Вячеслав Фирюлин: о награде, заводе и профсоюзе

Вячеслав Фирюлин: о награде, заводе и профсоюзе
29 октября
16:32 2019

30 октября — День судостроителя в Санкт-Петербурге

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ за большой вклад в развитие судостроительной промышленности и многолетний добросовестный труд звание «Почетный судостроитель» присвоено председателю первичной профсоюзной организации ОАО «Балтийский завод» Вячеславу Фирюлину.

Награда — эта заслуженная. Хотя сегодня Вячеслав Петрович непосредственно не занимается строительством кораблей: его задача вот уже тридцать лет — защищать права работников одного из старейших судостроительныхпроизводств не только Санкт-Петербурга, но и России. Но в том, что и по сей день балтийцы спускают со стапелей новые мощные суда — огромная заслуга профсоюзного лидера, а также профкома завода и профсоюзов города. Ведь когда в 2010-м над известным предприятием нависла угроза банкротства, одним из первым в борьбу за его сохранение вступил профсоюз.

Впрочем, обо всем по порядку. Трудовой стаж Фирюлина на Балтийском заводе насчитывает уже сорок лет. А пришел он сюда случайно. Переехав в Ленинград из Тулы, молодой инженер-машиностроитель обосновался на Васильевском острове. В поисках работы зашел в отдел кадров расположенного рядом предприятия и… влюбился с первого взгляда. «Меня сразу заворожила мощь — атомные ледоколы, крейсеры — красавцы, — рассказывает собеседник. — На мое счастье вакансия на заводе нашлась: я стал работать начальником бюро в ремонтно-механическом цехе, который занимался изготовлением нестандартного оборудования, позже — в отделе труда и заработной платы, где возглавил бюро соцсоревнования».

Тогда, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, вспоминает профлидер, соцсоревнование проводили между подразделениями завода и предприятиями отрасли. Балтийцы среди корабелов СССР регулярно становились победителями и призерами. Заводу часто вручали переходящее Красное знамя Министерства судостроительной промышленности СССР.

В годы перестройки напористого и бойкого специалиста Фирюлина коллеги избрали в профсоюзный комитет, а в самый разгар перемен в стране — в 1989-м — он возглавил заводскую профорганизацию.

Работники Балтийского завода на Первомайской акции профсоюзов.

В те смутные времена начались перебои с заказами. Но и в эти непростые годы первичке Балтзавода удалось добиться, чтобы на предприятии, несмотря на экономические трудности, во время выплачивалась зарплата и соблюдались социальные гарантии. И именно тогда балтийцы смогли построить атомный крейсер «Петр Великий». И здесь без профкома не обошлось «Нас поддержали коллеги — «профсоюзники» с других судостроительных предприятий, Ленинградская Федерация профсоюзов, мы проводили манифестации и шествия в поддержку строительства и достроили — средства нам выделили! Это была удивительная победа — страна на грани развала, а у нас со стапелей сходит мощный крейсер, который и сегодня — флагман российского флота», — с гордостью говорит собеседник.

…Пережив «лихие» девяностые, Балтзавод начал адаптироваться к новым реалиям рыночной экономики. Но… в 2010-м над предприятием вновь «сгустились тучи» — тогдашний собственник фактически вел его к банкротству. Долги по зарплате достигали полугода, с завода, устав работать без денег, стали уходить ведущие специалисты. Вставший на защиту работников профком во главе с Вячеславом Фирюлиным бил во все колокола: встречался с директором с требованием решить вопрос с загрузкой производственных мощностей и выплатить долги по зарплате, обращался к властям города и в Правительство РФ, угрожал забастовкой. Борьба за сохранение завода длилась почти полтора года. Профорганизацию в ее действиях поддерживали Территориальная организация Российского профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Ленинградская Федерация профсоюзов.

И борьба, как говорят, закончилась победой! По просьбе Вячеслава Фирюлина председатель Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Владимир Дербин передал письмо профкома с обоснованиями сохранения предприятия лично тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину — на региональной конференции партии «Единая Россия» в Череповце.

«Владимир Георгиевич Дербин тогда нам здорово помог, — вспоминает профлидер. — После того, как он передал письмо Владимиру Владимировичу, на нашу ситуацию обратили внимание в правительстве, и уже руководство федерального центра начало предпринимать конкретные шаги по сохранению предприятия. Письмо Путину было отдано 5 сентября 2011-го, а 11 октября на завод приехал вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак и встретился с руководителями ЛФП, нашей первички и профсоюзным активом. Он озвучил мероприятия по финансовому оздоровлению, и они удовлетворили профсоюзную сторону. Предупредительная забастовка, на пороге которой уже стоял коллектив балтийцев, а также митинг протеста после приезда вице-премьера — по решению профсоюзного комитета — были отменены. А буквально через неделю — 18 октября 2011-го — была погашена вся задолженность по зарплате, включая выплату выслуги лет».

Приезд Дмитрия Козака на Балтийский завод. Октябрь 2011-го.

Еще через полтора месяца — 2 декабря — на завод приехал  Владимир Путин. По итогам его визита были приняты меры: «Коллектив — сохранить, предприятие — преобразовать», — вспоминает профлидер. «Кроме того, Владимир Владимирович озвучил следующее: зарплата с 1 января 2012 года всем работникам будет увеличена на 25%, завод продолжит работу по достройке головного плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов» и получит гарантию на размещение крупных судостроительных заказов», — продолжает Вячеслав Фирюлин.

Вячеслав Фирюлин и Владимир Дербин на встрече с Дмитрием Козаком.

Так благодаря первичной профорганизации, территориальной организации профсоюза и Ленинградской Федерации профсоюзов одно из старейших  кораблестроительных предприятий по сути обрело вторую жизнь.

«При достройке «Академика Ломоносова» мы смогли восстановить все компетенции. И сегодня предприятие загружено, стабильно работает, вновь обрело статус головного в России по строительству надводного атомного флота. Стали возвращаться специалисты, пришло много молодежи: если в 2011-м коллектив завода насчитывал всего 2,5 тысячи работников, то сегодня их уже более шести тысяч! », — с гордостью говорит профлидер.

…Конечно, и сейчас перед профкомом предприятия стоит немало вопросов, требующих решения. Так профсоюзный комитет, по словам его председателя, не раз критиковал Единую унифицированную систему оплаты труда (ЕУСОТ), внедренную не только у балтийцев, но и на ряде других предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в состав которой сегодня входит Балтзавод. «В предложенном виде система не обеспечивает моральное и материальное стимулирование работников. По этой причине сейчас источником роста зарплаты стали сверхурочные работы, — сетует профлидер. — Я и мои коллеги — председатели профорганизаций других судостроительных предприятий ОСК — поднимали этот вопрос на встрече с председателем Совета директоров корпорации Георгием Полтавченко. Георгий Сергеевич обещал обсудить его с руководителями и специалистами ОСК, и вновь вернуться к этому разговору на следующей встрече с профсоюзами».

На состоявшейся в июне очередной отчетно-выборной конференции профорганизации Балтзавода делегаты большинством голосов вновь избрали Вячеслава Фирюлина своим профсоюзным вожаком.

В числе задач профкома Фирюлин называет и необходимость добиваться роста зарплаты и внесения дополнительных льгот и гарантий для работников в колдоговор завода, увеличивать профсоюзные ряды, решать бытовые проблемы — пока шеститысячный коллектив не имеет даже нормальной столовой, контролировать вопросы охраны труда и многое другое.

Награждение призеров заводского первенства по футболу.

В общем, почивать на лаврах Почетному судостроителю некогда. Да и не привык он этого делать. Вот и про ведомственную награду говорит, что это — оценка не только его работы, а всего профсоюзного комитета завода: «Без своих ребят, без команды я бы ее не получил».

Фото из архива «ПТ» и личного архива Вячеслава Фирюлина.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.