «принять меры воздействия» вплоть до исключения Вас из профсоюза. Речь идет, в частности, о размещении в группе поста якобы содержащего «оскорбления в грубой форме работников АО «Тандер», пенсионные накопления которых находятся в НПФ «Магнит».

— Этот пост из группы я удалил — после «профилактической» беседы с руководством. Согласен, может я и резко высказался по поводу НПФ. Но, по сути, от своих слов я не отказываюсь — я не собираюсь «кормить» своими пенсионными накоплениями «Тандер» и буду выбирать пенсионный фонд по своему желанию — о чем я сказал нашим топ-менеджерам в конце разговора. Мое решение выйти из НПФ «Магнит» продиктовано исключительно недоверием к данному фонду, основанном на цифрах. Что тут порочащего репутацию вышестоящего профсоюза?

— А много ли у Вас единомышленников — членов профсоюза?

— По понятным причинам я вам не буду называть точную цифру — неизвестно какая реакция последует у руководства. Скажу так: их уже достаточно, чтобы фиксировать нарушения, чем они и занимаются. Нас поддерживают и не члены профсоюза. Хотя молодежь, в отличие от более зрелых работников, не всегда понимает — зачем нужен профсоюз — менталитет у них другой. Поэтому наша цель — не только добиться соблюдения закона работодателем, но и вести просветительскую работу, рассказывать — зачем нужен профсоюз.

— Связь со своими коллегами из других регионов поддерживаете?

— Конечно. Первички в Мурманске, Краснодаре, Оренбурге и Петербурге возникли примерно в одно время. Причем мы не сговаривались, просто товарищи тоже осознали, что надо бороться за свои права

Сегодня коллеги в непростой ситуации. Константин Иванов из Краснодара уволен, добивается своего восстановления через суд. Он разместил на портале change.org петицию, адресованную генеральному прокурору «Мы против беспредела в АО Тандер и в сети магазинов «Магнит», а также подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутациипроинформировала газета «Солидарность»

В Мурманске руководство не стало вести коллективные переговоры с профсоюзом, а ее председатель Денис Шафен получил уведомление о сокращении, а позже — предложение — уйти по соглашению сторон. Но в январе я узнал, что Денис по-прежнему работает, хотя срок его сокращения к тому времени уже подошел.

Ребята не намерены сдаваться.

Ренат Шафеев: «Профсоюз не теряет надежды на прямой диалог с работодателем на предмет устранения нарушений трудового законодательства и предпринимает неоднократные попытки организации встречи. Но если работодатель будет уклоняться от встречи по надуманным причинам или, как в Мурманске, не станет вести переговоры с профсоюзом, профсоюз оставляет за собой право решать вопросы вне диалога любым закрепленным законом способом. Но в этом случае работодатель, по моему мнению, сам будет искать возможности встречи. Можно считать это ультиматумом»

Валентина Пилипенко, председатель Территориальной СПб и ЛО организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое единство»:

— Создать профсоюз в крупных торговых сетях очень сложно из-за открытого противостояния администрации. Опасаясь репрессий в адрес своих коллег со стороны руководства, профорганизации даже вынуждены скрывать количество членов профсоюза.

В нашей территориальной организации есть немало примеров, когда организованная в ритейле первичка смогла просуществовать от силы год, потому что работодатель не стеснялся любых методов противодействия — вплоть до угроз и провокаций в адрес ее председателя.

Оставаться профлидером в таких условиях могут только по-настоящему сильные духом и мужественные люди. И то что Ренат и его товарищи не побоялись — это поступок. И территориальный комитет профсоюза со своей стороны готов поддерживать профорганизацию «Магнита».

У нашей территориальной организации есть много вопросов, которые необходимо решать совместно с руководством сети «Магнит». Например, в последнее время участились несчастные случаи на рабочих местах. Такой информацией мы владеем, потому что представители профсоюза принимают участие в расследовании данных инцидентов. Это повод для серьезного разговора с работодателем о соблюдении норм охраны труда и обращения в контролирующие органы.

А что касается нападок на профсоюз «Магнита», не удивлюсь, если они будут продолжаться и дальше: по нашим данным «Тандер» расширяет бизнес и может стать самой крупной сетью в России. Не исключено, что, получив главенствующее положение на рынке, компания станет еще сильнее «закручивать гайки» в отношении сотрудников.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.