Теги

1 Мая АПК Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Подписаться на новости

«Неделя консерваторий» — миссия уникальна

«Неделя консерваторий» — миссия уникальна
22 октября
12:05 2019

— «Держать инструмент», — пусть эти слова навсегда уйдут из вашего «рациона». Скрипка должна балансировать в руке исполнителя, — в такой шуточной форме прозвучал на мастер-классе в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова совсем не шуточный совет одного из выдающихся скрипачей современности — Вадима Глузмана. В эти дни маэстро, чье имя и мастерство широко известно как в Старом, так и Новом свете, стал гостем XIX Фестиваля «Международная неделя консерваторий». Несмотря на плотный график,  Вадим Глузман дал интервью интернет-газете «Площадь Труда».

— Вадим Михайлович, вас с полным правом можно назвать «музыкантом мира», так широка и разнообразна ваша творческая география: от Чикаго до Тель-Авива, где Вы живете, и Новосибирска. Почему уже дважды Вы прилетаете в Санкт-Петербург на Фестиваль «Международная неделя консерваторий»?

— Причина проста – это сама Петербургская консерватория, ее огромное значение, которое преуменьшить невозможно. К тому же в этих стенах преподает множество моих друзей, так что, когда пришло приглашение,  я его сразу принял, ведь мне это интересно.

«Неделя» будет незабываемой, необычной и яркой

— Но насколько академическая музыка интересна сегодня широкой публике? Не ощущаете ли спада интереса к ней?

Разговоры об этом идут уже лет сто пятьдесят, а классическая музыка все не умирает. Так будет и дальше, уверяю вас. А классика будет жива и востребована всегда.

— Только что Вы провели мастер-класс. Ваше впечатление о нынешнем дне петербургской скрипичной школы?

— Во-первых,  за один-два мастер-класса какое бы то ни было впечатление составить просто невозможно. Видишь всего лишь пять-шесть ребят. Да, ты понимаешь, что они учатся у разных педагогов, потому что даже физически отношение к инструменту у них разное, но это не критерий. Я не могу проследить одну мысль или одно направление.  Я просто вижу людей и результат их работы.
Во-вторых, в сейчас уходит в прошлое и само понятие инструментальной школы. С появлением интернета и  открытием  границ все традиции настолько смешались, что рассматривать их обособленно, как это было раньше, уже просто невозможно. Мне кажется, что сегодня говорить: «у нас есть такая школа» или «вот такая школа», попросту нереально.
Хотя, в то же время, мне интересна петербургская исполнительская традиция. Она всегда привлекала меня своим особым неповторимым музыкантством…

Во время мастер-класса в Санкт-Петербургской консерватории

Во время мастер-класса в Санкт-Петербургской консерватории

Немудрено, ведь вы играете на скрипке, созданной великим Страдивари и некогда принадлежавшей одному из основателей великой петербургской скрипичной школы –Леопольду Ауэру…

— Да, совершенно верно, скрипка долгие годы ходила на работу через Театральную площадь… (смеется).

— Итак, вопрос к человеку, который играет на скрипке Страдивари, созданной в 1690 году. Сегодня все больше и больше в жизнь музыкантов входит электроскрипка. Что это? Серьезно ли это или недостойно внимания с точки зрения высокого искусства?

— Раз это существует, значит, это серьезно. Я сам, кстати, играю только на акустической скрипке. Но на электроскрипке можно сыграть все, что угодно –  от рэпа до классической музыки и делать это профессионально. Главное, для чего и как это используется.

Например, я присутствовал на концерте моего коллеги Пекки Куусисто, замечательного финского скрипача. Так, он в одном сочинении играл и на элекрической,  и на акустической скрипках. И это было потрясающе! Если это хорошо – то это хорошо.

— Само название фестиваля  «Неделя консерваторий» подразумевает особое внимание к студенчеству. Оглядываясь назад, на мальчика, впервые взявшего скрипку в Риге в возрасте семи лет, на юношу, которому судьба подарила счастливую встречу с самим  Исааком Стерном, что хочет сказать сегодня маэстро Глузман нынешним молодым музыкантам, избравшим классическую музыку делом всей жизни?

— Каждому свое. К сожалению, сегодня и в Америке, и в Австралии, и в Европе я вижу одно и то же. Из-за обилия информации, которая сейчас находится у каждого из нас буквально на кончиках пальцев, молодые музыканты начинают копировать самих себя. Точнее, ошибки друг друга, не задумываясь над тем — «кто я такой, к чему стремлюсь?». Так мы можем потерять самих себя.

Нужно научиться  выбирать из огромного информационного потока только то, что нужно и полезно. И я уверен, что в недалеком будущем студенты смогут научиться делать правильный выбор. Сейчас это для них трудно.

— О выборе. Но уже о выборе репертуара концерта 22 октября, в рамках «Международной недели консерваторий», где Вы выступаете вместе с известным пианистом Евгением Синайским…

Выбор репертуара зависит от моего желания, от того, что мне интересно сегодня и, в конце концов, от той программы, которая в данный отрезок времени, вписана в мое концертное расписание.

Вместе с Евгением Синайским мы играем всем известную Сонату Бетховена №7, обрамляя ее двумя крайне редко звучащими сочинениями. Первое – российская премьера опуса современного немецкого композитора Морица Эггерта. Он написал своего рода комментарии, или точнее  – «вступительные слова» к каждой из десяти сонат Бетховена.

Мировая премьера «вступительного слова» к сонате №7 состоялась совсем недавно,  в последний день сентября в Кронберге (Германия), где мы исполнили эту пьесу тоже вдвоем с Евгением Синайским. И вот сейчас оно прозвучит в Санкт-Петербурге.

Но начнем мы с необычного явления… Чакона Иоганна Себастьяна Баха, казалось бы, что здесь необычного? А дело в том, что она будет сыграна с фортепианной партией Роберта Шумана!  Композитор написал их ко всем сонатам и партитам Баха для скрипки соло, так как был просто заворожен ими. Так он попытался передать свое отношение к музыке Иоганна Себастьяна Баха, свое видение, свое слышание.

— Сама «Неделя консерваторий» как фестиваль различных музыкальных школ — тоже своего рода уникальный эксперимент. В чем, на ваш взгляд, главная миссия этого проекта сегодня?

— Для музыканта, а особенно для студента той же Санкт-Петербургской консерватории, посетить мастер-классы такого колоссального количества музыкантов с мировыми именами,   представляющих самые различные школы, за короткий промежуток времени — это просто потрясающе! Самое важное на фестивале то, что «Неделя консерваторий» каждый раз позволяет собрать одновременно на таком небольшом пространстве все многообразие концепций, мнений и взглядов на музыку, на исполнительство. Возможность познакомиться со всем этим, а, значит, приобрести новые бесценные знания, действительно, уникальна, и это великолепно.

Фото Игоря Бакустина.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.