Теги

1 Мая АПК Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Подписаться на новости

Рельсы, небо и льды семьи Гаккель

Рельсы, небо и льды семьи Гаккель
08 декабря
14:55 2019

95 лет назад  в свой первый рейс  вышел первый отечественный тепловоз, разработанный инженером Яковом Модестовичем Гаккелем, ранее получившим известность как успешный конструктор нескольких из первых отечественных аэропланов, ставивших рекорды, хотя и не строившихся серийно. Человек, обладавший многогранным талантом, он оставил след и в других областях техники. Известность получили и его дети – сын, известный гидролог и полярный исследователь, и дочь, пошедшая по стопам отца, профессор, специалист по железнодорожной технике, а также внук – музыкант группы «Аквариум».

Яков Гаккель родился 12 мая 1874 года в Иркутске в семье талантливого военного инженера Модеста Гаккеля, одного из руководителей строительства телеграфной линии Иркутск-Владивосток, проектировщика нескольких маяков и береговых сооружений в Кронштадте. В честь Модеста Гаккеля названа одна из станций Транссиба – Гаккелевка.
Прадедом будущего конструктора был военный ветеринар наполеоновской армии эльзасец Жак Гаккель, попавший в плен и осевший в Сибири. «По крови я француз, якут и русский. Такая гремучая смесь горит почище керосину», – говаривал Яков Модестович.

Окончив в 1897 году Санкт-Петербургский электротехнический институт, Яков Гаккель участвует в строительстве гидроэлектростанции и первой в России высоковольтной линии от электростанции к Ленским золотым приискам. В 1903 году он возвращается в столицу, преподает в Электротехническом университете, участвует в разработке электрического трамвая.

В это время молодой электротехник увлекается авиацией, делавшей первые шаги в России. На премию, полученную от компании «Вестингауз» за работу над трамваем, он строит свой первый самолет «Гаккель – 1», вместе с предпринимателем  Сергеем Щетининым учреждает Первое российское товарищество воздухоплавания «С.С. Щетинин», ставшее первым в России авиационным заводом.

Путь в небо
Гаккелем были разработаны пятнадцать и построены десять самолетов, пять из которых успешно летали. Арифметика очень неплохая для времени, когда аэродинамика делала первые шаги, и проектирование во многом было делом интуиции.

Расскажем о некоторых из его самолетов:

— Фюзеляжный биплан «Гаккель-III» с двигателем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с. 24 мая 1910 года его 200-метровый полёт был официально зафиксирован, как один из первых полётов аэроплана русской конструкции. В отличии от других самолетов своего времени, вместо открытой фермы имел фюзеляж, обтянутый материей.

—  Биплан «Гаккель-IV» с двигателем мощностью 100 л. с.

— Первый в России гидросамолёт-амфибия «Гаккель-V» (1911 год); не летал, но на 1-й Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге в 1910/11 году получил серебряную медаль.

— «Гаккель-VII». В июле 1911 года лётчик Г. В. Алехнович совершил перелёт на этом самолёте по маршруту «Петербург— Царское Село — Петербург», со скоростью 92 км/ч. На втором экземпляре этого самолёта, получившем в 1912 на 2-й Международной воздухоплавательной выставке в Москве Большую золотую медаль, Алехнович установил национальный рекорд высоты того времени — 1350 метров. Один аппарат был закуплен военным ведомством.

—   «Гаккель-IX » — Первый в мире подкосный моноплан, успешно испытан.

Однако серийно самолеты не строились из-за отсутствия заказов. При участии в конкурсе военных аэропланов для Русской армии у самолетов  (”Гаккель-VIII” и ”Гаккель-IX”)  возникали проблемы с работой двигателей. Причиной стала недобросовестная конкуренция со стороны крупного завода «Дукс».
Через много лет выяснилось, что подкупленный соперниками механик Гаккеля наливал серную кислоту в рубашки двигателей, что вызывало перебои в их работе во время испытаний.

Пожар, уничтоживший ангар с самолетами, несогласие со Щетининым, сделавшим ставку на выпуск по лицензии французских «Фарманов» —  все это заставило Якова Гаккеля после 1912 года отказаться от активной работы в области авиации, вернувшись к электротехнике. После революции 1917 года он разработал несколько проектов самолетов, которые, однако, оказались не востребованы из-за послевоенной разрухи и недостатка средств.

«Кончая жизненный путь, подводя к сорокалетнему юбилею инженерной деятельности итоги, более всего я сожалею, что оставил самолетостроение…»,—   напишет он через много лет в письме известному полярному летчику Михаилу Водопьянову.

Локомотив с Балтийского завода
В начале 20-х годов его увлекает другая совершенно новая сфера деятельности – разработка локомотивов нового типа. В 1920-21 годах он во главе конструкторского бюро в Теплотехническом институте разработал первый в России (и один из первых в мире) работоспособный тепловоз.

В нем нашли применение новые и передовые для своего времени конструкторские решения, в том числе — электропередача. Двигатель внутреннего сгорания приводил в движения генератор, вырабатывавший электроэнергию для ходового электродвигателя.

5 августа 1924 года ярко-красный локомотив Щэл1 выехал из цеха Балтийского судостроительного завода на пути, проложенные по территории завода специально для него. Управлял локомотивом сам Гаккель. После нескольких дней испытаний на заводских путях тепловоз на пароме был переправлен на Гутуевский остров. Начались испытания на магистралях. А 16 января локомотив прибыл в Москву.

До 1934 года тепловоз эксплуатировался на участке Москва-Курск и Москва-Харьков, после чего использовался в качестве электростанции. На Всесоюзном конкурсе тепловозов, прошедшем в 1927 году, было представлено свыше пятидесяти проектов, в том числе двадцать один — зарубежных специалистов. Две работы Гаккеля заняли на конкурсе первое и четвертое места.

Сегодня отреставрированный первенец отечественного тепловозостроения встречает посетителей Музея железных дорог России, расположенного в Санкт-Петербурге.

В эти же годы Гаккелем был разработан паровой бульдозер. Он не пошел в серию, но малогабаритная паровая машина оригинальной конструкции использовалась на речных катерах. С 1936 года Яков Модестович Гаккель преподавал в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, занимая должность декана механического факультета и одновременно профессора кафедры «Подвижные составы». В 1940 году  за плодотворную инженерную деятельность профессору присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники.

В том же году он разработал первый газогенераторный тепловоз. В первые месяцы Великой Отечественной профессор Гаккель спроектировал передвижной поезд-электростанцию для фронта. В дни блокады Яков Гаккель отказался покинуть окруженный врагом Ленинград. Здоровье семидесятилетнего профессора было сильно подорвано. Яков Гаккель умер 12 декабря 1945 года в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках.

Дети и внук
По стопам отца пошла его дочь Екатерина Яковлевна Гаккель (1903-1984), профессор ЛИИЖТ, под руководством которой в 60-е годы прошлого века была разработана первая отечественная система автоматического управления магистральным тепловозом.

В 1934 году вся страна, затаив дыхание, следила за операцией по спасению челюскинцев. Экипаж затертого льдами парохода «Челюскин», находившиеся на его борту научные работники не только сумели наладить жизнь в ледовом лагере, но и продолжали научную работу. Среди участников экспедиции был и молодой гидролог Яков Яковлевич Гаккель (1901-1965), сын конструктора, впоследствии — видный советский океанограф, гидролог, руководитель отдела географии Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, участник многих географических экспедиций.

Именно он создал первую батиметрическую карту арктического бассейна. В кругу друзей его называли «ЯкЯк». В 1966 году его именем был назван один из подводных хребтов в Северном Ледовитом океане.
Рассказывая о семье Гаккель нельзя обойти вниманием и внука изобретателя, Всеволода Яковлевича Гаккеля. Родившийся в 1953 году, Сева, как звали его друзья, в 1975—1990 годах играл в группе «Аквариум» на виолончели. Репетиции известной группы проходили в его квартире до 1986 года. После ухода из «Аквариума» Всеволод Гаккель основал первый ленинградский независимый музыкальный клуб «ТамТам».

В 1988 одной из новых улиц, построенных на месте былого Комендантского аэродрома, было присвоено имя Гаккелевской в память о конструкторе Якове Модестовиче Гаккеле и исследователе Арктики Якове Яковлевиче Гаккеле.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.