Защита прав работников сохранит отрасль
Свой восемьдесят пятый день рождения Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности (Профавиа) намерен отметить заключением нового Отраслевого трехстороннего соглашения с Министерством промышленности и торговли (Минпромторг) РФ, а также Государственной корпорацией «Ростех». Этот документ — в работе над которым задействованы все территориальные организации Профавиа — фиксирует основные социальные гарантии тем, кто в заводских цехах и конструкторских бюро создает сегодня отечественную авиацию. О том как идет этот процесс и как живет сама отрасль накануне юбилея своего профсоюза нам рассказал председатель Территориальной профсоюзной общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ТО) Профавиа — Виктор Федосов.
Наш собеседник обращает внимание на сокращение гособоронзаказа. Именно он, в течение последних лет, позволял авиастроителям не только держаться на плаву и развивать свои предприятия, но и наполнять коллективные договоры серьезными и весомыми социальными гарантиями трудящимся, а также поддерживать на достойном уровне заработную плату.
Однако сегодня, основная часть военного заказа выполнена, а гражданская авиация, увы, переживает не самый лучший период своей истории. Это значит, что рассчитывать на аналогичный объем заказов уже по гражданский части, авиационщикам, увы, не приходится.
«За истекшие годы наши предприятия, конструкторские и научно-исследовательские организации фактически перевооружили наши Военно-воздушные силы и армейскую авиацию. Теперь мы наблюдаем спад, когда на ряде наших заводов работники переходят на неполную рабочую неделю, а кое-где идет и сокращение штата. Падает уровень заботной платы», — с тревогой констатирует Виктор Федосов.
Профлидер обеспокоен тем, что в стране отсутствует четко сформированная политика по развитию отечественной гражданской авиации. Это грозит резким спадом производства на авиапредприятиях. Поэтому лидеры и активисты Профавиа вновь и вновь обращают внимание руководителей отрасли на необходимость использовать по-прежнему большие возможности отечественной авиационной промышленности для нужд гражданской авиации. Это создание самолетов не только для пассажирских перевозок, но и для нужд сельского хозяйства, лесной отрасли, а также для проведения аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий.
Виктор Федосов: «Поправить положение мог бы, аналогичный оборонному, государственный заказ на гражданские самолеты для пассажирских перевозок, для нужд сельского и лесного хозяйства и других, при финансовой поддержке со стороны государства. Но сегодня у нас отсутствует такой заказчик, отсутствует и Госплан. Об этом уже шла речь на последнем съезде авиапроизводителей в Москве».
«Наши предприятия имеют сегодня достаточный производственный потенциал, а конструкторские бюро большое количество современных разработок для того, чтобы обеспечить российскую гражданскую авиацию надежной и высокотехнологичной техникой, — говорит Виктор Федосов. — Увы, но «эффективным менеджерам» легче купить готовое изделие за рубежом, чем поддерживать отечественные разработки».
Можно предположить, что предвидя грядущие финансовые трудности, в виду сокращения госборонзаказа, руководители ряда госкорпораций, входящих в Ростех, стремятся сэкономить и на социальном пакете для своих работников. Как заявляют в Территориальной организации Профавиа, о такой политике косвенно свидетельствуют и так называемые корпоративные соглашения.
«С недавних пор нам предложено, помимо Отраслевого соглашения, — на котором базируются все коллективные договоры на наших предприятиях — заключать и так называемые корпоративные соглашения. Отдельно с каждой, входящей в «Ростех» госкорпорацией, с тем, чтобы уже с учетом их е разрабатывать коллективные договоры», — поясняет Виктор Федосов.
Напомним, в связи с этим, что в состав Государственной корпорации «Ростех» входят Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), холдинг «Вертолеты России», концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и холдинг «Технодинамика».
Все перечисленные корпорации так или иначе представлены в Петербурге различными предприятиями и организациями, многие из которых имеют богатую и славную историю. Например, АО «Климов» или «Красный октябрь». Практически на каждом таком предприятии действуют профсоюзные первички Профавиа.
Профлидера и его соратников беспокоит, что в корпоративных соглашениях руководители корпораций зачастую пытаются ограничить ряд социальных гарантий трудящимся. Речь идет, в числе прочего, и о сокращении расходов на добровольное медицинское страхование, социальную сферу, а также на оздоровительные, спортивные и культурно-массовые мероприятия.
«К сожалению, менеджеры не всегда понимают, что профсоюз их надежный партнер и помощник. Ведь именно профсоюз, защищая права работника, воспитывает в нем чувство ответственности за выполняемую им работу, ее результат и качество», — убежден наш собеседник.
«В корпоративных соглашениях не должно быть норм, не соответствующих уровню тех, что будут зафиксированы в Отраслевом соглашении, которое и является основой для коллективного договора на каждом отдельном предприятии», — заявляют в территориальном комитете Профавиа, отмечая, что в Отраслевом соглашении профсоюзной стороне удается заложить достаточно высокий уровень социальных гарантий.
Профлидер авиастроителей Петербурга и Ленинградской области считает необходимым добиться того, чтобы именно Отраслевое соглашение на ближайший и последующий периоды было бы основой для корпоративных соглашений. Сохранить авиастроительную отрасль и обеспечить ее развитие в будущем возможно лишь обеспечив достойный труд ее работников, уверены в профсоюзе.
Фото автора.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий