«Неделя консерваторий» — миссия уникальна
— «Держать инструмент», — пусть эти слова навсегда уйдут из вашего «рациона». Скрипка должна балансировать в руке исполнителя, — в такой шуточной форме прозвучал на мастер-классе в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова совсем не шуточный совет одного из выдающихся скрипачей современности — Вадима Глузмана. В эти дни маэстро, чье имя и мастерство широко известно как в Старом, так и Новом свете, стал гостем XIX Фестиваля «Международная неделя консерваторий». Несмотря на плотный график, Вадим Глузман дал интервью интернет-газете «Площадь Труда».
— Вадим Михайлович, вас с полным правом можно назвать «музыкантом мира», так широка и разнообразна ваша творческая география: от Чикаго до Тель-Авива, где Вы живете, и Новосибирска. Почему уже дважды Вы прилетаете в Санкт-Петербург на Фестиваль «Международная неделя консерваторий»?
— Причина проста – это сама Петербургская консерватория, ее огромное значение, которое преуменьшить невозможно. К тому же в этих стенах преподает множество моих друзей, так что, когда пришло приглашение, я его сразу принял, ведь мне это интересно.
— Но насколько академическая музыка интересна сегодня широкой публике? Не ощущаете ли спада интереса к ней?
Разговоры об этом идут уже лет сто пятьдесят, а классическая музыка все не умирает. Так будет и дальше, уверяю вас. А классика будет жива и востребована всегда.
— Только что Вы провели мастер-класс. Ваше впечатление о нынешнем дне петербургской скрипичной школы?
— Во-первых, за один-два мастер-класса какое бы то ни было впечатление составить просто невозможно. Видишь всего лишь пять-шесть ребят. Да, ты понимаешь, что они учатся у разных педагогов, потому что даже физически отношение к инструменту у них разное, но это не критерий. Я не могу проследить одну мысль или одно направление. Я просто вижу людей и результат их работы.
Во-вторых, в сейчас уходит в прошлое и само понятие инструментальной школы. С появлением интернета и открытием границ все традиции настолько смешались, что рассматривать их обособленно, как это было раньше, уже просто невозможно. Мне кажется, что сегодня говорить: «у нас есть такая школа» или «вот такая школа», попросту нереально.
Хотя, в то же время, мне интересна петербургская исполнительская традиция. Она всегда привлекала меня своим особым неповторимым музыкантством…
— Немудрено, ведь вы играете на скрипке, созданной великим Страдивари и некогда принадлежавшей одному из основателей великой петербургской скрипичной школы –Леопольду Ауэру…
— Да, совершенно верно, скрипка долгие годы ходила на работу через Театральную площадь… (смеется).
— Итак, вопрос к человеку, который играет на скрипке Страдивари, созданной в 1690 году. Сегодня все больше и больше в жизнь музыкантов входит электроскрипка. Что это? Серьезно ли это или недостойно внимания с точки зрения высокого искусства?
— Раз это существует, значит, это серьезно. Я сам, кстати, играю только на акустической скрипке. Но на электроскрипке можно сыграть все, что угодно – от рэпа до классической музыки и делать это профессионально. Главное, для чего и как это используется.
Например, я присутствовал на концерте моего коллеги Пекки Куусисто, замечательного финского скрипача. Так, он в одном сочинении играл и на элекрической, и на акустической скрипках. И это было потрясающе! Если это хорошо – то это хорошо.
— Само название фестиваля «Неделя консерваторий» подразумевает особое внимание к студенчеству. Оглядываясь назад, на мальчика, впервые взявшего скрипку в Риге в возрасте семи лет, на юношу, которому судьба подарила счастливую встречу с самим Исааком Стерном, что хочет сказать сегодня маэстро Глузман нынешним молодым музыкантам, избравшим классическую музыку делом всей жизни?
— Каждому свое. К сожалению, сегодня и в Америке, и в Австралии, и в Европе я вижу одно и то же. Из-за обилия информации, которая сейчас находится у каждого из нас буквально на кончиках пальцев, молодые музыканты начинают копировать самих себя. Точнее, ошибки друг друга, не задумываясь над тем — «кто я такой, к чему стремлюсь?». Так мы можем потерять самих себя.
Нужно научиться выбирать из огромного информационного потока только то, что нужно и полезно. И я уверен, что в недалеком будущем студенты смогут научиться делать правильный выбор. Сейчас это для них трудно.
— О выборе. Но уже о выборе репертуара концерта 22 октября, в рамках «Международной недели консерваторий», где Вы выступаете вместе с известным пианистом Евгением Синайским…
Выбор репертуара зависит от моего желания, от того, что мне интересно сегодня и, в конце концов, от той программы, которая в данный отрезок времени, вписана в мое концертное расписание.
Вместе с Евгением Синайским мы играем всем известную Сонату Бетховена №7, обрамляя ее двумя крайне редко звучащими сочинениями. Первое – российская премьера опуса современного немецкого композитора Морица Эггерта. Он написал своего рода комментарии, или точнее – «вступительные слова» к каждой из десяти сонат Бетховена.
Мировая премьера «вступительного слова» к сонате №7 состоялась совсем недавно, в последний день сентября в Кронберге (Германия), где мы исполнили эту пьесу тоже вдвоем с Евгением Синайским. И вот сейчас оно прозвучит в Санкт-Петербурге.
Но начнем мы с необычного явления… Чакона Иоганна Себастьяна Баха, казалось бы, что здесь необычного? А дело в том, что она будет сыграна с фортепианной партией Роберта Шумана! Композитор написал их ко всем сонатам и партитам Баха для скрипки соло, так как был просто заворожен ими. Так он попытался передать свое отношение к музыке Иоганна Себастьяна Баха, свое видение, свое слышание.
— Сама «Неделя консерваторий» как фестиваль различных музыкальных школ — тоже своего рода уникальный эксперимент. В чем, на ваш взгляд, главная миссия этого проекта сегодня?
— Для музыканта, а особенно для студента той же Санкт-Петербургской консерватории, посетить мастер-классы такого колоссального количества музыкантов с мировыми именами, представляющих самые различные школы, за короткий промежуток времени — это просто потрясающе! Самое важное на фестивале то, что «Неделя консерваторий» каждый раз позволяет собрать одновременно на таком небольшом пространстве все многообразие концепций, мнений и взглядов на музыку, на исполнительство. Возможность познакомиться со всем этим, а, значит, приобрести новые бесценные знания, действительно, уникальна, и это великолепно.
Фото Игоря Бакустина.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий