Теги

1 Мая АПК Александр Беглов Александр Дрозденко Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Михаил Шмаков Нина Леонтьева Орган Площадь Труда Профсоюз работников здравоохранения РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Сергей Максименко Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых защита прав работников в период пандемии коронавируса коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт коронавирус новость охрана труда первичная профсоюзная организация профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Подписаться на новости

Михаил Литвяков: «Послание к человеку» не меняет своей сути

Михаил Литвяков: «Послание к человеку» не меняет своей сути
26 сентября
17:12 2019

Фильм «Одинокие сердца» молодого российского режиссера Ангелины Морозовой удостоен специального приза Почетного президента XXIX Международного кинофестиваля «Послание к человеку». Основатель «Послания», режиссер-кинодокументалист Михаил Литвяков вручает его «За внимание и любовь к человеку». В последний день знакового для Петербурга и всей России кинофорума, мэтр отечественной документалистики – с чьей помощью на фестивале появился и специальный профсоюзный приз «За лучший документальный фильм о человеке труда» – делится с нами своими мыслями, эмоциями и впечатлениями о прошедшем фестивале, а также о том, какие тенденции демонстрирует нам современный документальный экран.

Михаил Литвяков уверен – потребность зрителя смотреть документальное кино, которое говорит о реальных проблемах, лишь возрастает.

«Фестиваль восполняет то, чего не дает нам кинотеатр. Ведь последний ориентирован на коммерцию, прибыль. А у нас можно попробовать и изведать все: серьезное, жестокое, проблемное. Выбирать сложно, но, главное, что этот выбор есть для каждого. Хочешь экспериментальное – пожалуйста! Библейская история – пожалуйста! Анимация – тоже! Это магия кино и она имеет фантастическое свойство», – говорит мэтр отечественной кинодокументалистики.

«Послание к человеку», по Литвякову, это всегда множество самой разнообразной информации со всех сторон, в которой каждый должен постараться найти то, что отвечает его духовным потребностям.

«Не стоит забывать, что все мы ходим под Богом, и надо выбрать с кем ты? С Ним или диаволом», – уверен режиссер.

Кстати, как мы уже писали, сам выбор названия для нового фестиваля, совершенный тридцать лет тому назад, был навеян Священным Писанием.

«У нас были многочисленные мозговые атаки, во время которых все вертелось вокруг человека. И тут я открыл Библию. А там в Новом Завете – Послание к римлянам, к коринфянам, к галатам… И ведь это все – одно Послание к человеку! Меня потом спрашивали коллеги по цеху, как возникло такое гениальное название? «Библия подсказала, отвечал я», – вспоминает Михаил Литвяков, отмечая то, что в первые годы фестиваль был нарочито камерным.

«Послание — 2019»: путешествие и «репетиция»

По выражению корифея, там отчетливо была «видна душа», что, по его словам, подтверждали все мировые классики кино, бывшие в разные годы гостями «Послания к человеку». Впрочем, подчеркивает Михаил Литвяков, и сегодня, когда фестиваль разросся до грандиозных масштабов, ничего не изменилось.

«Смысл «Послания» остается прежним, – уверен наш собеседник. — И это, в том числе, возможность для молодых режиссеров проявить и показать себя!»

Самовыражению молодых и начинающих кинематографистов в немалой степени способствует и технический прогресс.

Михаил Литвяков: «В наши дни уже совсем другая техника. Нет того тяжелого оборудования, а, значит, и нет того адского труда, с которым сталкивались кинематографисты в мое время. Сегодня гораздо важнее, что за личность держит в своих руках камеру».

По причине смены технологий, считает Михаил Литвяков, профессия режиссера стала сегодня доступна для женщин и девушек. И они уже уверенно заявляют о себе.

«Девчонки удивляют нас своим творчеством, его оригинальностью, неожиданностью и серьезностью выбора тем для своего кино! — восхищается кинодокументалист. – Главное, не забывать о душе, несмотря ни на какое техническое перевооружение. О том, что мы не роботы, а люди».

Своих слов на ветер мэтр не бросает. Вот и его специальный приз достался в этом году «девчонке» – Ангелине Морозовой, лишь недавно завершившей свое режиссерское образование. Ее фильм «Одинокие сердца» посвящен только что возникшей семье – двум людям, решившим связать свои судьбы уже в немолодом возрасте.

Одинокие сердца / Lonely Hearts

Говоря о критериях отбора фильмов для своего приза, девиз которого, напомним, «За внимание и любовь к человеку», Михаил Литвяков заявляет: «Я должен, в первую очередь, поддерживать вступающих в жизнь студентов-дипломников, в которых искра таланта».

Среди других кинолент, которые произвели на режиссера большое впечатление, он называет фильм «Ветер» режиссера Михала Белявского (Польша).
«Это настоящая сага о любви человека и леса, где человек растворяется в природе», – делится впечатлениями корифей жанра.

Вниманием и любовью к человеку проникнуты и работы самого Михаила Литвякова, начиная с самой первой киноленты. Многие приемы, примененные тогда еще совсем молодым режиссером-дипломником, по его признанию, были навеяны творчеством Дзиги Вертова. Весьма символично, что съемки, а позже и премьера этого фильма, посвященного Человеку Труда – главному хирургу областной больницы, состоялась в Академической капелле, там, где в этом году проходила церемония закрытия «Послания к человеку».

«Мой герой был обязан сообщать в больницу о всех своих передвижениях, давать адреса куда он пошел, ряд и место в театре и так далее, чтобы в любой момент прибыть к операционному столу на неотложную операцию. И вот мы в капелле, я посадил в одном ряду с ним всех своих родственников, чтобы избежать каких-либо эксцессов. Начался концерт. Доктору, действительно, передают записку. Мы все это снимаем из директорской ложи, одновременно записывая музыку. И вот он уже едет к пациенту, а музыка продолжает играть, и дирижер по-прежнему стоит за пультом. Получилось документально-игровое кино», – вспоминает Михаил Литвяков.

Интересно, что монтировал свой первый фильм будущий основатель «Послания к человеку» непосредственно под музыку, которая затем и должна была звучать в кадре.

«По тем временам это было сложно – запись музыки к кинолентам была отдельным процессом, но мне помог Ефим Учитель, поняв, как это мне необходимо», – рассказывает режиссер.

В том, что специальный приз ЛФП «За лучший документальный фильм о человеке труда» не был вручен в нынешнем году, Михаил Литвяков не видит ничего фатального. Тем более, что этот приз профсоюзы вручали уже пять раз. По его мнению, документалисты продолжают снимать фильмы о тех, кто трудится.

Михаил Литвяков: «К примеру, каждый мой фильм был о человеке труда! Тема эта по-прежнему интересна. Важно только понимать, что человек труда – это и водитель и грузчик, а также врач, интеллектуал, художник, певец, балерина и так далее…».

По мнению мэтра, будущих потенциальных лауреатов профсоюзного приза следует также искать среди кинематографической молодежи, которая сегодня демонстрирует в своем творчестве «совершенно фантастический разброс тем с очень глубоким смыслом».

Фото пресс-службы МКФ «Послание к человеку».

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.