Теги

1 Мая АПК Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Минимальная заработная плата Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Профсоюз работников АПК РФ Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Сен »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Подписаться на новости

Глянь-ка — летит Кованько!

Глянь-ка — летит Кованько!
08 августа
15:09 2019

11 августа — День авиации 
:

В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Матвеевича Кованько, основателя военно-воздушного флота России, первого в мире генерала от авиации. Созданная им Офицерская воздухоплавательная школа (ОВШ) стала кузницей летных кадров нового рода войск, здесь были разработаны и построены первый в России дирижабль, несколько аэропланов. В 2014 году в честь генерала Кованько была названа улица во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга.
К столетию со дня смерти генерала Кованько был приурочен и ежегодный молебен, прошедший 2 августа (в День пророка Илии, покровителя авиаторов) на территории бывшего военного городка русских аэронавтов на улице Парковой в Московском районе.

Александр Кованько родился 16 марта 1856 года в Санкт-Петербурге в семье горного инженера. По окончании гимназии он поступает в Николаевское инженерное училище, продолжает образование в офицерском классе Технического гальванического училища. В составе понтонного батальона молодой офицер участвует в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, принесшей свободу Болгарии. После войны Александр Кованько в течение нескольких лет преподает саперное дело, руководит учебной командой Лейб-гвардии саперного батальона.

А в 1885 году поручику Кованько поручили создание «Кадровой команды команды военных аэронавтов», позднее преобразованный в Офицерскую воздухоплавательную школу, которую Александр Кованько бессменно возглавлял в течение 33 лет.

О тех временах сегодня напоминает название железнодорожной станции «Воздухоплавательный парк» и ансамбль зданий военного городка авиаторов. С плаца неподалеку от Московской заставы взлетали первые российские аэростаты, первый отечественный дирижабль «Учебный». Кованько становится постоянным героем репортажей в петербургских газетах, его узнавали на улицах. А фамилия воздухоплавателя отразилась даже … на фантике шоколадных конфет с изображением воздушного шара и надписью «Глянь-ка – летит Кованько!».

Генерал-майор Александр Кованько

Первый воздушный генерал
Во время русско-японской войны Александр Кованько принимает участие в военных действиях, впервые в истории русской армии лично корректируя огонь артиллерии с аэростата, организовав эффективную работу военных аэронавтов. За проявленное мужество он был награжден золотым Георгиевским оружием, а позднее произведен в генерал-майоры, став первым в мире генералом от авиации.

От Авиационного отдела Воздухоплавательной школы ведет историю знаменитая летная школа и первый военный аэродром в Гатчине, воспетые Иваном Куприным. В офицерской воздухоплавательной школе были разработаны и построены пять аэропланов. Лично генерал Кованько  также разработал проект самолета и воздушного винта. На аэродроме Воздухоплавательного отдела в деревне Сализи (ныне Котельниково) был испытан первый отечественный парашют конструкции артиста императорских театров Котельникова.

В 1913 году генерал Кованько был награжден высшей наградой Франции — Орденом почетного легиона после посещения ОВШ французскими офицерами, восхищенными развитием российского воздушного флота. Среди выпускников ОВШ был и известный российский ас Петр Нестеров, первым выполнивший на аэроплане «мертвую петлю», и павший смертью храбрых в воздушном бою, совершив первый в истории воздушный таран и уничтоживший австрийский самолет.

поручик А.А. Кованько

После Октябрьской революции Александр Кованько до сентября 1918 остается на своем посту, стремясь сохранить уникальное учебное заведение. А весной 1919 года он, уже тяжело больной, выезжает в Одессу, куда должен был прибыть его сын поручик Александр Кованько, военный летчик, георгиевский кавалер, возвращавшийся из германского плена. В предвоенные годы он работал летчиком-инструктором в Авиационном отделении Офицерской воздухоплавательной школы, построил и испытал разработанный им аэроплан. В 1926 году он погибнет в авиакатастрофе в городе Новы-Сад (Югославия) испытывая самолет своей конструкции.

Поручик А.А. Кованько награжден золотым Георгиевским оружием «за то, что 22-го ноября 1914 г., управляя аэропланом при обстоятельствах исключительной атмосферной трудности, подвергаясь сильному и действительному огню артиллерии противника, проник в глубокий тыл неприятельского расположения, чем дал возможность наблюдателю подпоручику Дзецино произвести разведку, выяснившую наступление противника около 2-3-х корпусов в направлении Суха-Рабко—Тымбарк».

Вскоре после приезда в Одессу генерал Кованько простудился и 20 апреля скончался. Основатель русских ВВС был похоронен с воинскими почестями. В почетном карауле застыли красноармейцы местного гарнизона. А уже через несколько дней над могилой генерала, отдавая почести, строем прошли аэропланы белой Добровольческой армии, вступившей в город.

В советское время статья о генерале была включена в Большую Советскую энциклопедию.  К сожалению, статья содержала ложное утверждение о том, что Александр Кованько якобы препятствовал развитию самолетостроения, отдавая предпочтение аппаратам легче воздуха…

Сегодня память о генерале Кованько увековечено в названии одной из улиц Санкт-Петербурга. В 2007 году Русским воздухоплавательным обществом была учреждена медаль «Александр Матвеевич Кованько».

Гений места
А на территории бывшей воздухоплавательной десятилетиями хозяевами оставались авиаторы. В 30-е годы прошлого века здесь готовили военных аэронавтов- наблюдателей, многие из которых внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. А в годы блокады на территории военного городка работали авиаремонтные мастерские, в которых ремонтировали боевые самолеты, полученные от союзников по ленд-лизу. Часто – под вражеским обстрелом.

В послевоенные годы территорию десятилетиями делили между собой авиационный склад и авиаремонтный завод, где ремонтировали оборудование военных самолетов. В 60-е годы после срочной службы в авиационных частях Советской армии на завод приходит Юрий Михайлович Лозыченко, проработавший здесь почти 40 лет. Много лет назад, в соответствии с полученным комсомольским поручением, он начинает работу над экспозицией, посвященной истории Воздухоплавательного парка.

Энтузиастом были собраны публикации в дореволюционных СМИ, редкие фотографии, афиши, детали летательных аппаратов. Созданный музей занимал большой зал административном здании завода и был доступен по предварительной записи. Однако в 2007 году завод был закрыт, а коммерческая структура, ставшая владельцем здания, просто выставила музей на улицу. В течение 12 лет уникальная экспозиция хранится в складском помещении, принадлежащем военной авиационной части, также дислоцированной на территории былого городка военных аэронавтов.

Юрий Лозыченко

Юрий Лозыченко

О самоотверженной (под час – с риском для жизни) борьбе Юрия Лозыченко за сохранение архитектурного ансамбля Офицерской воздухоплавательной школы и создание на ее территории национального авиационного музея мы не раз рассказывали на страницах «Площади Труда».

Многолетняя борьба принесла первые результаты –  Министерством обороны было принято принципиальное решение о создании музея, и в мае 2018 года в небольшом здании бывшего караульного дома была открыта первая временная экспозиция. В нее вошли документы и фото, посвященные созданию городка ОВШ, фотографии генерала Кованько и его семьи, а также – воссозданный кабинет основателя российских ВВС.

Небольшое помещение на территории военного городка было предоставлено авиационно-техническому клубу, члены которого воспроизводят исторические самолеты. Однако процесс создания музея идет медленно, остается множество нерешенных вопросов. Юрия Лозыченко также беспокоят перспективные планы прокладки Восточного скоростного диаметра, развязка которого должна пройти над территорией военного городка русских воздухоплавателей. Не приведет ли это к сносу части зданий ОВШ? Ведь под охраной государства находятся лишь несколько из них.

Об этом Юрий Лозыченко сказал, выступая перед началом ежегодного молебна, прошедшего в день Пророка Илии у поклонного креста и памятного знака, установленных на месте былого храма, посвященного покровителю российских воздухоплавателей.

К сожалению, на этот раз чрезмерно бдительные хозяева военного городка не разрешили видеосъемку молебна, и автор предлагает просмотреть запись из наших архивов.

 Из архивов ПТ. Молебен на территории ОВШ 2 августа 2016 года

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.