«Чтобы остаться в школе, нужно ее полюбить»

«Чтобы остаться в школе, нужно ее полюбить»
03 октября
11:04 2019
5 октября — День учителя в России

В субботу мы будем отмечать по истине всенародный праздник — День учителя. В этот день слова благодарности в свой адрес услышат те, чей труд, без преувеличения сравним с подвигом, те, без кого невозможно представить будущее любого цивилизованного государства. Недаром одним из главных лозунгов, с которым выходит на ежегодную Первомайскую акцию профсоюзов  профсоюз образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, звучит так: «Россия без образования — государство без будущего».

Но предстоящий праздник — это не только цветы и поздравления, а еще и повод поговорить о том, как сегодня живется и работается педагогам и чего защитнику их прав — профсоюзу — удалось добиться, чтобы учительский труд стал достойным, а над чем еще предстоит работать.

Об этом накануне праздника мы поговорили с первым заместителем председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ Андреем Кашаевым.

— Андрей Айдосович, первый вопрос, конечно, о зарплате. Как в Санкт-Петербурге и Ленобласти выполняются «майские» указы президента?

— В целом выполняются, средняя зарплата в школах сегодня равняется средней по экономике в регионе. Надо отдать должное властям и города, и области, которые строго контролируют исполнение указов. Но ключевое слово здесь «средняя», а в это понятие много чего включается. Практически не один учитель не работает на одну ставку, а на 1,25, полторы, а то и две. Если перевести всех на одну ставку, то цифры мы получим совсем другие.

Андрей Кашаев

С этого года учителям в Санкт-Петербурге начали доплачивать по пять тысяч за классное руководство, существуют подобные надбавки и в Ленобласти. Этого на переговорах с властями добивался наш профсоюз, и радует, что к нашим требованиям прислушались.

Но очень бы хотелось, чтобы размер доплат повышался, потому что пять тысяч для учителя-предметника, помимо большой учебной нагрузки еще и занимающегося воспитанием, которое в школе сегодня выходит на первый план, это очень мало! Например в Москве классным руководителям доплачивают 20 тысяч.

По поводу зарплат я еще хочу сказать: в идеале педагог должен получать среднюю зарплату по экономике, имея нагрузку 18, а не 24 и не 36 часов. И профсоюз и на уровне России, и на уровне региона этот вопрос постоянно ставит перед властями. Но вот ведь парадокс: пока учителя даже физически не смогут работать на одну ставку, потому что тогда в большинстве школ появится масса свободных вакансий, и будут ли они заполненными — вопрос.

— Почему? Молодежь не идет в школы?

— Идет. Но не вся остается. Во-первых, в первые годы работы у молодого педагога, еще не имеющего высокой категории, звания, зарплата явно ниже средней по региону, и не всех это устраивает, конечно. Но кроме зарплаты есть еще один важный момент — это моральные и психологические нагрузки. Молодому специалисту, порой, трудно справиться с современными детьми и еще сложнее — найти общий язык с современными родителями. Как отучить ребенка на уроке «играться» с мобильным телефоном, как оградить педагога от беспочвенной критики со стороны родителей в соцсетях и так далее?… Вопросов и проблем очень много, и не каждый из вновь испеченных учителей с ними справляется. И уходят, к сожалению, не только из школы, но и нередко из профессии…

Сегодня на проблемы, о которых я сказал, обратили внимание власти, пытаются решить их вместе с профсоюзом. Надеюсь, что ситуация изменится…

Профессия педагога была и остается сложной, специфической, чтобы остаться в ней, ее нужно по-настоящему полюбить. Хотя по своему многолетнему педагогическому опыту знаю, и данные статистики это подтверждают, если молодой учитель смог выдержать трудности в первые год-два-три работы, чаще всего он остается верен школе на всю жизнь.

— И снова к вопросу о зарплате. На состоявшемся в августе областном педсовете представитель Минпроса проинформировал: мониторинг, проведенный министерством и профсоюзом показал, что не во всех образовательных учреждениях страны постоянная часть зарплаты педагогов составляет не менее 70%. А в Санкт-Петербурге и Ленобласти требования по формированию системы оплаты труда соблюдаются ?

— В наших регионах — да. В ряде школ Санкт-Петербурга постоянная часть составляет даже 75%. Но нужно постоянно контролировать, потому что, чего греха таить, в некоторых школах к этому требованию директора подходят формально. Поэтому профсоюз все время «держит руку на пульсе».

— В последнее время с высоких трибун все чаще звучит заявление, что учителя необходимо освободить от излишней отчетности…

— Вот еще бы в Минпросе от деклараций перешли к воплощению этой задачи — было бы совсем здорово. А пока они об этом только заявляют, а на деле на каждый, простите, чих учитель должен писать отчет! Это уже не работа, а какое-то бумаготворчество и огромная дополнительная нагрузка помимо учебной! И этими кипами бумаг, я уверен, их нагружают многочисленные администраторы, чтобы разгрузить себя, чтобы какой-нибудь чиновник от образования поставил себе «галочку»! Если Министерство озадачилось оградить учителей от написания сотен справок, к этой работе нужно подойти скрупулезно и главное — контролировать — как она выполняется на местах, и профсоюз здесь поможет.

— В связи с реализацией нацпроекта «Образование», какие новые задачи встают перед профсоюзом?

— По сути они остались те же. Главное, чтобы все нововведения не ущемляли учителей в зарплате, не было нарушений Трудового Кодекса в отношении педагогов и прав учителей-членов профсоюза, и пресловутая отчетность была сокращена.

В части роста заработной платы мы постоянно находимся в диалоге с властью и, судя по цифрам, положительные сдвиги есть.

А руководители школ должны понять: профсоюза не надо бояться. Он — не оппонент, а помощник, который сможет грамотно выстроить работу в коллективе, наладить моральный и психологический климат, окажет юридическую и консультативную помощь, а если, не дай Бог, возникнет конфликтная ситуация, то разрешит ее, чаще всего не доводя дело до суда. Практика показывает: в тех образовательных учреждениях, где директор и профсоюз сотрудничают, и обстановка в коллективе нормальная, и дела идут «в гору», а где такого взаимодействия нет — конфликты нередки.

— А какие проблемы педагогов еще волнуют профсоюз?

— Перегруженность школ. Сегодня власти Санкт-Петербурга и области вкладывают большие средства в развитие образования — и собственные, и федеральные: открываются новые школы и детские сады. Но в районах массовой застройки школы все равно переполнены, особенно в новых жилых кварталах Всеволожского района на границе с городом. При норме в 25 количество детей в классе там достигает 38-40 человек! За такое превышение нормы учеников учителю нужно доплачивать. Но средств на это в бюджетах не предусмотрено. Уже идут разговоры о переводе «густонаселенных» школ на двухсменный режим. Но это нарушение федеральных образовательных стандартов и санитарных норм! А кто-нибудь считал нагрузку на педагогов, которые будут вынуждены трудиться в две смены?! И как будет развиваться ситуация дальше — я не знаю…

Но, тем не менее, несмотря на все трудности, педагоги продолжают вкладывать душу в детей и добиваться больших успехов на профессиональном поприще — победы наших земляков на всероссийских конкурсах — яркое тому доказательство.

— И соответственно, в заключении…

— Я хочу поздравить всех своих коллег с наступающим праздником, пожелать здоровья, успехов, творческих открытий и талантливых детей!

На состоявшемся в преддверии Дня учителя 2 октября в Мариинском театре торжестве, посвященном чествованию учителей Ленинградской области, профсоюз работников образования региона вручил ценные подарки победителям областных конкурсов «Учитель года»,»Воспитатель года», «Классный, самый классный». «Школа года — 2019».

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.