«Невостребованных» артистов не будет?
Соответствующий законопроект решено отправить на доработку
В начале нынешнего года Министерство культуры РФ разработало законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников». Однако, по мнению отраслевого профсоюза ряд нововведений, содержащихся в нем, серьезно ухудшает права творческих работников и законопроект в предложенном виде принят быть не может. О чем тред-юнион открыто заявил. Речь идет, в первую очередь, о введении процедуры оценки востребованности в репертуаре артистов, работающих в творческой организации по бессрочному договору.
К слову сказать, еще в феврале документ раскритиковали и члены Общественной палаты России — во время нулевых чтений законопроекта в ОП с участием профсоюза и деятелей искусства.
На днях стало известно, что документ — под давлением профсоюзной стороны — решено отправить на доработку. И хотя праздновать победу еще рано, надежда на то, что термин «невостребованный» (читай «уволенный») в лексиконе творческих коллективов не появится, есть — отмечают в отраслевом тред-юнионе. Но для этого, подчеркивают защитники прав творческих работников, расслабляться в борьбе против нововведений нельзя
Впрочем, обо всем по порядку. По замыслу разработчиков отсутствие востребованности — по результатам оценки — или неявка артиста на процедуру оценки без уважительных причин, либо отказ от ее прохождения могут служить причиной для расторжения трудового договора.
Комментируя еще в феврале нынешнего года газете «Площадь Труда» эту скандальную инициативу, исполняющий обязанности председателя Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза работников культуры (РПРК) Сергей Акимов (на снимке), подчеркнул:, что при условии принятия данного законопроекта «…у худруков творческих коллективов появится дополнительная официальная возможность расторгнуть трудовой договор с артистом, заключенный на неопределенный срок, а под «эту лавочку» избавиться от неугодных». По мнению профлидера оценка востребованности будет субъективной, «ведь занятость артиста в спектакле, концерте, цирковой программе, нередко зависит не от его профессиональных качеств, а от воли, желания, симпатии худрука, режиссера или дирижера».
Подобные аргументы территориальная организация профсоюза изложила и в своем письме-отзыве на законопроект в Центральный Комитет профсоюза, подчеркнув, что она — против принятия вышеуказанного законопроекта — в связи с ухудшением прав творческих работников.
И вот седьмого ноября этот, как минимум, неоднозначный документ обсуждали на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) с участием представителей Минкультуры, руководителей РПРК и первичных профорганизаций двух ведущих московских театров — имени Вахтангова и Большого, а также Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, ФНПР и отраслевых профсоюзов — информирует официальный сайт РПРК.
Как отмечается в сообщении, председатель Российского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова оценила целесообразность введения новой главы Трудового кодекса РФ, посвященной регулированию труда творческих работников, активное взаимодействие РПРК с Минкультуры России по доработке проекта и учету замечаний министерством. «Вместе с тем, профсоюз категорически не согласен с введением института востребованности творческих работников, работающих на условиях трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, и их увольнением в связи с невостребованностью по результатам проведения оценки востребованности», — подчеркивают в РПРК.
Выступившая на заседании профсоюзный лидер Государственного академического театра им. Вахтангова актриса Елена Мельникова высказала мнение идентичное тому, что прозвучало ранее из уст ее петербургского коллеги — Сергея Акимова: она, как сообщает сайт профсоюза, «отметила недопустимость введения оценки востребованности артистов в силу чрезвычайной зависимости занятости артиста в репертуаре театра от работодателя, художественного руководителя».
Позицию профсоюза услышали: итогом обсуждения стало принятие рабочей группой решения о доработке законопроекта Минкультом совместно с РПРК и общественными организациями работников культуры, и с учетом внесенных предложений — повторно рассмотреть на заседании рабочей группы по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения РТК.
Однако, по словам Сергея Акимова, несмотря на положительные сдвиги в работе над документом, «расслабляться профсоюзу нельзя». «Мы должны донести до власть предержащих всю абсурдность этой инициативы, — подчеркивает профсоюзный лидер работников культуры региона. — Ведь разработчики закона (а инициатором его — по нашему глубокому убеждению — выступает и лоббирует документ через правительство Союз театральных деятелей, уже пытавшийся «протащить» подобный законопроект в 2013 году) хотят навязать нам абсолютно беспрецедентную норму, которая может полностью развязать руки руководителю творческого коллектива. Я уже говорил и еще раз подчеркиваю: с введением института оценки востребованности у режиссера или худрука появятся дополнительные и достаточно мощные рычаги давления на работников — вплоть до полного роспуска труппы».
Профлидер уверен (и об этом он уже высказывался на страницах нашей газеты): даже вхождение в состав оценочной комиссии по «востребованности» представителей профсоюза не даст гарантии полной объективности, потому что, по замыслу авторов, защитники работников в этом органе будут представлены в меньшинстве — не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
«В данном случае речь идет даже не об изменении законодательства, а в целом об изменении подхода ко всей, в первую очередь, театральной сфере, — подчеркивает Сергей Акимов. — И задача профсоюза — не допустить этого!»
Фото вверху — pixabay.com
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий