Валентина Гризодубова: жизнь как полет

Валентина Гризодубова: жизнь как полет
20 октября
13:52 2019

В 30-е годы ее имя в СССР знали все, так же, как через три десятилетия – имена первых космонавтов. Первая женщина – Герой Советского Союза, совершившая беспримерный по тем временам дальний перелет, командир авиационного полка в годы Великой Отечественной – такой навечно вошла в отечественную историю Валентина Гризодубова. Страницы ее биографии связаны и с нашим городом – здесь она училась в Ленинградском институте гражданской авиации, была награждена медалью «За оборону Ленинграда». А в октябре этого года в одной из петербургских школ был торжественно открыт «Зал Славы», посвященный известной летчице.

«Тот, кто прямо с детства дружен с небесами, не предаст вовек свою верную мечту» — в отношении Валентины Гризодубовой эти слова из старой песни отнюдь не поэтическая метафора, а просто факт ее жизни!
Родилась она 31 января 1909 года в Харькове в семье изобретателя и одного из первых русских авиаторов Степана Гризодубова, построившего и испытавшего в 1912 году аэроплан собственной конструкции. А будущая летчица впервые поднялась в небо в возрасте двух с половиной лет, пристегнутая ремнями к отцу, управлявшему самолетом.

Степан Гризодубов происходил из дворян Сумской губернии. Окончив железнодорожное училище, он работал начальником электростанции Дворянского собрания и имел собственную электромеханическую мастерскую. «Заболев» авиацией, он строит три самолета, из которых только третий взлетел. В Первую Мировую войну изобретатель становится военным летчиком, закончив Петроградскую авиационную школу. После гражданской войны он руководил мастерскими авиапарка Красной армии в Харькове, работал в «Осоавиахиме», руководя развитием планерного спорта на Украине и в Крыму. Имя Степана Гризодубова носит одна из улиц Харькова.

Степан Гризодубов у своего самолета

Степан Гризодубов у своего самолета

Путь в небо
В 14 лет Валентина Гризодубова впервые пилотирует планер во время всесоюзного планерного слета в Коктебеле. После окончания средней школы она поступает в Харьковский технологический институт, одновременно закончив музыкальное училище и даже поступив в консерваторию!

Однако в 1928 году, поступив в аэроклуб и пройдя программу обучения за три месяца, Валентина оставляет институт и поступает в Тульскую летно-спортивную школу «Осоавиахима», а в 1929 году – в Пензенскую школу летчиков-инструкторов. Впереди были три года занятий планерным спортом, работы инструктором в Тульском аэроклубе «Добролет», а затем —  на знаменитом московском аэродроме Тушино.

В 1935 году Валентину Гризодубову приглашают в агитационную эскадрилью имени Максима Горького. В ее составе она получает бесценный  опыт, облетев фактически всю страну, пилотируя самолет  над Памиром, Северным Кавказом, Ферганской долиной. В 1937 году она устанавливает на несколько мировых рекордов для женщин на легкомоторных самолетах.

Москва – Дальний Восток
Звездный час Валентины Гризобувой пробил 24-25 сентября 1938 года. Командуя самолетом АНТ-35 «Родина» вместе с Марией Расковой и Полиной Осипенко совершает перелет из Москвы на Дальний Восток. Был установлен новый рекорд беспосадочного перелета – за 26 часов самолет преодолел 6450 километров.

На долю экипажа выпали серьезные испытания, который трое смелых успешно преодолели. После Урала отказала радиосвязь, а метеоусловия заставили подняться на большую высоту, из-за чего самолет пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где на аэродроме была подготовлена торжественная встреча. Самолет кружил над тайгой. Когда горючего осталось на полчаса, Валентина Гризодубова принимает решение садиться на болото с убранными шасси. Штурману Марине Расковой командир приказывает покинуть самолет с парашютом, чтобы уменьшить количество жертв при неудачной посадке. Приземление прошло благополучно, самолет и его экипаж через несколько дней были обнаружены с воздуха.

За этот перелет Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза, она стала первой женщиной, удостоенной высокого звания. В 1938-39 годах летчица учится в Ленинградском институте гражданской авиации, и вскоре возглавляет Управление международных воздушных сообщений.

Обладая твердым характером, обостренным чувством справедливости, в эти непростые годы она не раз обращалась к первым лицам страны, пытаясь защитить репрессированных товарищей. Во многом благодаря Валентине Гризодубовой и Михаилу Громову будущий конструктор космических кораблей Сергей Королев был переведен из лагеря на Колыме в конструкторское бюро (ЦКБ-29) в котором репрессированные авиационные инженеры во главе с А.Н. Туполевым работали над бомбардировщиком Ту-2 — одним из самых известных самолетов Великой Отечественной. Это была хотя и не свобода, но возможность выжить, заниматься любимой работой.

Небо войны
После нападения нацистской Германии на СССР Валентина Гризодубова возглавляет Антифашистский комитет советских женщин, но, будучи авиатором, считает своей обязанностью быть на фронте. В марте 1942 года она, до этого абсолютно гражданский человек,  становится командиром 101-го полка Авиации дальнего действия. Полк был особый – сформированный из пилотов гражданской авиации, которые летали на переоборудованных в бомбардировщики пассажирских самолетах Ли-2.

Возможность боевого применения пассажирских самолетов вызывала серьезные сомнения у многих призванных в армию гражданских авиаторов. Не станут ли Ли-2 и их экипажи легкой добычей для врага? Знакомясь с личным составом, Валентина Гризодубова отвечает на острые вопросы, старается вселить уверенность. И первой вылетает на боевое задание. Была выработана тактика выполнения боевых заданий, учитывающая специфику самолетов Ли-2, ставших в умелых руках грозным оружием.

К маю 1943 года Валентина Гризодубова лично совершила 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 для бомбардировки вражеских позиций, доставки боеприпасов и вооружения на передовую и партизанским отрядам.
Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали легендарные партизанские командиры Сидор Ковпак, Алексей Федоров, Александр Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». А награду ей вручил лично Сабуров на лесной партизанской базе под Житомиром. В 1943 году ей было присвоено звание полковника.

Как нельзя лучше отражает характер Валентины Гризодубовой эпизод, приведенный в прекрасной книге летчика-испытателя Марка Галлая «Через невидимые барьеры»:

Широкую известность получила история о том, как Гризодубова спасла пять человек из аварийной машины. Дело было так. Однажды ночью, вернувшись первой с боевого задания (её экипаж в тот раз «освещал» цель и поэтому закончил работу раньше всех), Валентина Степановна осталась на старте. Один за другим приходили и приземлялись корабли её полка. После того как сел последний из них, Гризодубова собралась уж было ехать в штаб.

Но в этот самый момент случилась беда: на посадке подлоШирокую известность получила история о том, как Гризодубова спасла пять человек из аварийной машины. Дело было так. Однажды ночью, вернувшись первой с боевого задания (её экипаж в тот раз «освещал» цель и поэтому закончил работу раньше всех), Валентина Степановна осталась на старте. Один за другим приходили и приземлялись корабли её полка. После того как сел последний из них, Гризодубова собралась уж было ехать в штаб.

Но в этот самый момент случилась беда: на посадке подломался самолёт соседнего, базировавшегося на том же аэродроме полка. Снеся шасси, машина грузно, всей своей тяжестью рухнула фюзеляжем на землю, проползла, высекая из грунта веер ярких искр, несколько десятков метров вперёд — и загорелась! Не теряя ни секунды, Гризодубова бросилась к горящему самолёту.

Кто-то крикнул ей вдогонку: — Куда вы? Поздно! Все равно они там сгорят!
Оглянувшись на бегу, Валентина Степановна успела узнать автора этого рассудительного совета. Им оказался не кто иной, как… командир того самого полка, которому принадлежала терпящая бедствие машина! Впрочем, ни для удивления, ни для возмущения, ни для каких-либо других эмоций времени не было.

С секунды на секунду должны были взорваться бензиновые баки и крупнокалиберный боекомплект бортовых пулемётов. Гризодубова вместе с присоединившимися к ней лётчиком В. Орловым и двумя сержантами-мотористами взломала аварийные люки, решительно залезла в полыхающую жарким пламенем машину, помогла зажатому в искорёженной кабине экипажу выбраться на волю, а затем оттащила оглушённых людей — как говорится, «кого голосом, а кого и волоком» — на безопасное расстояние. И тогда самолёт взорвался!

Непросто складывались ее отношения с непосредственным начальником командующим Авиацией дальнего действия генерал-лейтенантом  Александром Головановым (впоследствии – маршалом авиации), человеком тоже выдающимся, внесшим свой огромный вклад в Победу.

В своих воспоминаниях он пишет о серьезных недоработках командира полка – низкой дисциплине в воинской части, большом количестве летных происшествий, не связанных с боевыми действиями, а также – самовольном оставлении части для поездок в Москву. Гризодубова же (как утверждает Голованов) написала на него жалобу в ЦК (признанную ложной), обвинив в предвзятом отношении к ней и возглавляемому ей полку.

Сегодня трудно судить, кто из них был прав, поскольку известна позиция только одной из сторон. Впрочем, многие выдающиеся люди не были идеальными подчиненными! Так или иначе, но в начале 1944 года Валентина Гризодубова была выведена из состава АДД и отстранена от командования.

Новое задание
После увольнения в запас в 1946 году Валентина Гризодубова становится заместителем начальника НИИ-17 (впоследствии – Московского института приборостроения). Как всегда,  с увлечением берется она за новую работу — летные испытания бортовых радиолокационных систем, часто лично занимая командирское кресло в кабине самолета. Ее участие в создании новой техники было оценено высоким званием Героя социалистического труда.

В 1963 году по инициативе Валентины Гризодубовой создается Научно-исследовательский летно-испытательный центр, который она и возглавила. В 1972 году она возвращается в Институт приборостроения где проработала до 1993 года.

Люди, знавшие Валентину Гризодубову вспоминали, что она тяжело переживала распад страны, то состояние, в котором оказались в 90-е годы армия и промышленность, и не раз пыталась выступить в СМИ.  Увы, газеты и телевидение ельцинского периода оказались закрыты для легендарной летчицы.

Валентина Гризодубова умерла 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

В пример новым поколениям
А 8 октября 2019 года в Школе № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга была торжественно открыта экспозиция « Зал Славы» посвященная Герою Советского Союза Валентине Гризодубовой. Этот музей стал уже третьим школьным музеем  в России, посвященным легендарной летчице.

Ранее такие экспозиции были открыты в Москве и Минске – в местах, где она жила, работала и сражалась. Во время торжественного открытия экспозиции ученики старших классов представили свои работы, посвященные Валентине Гризодубовой. В ближайших планах — установка памятника на территории школы, которая носит имя героини с 2018 года…

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.