Агропром Ленобласти: Накануне праздника о деле

Агропром Ленобласти: Накануне праздника о деле
11 октября
09:56 2019

13 октября — День работников сельского хозяйства хозяйства и перерабатывающей промышленности

В канун праздника — Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, о том как живет и работает современный труженик села в интервью «ПТ» рассказала председатель Ленинградской областной (территориальной) организации Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Татьяна Новицкая (на фото).

 — Ленинградская область в числе уверенных регионов-лидеров аграрной индустрии…

— Да. И это безусловно так (вспомним лишь рекордные 3 млрд штук яиц в год, или надои свыше 70-ти литров на одну фуражную корову). Но, одно не исключает другого. Есть сильные районы — такие как, например, Всеволожский, Лужский, Выборгский — где сосредоточены наши передовые крупные предприятия (например, «Приневское», «Выборжец», концерн «Детскосельский», «Рапти» и целый ряд других), на долю которых приходится основная часть производимой в области сельхозпродукции: от яйца до молока, мяса и овощей.

А есть районы, где сельское хозяйство находится не на столь передовых позициях. Но и там, где отрасль на подъеме, и там, где нет, все те же трудности.

— Какие, прежде всего?
— По-прежнему никуда не делся диспаритет цен — практически пятикратный — на энергоносители и производимую в регионе сельхозпродукцию. Закредитованность сельхозпредприятий огромна, а процентные ставки по кредитам неоправданно высоки.

— Все это оказывает влияние и на качество жизни и труда работников. Какова сегодня средняя заработная плата в Ленинградском областном агропроме?
— Средняя заработная плата доходит до 38 тысяч рублей. Но, подчеркиваю, это средняя заработная плата. Работники могут получать значительно меньше. Хотя, в успешно работающих хозяйствах, зарплаты работников основных профессий могут быть и выше. Другое дело, что затраты на оплату услуг ЖКХ, продовольствие «съедают» эти суммы, делая заработную плату недостаточной.

— Следуя Чернышевскому, задаю вопрос: — что делать?
—  В таких условиях легче выживают крупнотоварные производители, а не фермеры-одиночки. К тому же, крупные предприятия — это большое количество рабочих мест для сельчан.

Отсюда вывод — поддерживать, в первую очередь, следует крупнотоварные хозяйства. Малым же и фермерским хозяйствам нужны особые условия и специальные программы. Они сегодня разработаны Правительством Ленинградской области и применяются в аграрном секторе.

Путь длиною в век

— Татьяна Владимировна, в регионе также заключено и действует Отраслевое соглашение в АПК. Насколько эффективно оно позволяет защищать права работников?
— Нам удалось зафиксировать в нем главнейшие механизмы оплаты и нормирования труда, рабочего времени, а также социальные льготы, гарантии и компенсации наемным работникам в сфере сельского хозяйства. Отдельные статьи соглашения регулируют социально-трудовые отношений на предприятиях и в организациях отрасли.

Большое значение имеют разделы, посвященные охране труда и экологической безопасности. Без внимания не оставлена и молодежная политика на селе. На основании нашего Соглашения с профильным комитетом Правительства Ленинградской области и Межрегиональным объединением работодателей Агропромышленного комплекса Северо–Запада разрабатываются и районные соглашения, а также — что особенно важно — коллективные договоры на предприятиях.

Татьяна Новицкая, заместитель председателя Правительства Ленобласти Олег Малащенко и первый вице-президент Межрегионального объединения работодателей агропромышленного комплекса Северо-Запада Вячеслав Шаваров во время заключения Отраслевого соглашения по АПК Ленобласти на 2018 - 2020 годы во Дворце Труда (2018 год).

Татьяна Новицкая, заместитель председателя Правительства Ленобласти Олег Малащенко и первый вице-президент Межрегионального объединения работодателей агропромышленного комплекса Северо-Запада Вячеслав Шаваров во время заключения Отраслевого соглашения по АПК Ленобласти на 2018 - 2020 годы во Дворце Труда (2018 год).

— Во всех ли районах Ленобласти сегодня заключены подобные соглашения, на всех ли предприятиях есть коллективные договоры?
— К сожалению — нет! Из восемнадцати муниципальных районов, лишь в девяти есть наши профсоюзные организации. В профсоюзе состоят примерно 60% от всех тех, кто работает сегодня в сельском хозяйстве.

Здесь нужно сказать, что перед началом «перестройки» в сельском хозяйстве Ленинградской области работало свыше 250 тысяч человек. Сегодня — немногим более 25 тысяч. При этом основная доля работников сконцентрирована на крупных предприятиях в наших самых передовых районах.

— Это, в большинстве своем, коренные жители 47-го региона? Какой процент среди работников АПК в Ленобласти занимают трудовые мигранты?
— Мигрантов не так много и сосредоточены они в основном в хозяйствах находящихся близко к Санкт-Петербургу. О каких мигрантах говорить, если, порою, и местному жителю на селе бывает трудно найти работу?

— Но, вернемся к тому, что в рядах профсоюза состоят 60% от 25 тысяч человек…
— Да. И там, где есть первичная профсоюзная организация — заключен и действует коллективный договор, а, значит, работники надежно защищены, в том числе и от «серых зарплат», и от многого другого.

— Это замечательно. Но, с чем связано то, что вне профсоюза целых 40% работников?
— Во многом с тем, что новые руководители зачастую ничего не хотя слышать о профсоюзе. Это вызывает трудности. Тогда, как директора старой формации наоборот готовы к сотрудничеству, понимая важную роль профсоюза в коллективе.

— Как действуете в такой ситуации?
— Пытаемся убедить наших социальных партнеров.

— Получается?
— Увы, не всегда. Но, тем не менее, у нас конструктивное сотрудничество с уже названной ассоциацией работодателей. Это позволяет решать многие вопросы в нашу пользу.

— А ваше партнерство с исполнительной властью региона?
— Здесь также все складывается благоприятно. Об этом свидетельствует и само Соглашение, о котором мы уже говорили. Мы всегда находим взаимопонимание у председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти Олега Малащенко и его подчиненных. Проблем много, и те, которые можно решить на уровне региона мы решаем. Другое дело, что  проблему того же диспаритета и высоких ставок по кредитам — возможно решить лишь на федеральном уровне.

— А социальная сфера? Каково сегодня жить на селе?
— Отмечу, что губернатор и правительство Ленобласти развивают социальные программы, направленные на улучшение жизни сельчан. Это, к примеру, программа обеспечения жильем молодых семей и развитие сельской инфраструктуры, строительство новых фельдшерско-акушерских пунктов. Но, на все это нужно время. А люди хотят жить здесь и сейчас. Поэтому многие по-прежнему ищут работу в городе, стремятся во что бы то ни стало влиться в число горожан мегаполиса. Опять же переломить ситуацию, кардинально улучшив жизнь в деревне, возможно при наличии политической воли у федеральных властей.

— И в заключение прошу Вас поделиться планами на будущее. Тем более, что вскоре предстоит работа по подготовке и заключению нового Отраслевого соглашения на ближайшие годы.
— Будем стремиться и дальше улучшать позиции по зарплатным и социальным гарантиям. Тем более, что  у нас есть прочный и надежный фундамент — это Ленинградское областное трехстороннее соглашение и Соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области, которые заключает Ленинградская Федерация профсоюзов (ЛФП). Оба документа позволяют нам поддерживать на высоком уровне и социальное партнерство в аграрной отрасли, и помогают добиваться нужных нам результатов.

Ленобласть: гарантии весомее, «минималка» выше

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.