Новые должности в школах: статус не ясен, гарантии — не прописаны

Новые должности в школах: статус не ясен, гарантии — не прописаны
23 августа
16:44 2019

Наступающий новый учебный год пройдет под флагом реализации национального проекта «Образование». Связанные с этим нововведения коснутся не только учеников, но и, конечно же, учителей. Так Министерство просвещения предлагает ввести в школах новые должности «старшего учителя» и «ведущего учителя». Идея сама по себе нужная — считают в профсоюзе образования, и когда она только появилась, тред-юнион ее всячески поддерживал. Но… вот реализация ее Минпросом у защитника прав педагогов вызывает много вопросов. В Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ уже назвали проект соответствующего постановления не проработанным и позицию свою по нему высказали отрицательную — о чем известили руководителей комобров Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Впрочем, обо всем по порядку. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» размещен для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов https://regulation.gov.ru Как пишут в пояснительной записке к нему авторы, введение в школах должностей «старший учитель» и «ведущий учитель» произойдет в рамках исполнения Перечня поручений президента по итогам заседания Госсовета 23 декабря 2015 года по вопросу о формировании национальной системы учительского роста. Предполагается, что в должностные обязанности «старших учителей», помимо прочего, будет входить проектирование и координация «участия педагогических работников в разработке компонентов образовательных программ.., методическое сопровождение деятельности педагогов образовательной организации». А«ведущий учитель» станет заниматься интеграцией профессиональной деятельности педагогов и педагогическим наставничеством. То есть, проще говоря, в школах появятся учитель-методист и учитель-наставник.

Владимир Кузнецов

«Это правильное, давно назревшее решение. Такие должности в школах нужны — для повышения эффективности работы учителя, — комментирует председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Кузнецов. — Но…почему-то в документах, регламентирующих их появление, нет ни слова о правовом статусе ни старшего учителя, ни ведущего учителя. Например, как будет рассчитываться заработная таких учителей? В какой «графе» тарифной сетки эта должность будет располагаться? И главное: где взять деньги, чтобы платить им зарплату, которая, судя по их статусу, должна быть выше, чем у рядового учителя?»

Заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения Светлана Ермакова в своем письме, разосланном в регионы, утверждает, что «Введение в номенклатуру новых должностей не несет в себе потребности в выделении дополнительных средств из федерального бюджета в связи с тем, что не подразумевает обязательности введения этих должностей в каждой конкретной образовательной организации, а лишь дает возможность их введения, решение о котором подлежит принятию администрацией каждой конкретной образовательной организацией, исходя из имеющихся потребностей и ресурсов».

«То есть директор, который примет решение о том, что такие педагоги ему необходимы, должен будет на их зарплату использовать стимулирующий фонд, лишив, таким образом, других педагогов доплат и надбавок, потому что другого варианта у него просто нет?» — резонно замечает Кузнецов.

Кроме того, как следует из письма Минпроса, «…в связи с предполагаемым перераспределением полномочий …, в том числе, выведением организационно-методической работы, работы по сопровождению молодых педагогов, формированию компонентов образовательных программ и других из функционала административно-управленческого персонала, вопрос о необходимости дополнительного финансирования не рассматривается». Это вызвало возмущение первого заместителя председателя территориальной организации профсоюза — Андрея Кашаева: «Что значит выведение из функционала административно-управленческого аппарата? Этой работой, даже при условии введения новых должностей, все равно продолжит заниматься и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Это его должностные обязанности! И как тогда решать вопрос с финансированием? Или в Минпросе предлагают не вводить новые ставки, а наделить дополнительными функциями кого-то из уже работающих учителей? Но ведь профсоюз изначально настаивал, что этой работой должны заниматься специально принятые на такие должности педагоги!»

Судя все по тому же письму, старший учитель и ведущий учитель будут к тому же практически жить на работе. Кроме методической и наставнической деятельности им планируется установить нагрузку не ниже 18 учебных часов. Причем, как считают чиновники, с весьма благородной целью «сохранения для них всех предусмотренных законодательством социальных гарантий».

Андрей Кашаев

«Для директора и завуча такие гарантии — в виде отпуска в 52 дня, выслуги лет — сохраняются при нагрузке в шесть часов в неделю. А педагогу-методисту и педагогу-наставнику предлагают для этого вести такое же количество уроков, как у учителя — «предметника». Когда в таком случае они будут заниматься методработой или наставничеством?!, — возмущенно спрашивает Андрей Кашаев. — При таких нагрузках мы через несколько лет получим больного, вымотанного, профессионально выгоревшего человека. Не слишком ли дорогая цена для сохранения социальных гарантий?!»

Кроме этого профсоюзных лидеров волнует: как будет происходить аттестация старшего и ведущего учителей и кто в праве их аттестовать; какой административный статус они будут иметь? Ни на один из этих вопросов ответов ни в письме из Минпроса, ни в пояснительной записке к документу они не нашли.

Поэтому в своих отзывах на проект, отправленных в профильные комитеты правительств города и области, Владимир Кузнецов пишет, что позиция теркома профсоюза «отрицательная и заключается в том, что: проект не проработан в части определения содержания правового статуса ведущих и старших учителей, в том числе, их трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности; не определен механизм назначения на новые должности; предполагаемые дополнительные служебные обязанности, которые, по нашему мнению, значительно увеличивают нагрузку, не могут быть финансово не обеспечены, в проекте дополнительное финансирование не рассматривается».

К слову сказать, идентична и позиция Центрального Совета профсоюза. В своем письме председатель профсоюза Галина Меркулова подчеркивает, что профсоюз рекомендовал Минпросу: проработать вопрос о подготовке проекта постановления в комплексе с проектами нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус лиц, которые будут занимать новые должности, в том числе, документы, на основе которых будут установлены должностные оклады и тарифные ставки таких учителей. Однако такие документы в регионы направлены не были. Что, по мнению Меркуловой, «делает невозможным квалифицированное проведение оценки его регулирующего воздействия в части определения содержания правового статуса ведущих и старших учителей…». Неудивительно, что и Центральном Совете согласование документа считают преждевременным.

А в Петербурге по поводу новой инициативы высказались еще более жестко: «Мы не будем согласовывать этот проект, пока не получим ответы на все вопросы, которые возникают при его прочтении!», — сказал Владимир Кузнецов.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.