«Профавиа» – 85 лет: достижения и повод для раздумий

«Профавиа» – 85 лет: достижения и повод для раздумий
18 октября
13:50 2019

Этот профсоюз объединяет десятки тысяч людей, создающих крылатые машины, авиадвигатели, сложнейшее электронное оборудование, ракетную технику. В начале октября Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности («Профавиа») отпраздновал свое 85-летие. О том, как в «Профавиа» отметили юбилей профсоюза, о его достижениях, а также – о ситуации в отрасли и проблемах, стоящих перед отечественным авиапромом корреспонденту «ПТ» рассказал председатель Территориальной профсоюзной общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Виктор Федосов.

Виктор Иванович, как отметил «Профавиа» свой юбилей?
2 октября торжественное мероприятие прошло в Москве во Дворце Труда профсоюзов. Его открыл председатель ФНПР Михаил Шмаков. В мероприятиях «Профавиа» впервые приняли участие главы нескольких регионов, в которых расположены крупные предприятия нашей отрасли.

В выступлениях были отмечены достижения профсоюза, среди которых следует особо отметить Отраслевое соглашение с Минпромторгом, которое может служить примером для других отраслевых профсоюзов. Это стало возможным во многом благодаря активной работе территориальных и первичных профсоюзных организаций. Напомню, что в этом году перед нами стоит серьезная задача — предстоит заключить новое Отраслевое соглашение. Это будет не пролонгация, а именно подготовка и заключение принципиально нового соглашения…

Во время торжества наградами профсоюза были отмечены около 100 активистов. Собравшимся продемонстрировали очень хороший фильм, рассказывающий об истории и сегодняшнем дне профсоюза. Оркестр ВВС прекрасно исполнил попурри из известных песен, посвященных авиации. Профсоюзные активисты посетили ВДНХ, осмотрели экспозицию, посвященную авиационной и космической технике.

А как праздновали юбилей в Санкт-Петербурге?
8 октября мы пригласили председателей первичек и активистов в ДК «Выборгский». Были вручены грамоты ФНПР, ЛФП, ЦК «Профавиа» и нашей территориальной организации. Профлидер  «Красного октября » Александр Голубев был награжден медалью профсоюза «За заслуги перед Профсоюзом», председатель первичной профсоюзной организации АО «ОДК-Климов» Валерий Чухванцев – знаком «За активную работу в Профсоюзе».

Виктор Федосов вручает грамоту ЛФП заместителю председателя ППО АРЗ-218 Елене Кирсановой

Виктор Федосов вручает грамоту ЛФП заместителю председателя ППО АРЗ-218 Елене Кирсановой

Говорили о ситуации в петербургском авиапроме, успехах, а также – серьезных задачах, стоящих перед профсоюзом и отраслью. Мы также провели торжественное мероприятие на заводе «Техприбор», и планируем провести их и на других наших предприятиях.

Традиционный вопрос – какова сегодня ситуация  на петербургских предприятиях авиационной промышленности?
Ситуация в петербургском авиапроме достаточно стабильная. Средняя зарплата на авиационных предприятиях города в настоящий момент составляет около 60 тысяч  — выше средней по городу. Рекордсмен у нас  «ОДК-Климов» – там средняя зарплата достигла 70 тысяч.

Беспокойство вызывает в первую очередь ситуация на заводе «Техприбор», где по-прежнему сохраняется четырехдневная рабочая неделя. Сложилась парадоксальная ситуация – предприятие обеспечено заказами, но из-за несвоевременной оплаты со стороны предприятий-заказчиков и сокращения авансирования госзаказа возникла сложная финансовая ситуация.

Ну а теперь о проблеме, от решения которой зависит будущее всей отрасли. Оборонный заказ в основном выполнен. Петербургские предприятия пока загружены работой, но значительная часть ее – обслуживание и ремонт ранее выпущенной техники, производство запчастей, а также – какое-то количество зарубежных заказов. Объем производства значительно снизился на всех предприятиях.

И единственный путь для сохранения и развития отрасли, для полной загрузки предприятий – переход на выпуск гражданской продукции, то есть гражданских самолетов. Есть и соответствующие всем современным требованиям отечественные пассажирские самолеты, но для их продвижения на рынок нужна серьезная поддержка со стороны государства.

Защита прав работников сохранит отрасль

Необходимо восстановление госзаказа, который позволит выпускать самолеты большими сериями на современном оборудовании, существенно снизив при этом себестоимость продукции, а значит – повысив ее конкурентоспособность. Далее необходим комплекс мер, который заставит российские авиакомпании приобретать отечественные, а не иностранные самолеты – часто не новые и не в лучшем состоянии. Тут было бы эффективно введение (хотя бы временно) повышенных пошлин на ввоз зарубежных гражданских самолетов. Об этом я не раз подробно рассказывал на страницах «Площади Труда» .

МАКС-2019: повод для гордости и невеселые размышления

Предпринимаются ли государством какие-либо шаги в этом направлении?
К сожалению, нет. А недавно принятые поправки в Налоговый кодекс наоборот – освобождают от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) иностранные самолеты, двигатели и запасные части к ним, ввозимые на территорию России для эксплуатации нашими авиакомпаниями! Эта норма вступает в силу 1 января 2020 года.

Напомню, ставка НДС составляет 20 процентов от выручки. Это ставит  в абсолютно неравное положение всю российскую авиационную промышленность, поскольку наши предприятия платят этот налог.  Нововведение может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до полного отсутствия заказов на отечественные гражданские самолеты, аналогичные по классу машинам, закупаемым за рубежом.

И все же в праздничные дни хочется закончить беседу на оптимистической ноте, хочется верить что здравый смысл возобладает, а отечественная авиационная промышленность сумеет занять твердые позиции не только в военном сегменте, но и на рынке гражданских самолетов.

(Примечание: речь идет о Федеральном законе от 29.09.2019 № 324 ФЗ «О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который, в частности, дополняет статью 150 НК РФ пунктами 20-22, в соответствии с которыми освобождается от уплаты НДС иностранная авиационная техника, ввозимая для эксплуатации российскими авиакомпаниями).

На первом фото: у павильона ВДНХ Владимир Ноздряков, в течение многих лет возглавлявший первичную профсоюзную организацию АО «ОДК-Климов», председатель ППО ПАО «Техприбор» Владимир Сомов, председатель ППО ОАО АРЗ-218 Леонид Балабан.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.