На «Параде» — «Высокие Карзики» со слезами радости

На «Параде» — «Высокие Карзики» со слезами радости
09 декабря
18:02 2019

Этот спектакль уникален трижды: во-первых, своей смелостью, во-вторых благородством, а в-третьих тем, что решен в жанре клоунады. Спектакль-чудо, со смешным началом и трогательным концом, по слову его создателя — известного актера театра «Лицедеи» Анвара Либабова — «дарит каждому зрителю слезы радости». А как может быть иначе, если на сцене необычные артисты — дети с особенностями в интеллектуальном развитии. А рядом с ними, поверившие в них настоящие асы клоунады и те, кто заменил им родителей… В эти дни необычный спектакль, в возможность постановки которого даже трудно поверить с первого раза, стал участником XXVI Международного фестиваля негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад». Его показ пройдет в петербургском Доме актера 13 декабря. Имя этому чуду — «Высокие Карзики»…

Но, кто они, эти Карзики? А об этом, и обо всем остальном «Площади Труда» рассказал сам добрый волшебник — Анвар Либабов, по чьей творческой воле, во многом и возникла эта сказка.

«Мы действительно, подняли неподъемное, ведь в жанре клоунады спектакли ставить вообще очень сложно», — заявляет известный клоун.

А началось все с того, что на берега Невы, в театр «Лицедеи» приехали директор Филимонсковского детского дома-интерната из Подмосковья «Солнышко» Михаил Маслов, его главный врач Анна Фомина и директор благотворительного фонда «Подари себя». Приехали с идеей создать спектакль к 85-летию детдома с участием его особенных воспитанников.

«Я сначала не понимал, как это возможно, — признается Анвар Либабов. — Но они показали нам детей с уже готовым разученным репертуаром (у них есть своя хореографическая студия и еще многое другое), в костюмах. Приехали они даже со своей звуковой колонкой, что меня особенно тронуло. При виде их выступления у меня сразу родилась идея — сделать театральные номера, на основе тех самых танцев, которые они исполняли».

Так в весной этого года, началось творение чуда, в процессе которого дети преобразились не только в настоящих актеров, но и в художников-оформителей, а их наставники — директор и главврач — даже научились ходить на ходулях и вообще делать то, о чем еще совсем недавно не могли и помыслить…

Когда директор становится поваром...

Когда директор становится поваром...

«Получился спектакль из двух отделений. Первое — Солнце, второе — Луна. Одно — веселое, концертное на основе тех самых танцевальных номеров, а другое — притча, история о Синей птице, о гнезде, о преемственности поколений, — продолжает наш собеседник. — Я сначала хотел назвать спектакль «Кукушата», но понял будет слишком ассоциативно. Название же «Высокие Карзики» возникло случайно, когда директор — Михаил Александрович встал на свои ходули».

А на ходули директор встал для того, чтобы изобразить аиста, собирающего в темном лесу, вместе с матушкой Гусыней (главврач Анна Фомина) и персонажем самого Либабова — ангелом, брошенные яйца — символ детей, оставленных родителями по причине своего недуга.

Так начинается второе отделение. Из этих-то яиц и вылупятся дети — юные актеры, облаченные в черные мусорные мешки, символизирующие «ленинградских ворон». Это также находка Анвара Либабова.

Создавались костюмы из подручных материалов: пакеты, скотч, картон и поролон, из которого, кстати, и будут сделаны клоунские носики (как же без них!). Анвар Либабов лично наденет их каждому на сцене в знак посвящения в артисты под звуки шарманки.

Спектакль делали, без преувеличения — всем миром. Кстати оказался опыт всех мастерских детского дома-интерната. Свое мастерство подарили детям и волонтеры — студенты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица.

В числе прочего, при создании спектакля, была применена даже японская техника покраски тканей Эбру — она в прямом смысле слова, раскрасит финал спектакля, когда дети неожиданно вывернут на изнанку свои черные «вороньи» одежды и преобразятся в ярких разноцветных радостных птиц.

На премьере, которая состоялась в Москве майским днем в Детском музыкальном театре имени Натальи Сац, плакали все, включая сотрудников детского дома, вспоминает Анвар Либабов.

По рисункам детей были сделаны живописные задники для сцены. Один изображает остановку городского транспорта хмурым ноябрьским утром, второй — кафе с сумасшедшими поварами, третий — детскую площадку. Вылупившись и вылетев из гнезда «ленинградские вороны» начинают жить своей городской жизнью.

Но, сказка продолжает быть рядом. Поэтому во втором отделении зрителя ждет и бой Щелкунчика с Мышиным королем (одного из солдат которого играет Анвар Либабов), и освобождение из клетки — вдруг ставшей кринолином — Синей птицы. А в конце… В конце Добро победит зло и ангел (опять жен в исполнении Анвара Либабова) с большими крылами, спустившийся с неба, укроет сиротское гнездо своим покровом.

Добро побеждает зло.

Добро побеждает зло.

Не обошлось в спектакле и без бессмертного хита «Лицедеев» — песенки Винсента Фьорино «Blue Сanary». Куда же без нее…

Прямая речь. Анвар Либабов: «В промежутках между репетициями я задавал им вопросы: «что такое счастье?», «какой самый радостный день в твоей жизни?», «самый страшный сон?» и так далее. Они откровенно говорили: чего ждут от жизни, кем мечтают быть. Все это я с их разрешения записал на диктофон. Эти откровения мы затем стилизовали под рэп и они — разумеется с разрешения врачей и педагогов — также звучат в спектакле. Именно после этого ребята и преображаются в разноцветных птиц. Уникальность их актерского дарования в том, что они — дети».

Но, юные артисты блистали не только на российских подмостках. Благодаря фонду «Подари себя», ребята, вместе со своим добрым волшебником побывали в Венеции, где на площади Сан-Стефано, а затем и Сан-Марко совершили перформанс, также превратившись в птиц. Одним из восхищенных свидетелей этого венецианского превращения стал российский художник Михаил Шемякин, с которым Анвара Либабова связывают давние и прочные творческие связи.

«С одной стороны это были все те же ленинградские вороны, а с другой — голуби с площади Сан-Марко! И все это происходило под знаменитое «Пение птиц» Эдисона Денисова, — рассказывает Анвар Либабов. — А после мы устроили для наших «артистов-птиц» небольшой пикник на морском берегу в окружении архипелага Лидо, дворца венецианских дожей и собора Сан-Марко. А ведь еще совсем недавно, не все из них и знали, что есть на свете такой город…».

«Высокие Карзики», Анвар Либабов и Михаил Шемякин в Венеции.

«Высокие Карзики», Анвар Либабов и Михаил Шемякин в Венеции.

Но, что стало причиной, того, что мастер клоунады Либабов все-же взялся за этот проект?

«В моей жизни, как у большинства «восьмидесятников» был студийный опыт, когда мы после работы или учебы собирались и занимались творчеством — тем, что было нам интересно. И я очень захотел, чтобы и у них было то же. Чтобы, помимо работы, которой они будут заниматься, может быть , в значительной степени, ради денег, у них было то, что объединяет их и существует в их жизни исключительно для души», — говорит артист, творчество которого, в этом случае, сродни служению Хантера Доэрти (Патча) Адамса, американского врача, ставшего клоуном для того, чтобы дети не плакали в больницах и сиротских приютах.

Кстати, Анвар Либабов тоже в прошлом врач. Только ветеринарный. «Студийные восьмидесятые» перенесли его с должности старшего ветврача фермы «Лаврики» совхоза «Ручьи» в мир пантомимы. Так, наш собеседник перешел оттуда, где он все понимал без слов, туда, где все без слов понимают его.

Но, каким должен быть артист, чтобы не сказав ни слова, сказать зрителю все?

«Быть настоящим клоуном сегодня сложно. Хотя бы потому, что мы живем в век рационализма, когда уже нет той сентиментальности, которая была раньше. Но, мне кажется, публика снова жаждет сочувствия и понимания, настоящего искусства, духовности. Артист же должен создать соответствующий образ. Но, сделать это не просто — так, чтобы все по Станиславскому сказали «Верю!». Особенно не просто в жанре клоунады. У тебя есть твой красный нос — точка, которая, образно говоря, должна переместиться к сердцу. И, если ты имеешь дар, то сможешь создать такой органичный персонаж, что тебе поверят», — рассуждает Анвар Либабов в преддверии выхода «Высоких Карзиков» на «Рождественский парад».

Петербург вновь принимает «Рождественский парад»

К этому событию актер и его необычная труппа относятся с особо. Ведь зритель «Рождественского парада» — тоже особенный, ценящий искусство и по-настоящему любящий театр. И можно не сомневаться, что он обязательно скажет: «Верю!». Словно специально для «Высоких Карзиков» звучит и неизменный девиз фестиваля: «Начинайте — мы вас поддержим!».

Фото предоставлены Анваром Либабовым.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.