«Судьба, а не бизнес» на современном этапе

«Судьба, а не бизнес» на современном этапе
16 июля
11:56 2019

Вновь у причальной стенки Морского вокзала на Васильевском острове стали на якорь корабли и вспомогательные суда Военно-морского флота России. Павильоны «Ленэкспо» превратились в сосредоточение инженерной мысли наших ученых и конструкторов, труда наших рабочих. В выставочных павильонах — российские флотоводцы и множество гостей в иностранных военно-морских мундирах. С 10-го по 14-е июля здесь проходил IX Международный военно-морской салон (МВМС-2019). Как было заявлено городскими властями в первый день работы салона, каждый десятый работающий петербуржец, так или иначе, связан с судостроением.

Об этом косвенно свидетельствует и множество стендов петербургских судостроительных предприятий, предлагающих все — от  готовых проектов авианесущих крейсеров и подводных лодок, до новейших образцов морской техники и самых инновационных технологий.

Александр Беглов на открытии МВМС-2019

Александр Беглов на открытии МВМС-2019

Как отметил врио губернатора Петербурга Александр Беглов на церемонии открытия МВМС-2019, только за два года, прошедшие с предыдущего салона, петербургские корабелы спустили на воду 5 новейших уникальных кораблей, заложили 4 и еще 4 корабля передали заказчикам.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин на пресс-конференции по случаю открытия МВМС-2019: «Судостроение определяет экономическое лицо города — 43 предприятие входят в кластер больше 20-ти это научно-технические учреждения. С судостроением напрямую связаны выше 50 тысяч работающих горожан, а, если брать с субподрядчиками, то это более 200 тысяч человек. То есть каждый десятый из работающих петербуржцев связан с судостроением, которое мы поддерживали и будем поддерживать. Салон позволяет понять, как будут развиваться предприятия, которые буквально несут золотые яйца. Мы заинтересованы в развитии технологий и перенесения их и в городское хозяйство».

Вполне закономерно, что среди посетителей салона лидеры первичных и территориальных организаций отраслевых профсоюзов. Ведь судостроение — это одна из ключевых отраслей экономики Северной столицы.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом РФ Николай Евменов и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на МВМС-2019

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом РФ Николай Евменов и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на МВМС-2019

К примеру — «Эра»…
В числе ведущих предприятий петербургского судостроительного кластера, представленных на МВМС-2019, Акционерное общество «Эра», что расшифровывается как Электрорадиоавтоматика. Вот уже 98 лет здесь создают электрическую часть большинства кораблей и судов, что сходят со стапелей отечественных судостроительных заводов.

Прямо у стенда этого предприятия нас встречает его профсоюзный лидер — председатель ее первичной профсоюзной организации Николай Клемчук. Данная первичка входит в территориальную Санкт-Петербурга и Ленинградской области организацию Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники.

Фрегат «Адмирал Касатонов» на МВМС-2019

Фрегат «Адмирал Касатонов» на МВМС-2019

«Военно-морской салон важен для нас, так как гособоронзаказ дает нам стабильность за счет значительных бюджетных вливаний. Благодаря этому мы смогли наполнить наш коллективный договор весомыми социальными гарантиями. В их числе особо отмечу выделение средств на стоматологическое лечение, как известно одно из наиболее затратных для человека», — говорит Николай Клемчук.

Малый ракетный корабль «Серпухов» на МВМС-2019

Малый ракетный корабль «Серпухов» на МВМС-2019

Согласно «конституции» предприятия, рассказал нам председатель первички «Эры», за счет средств предприятия каждый его работник, проработавший здесь не менее одного года, может пройти лечение у стоматолога на сумму в пределах одной минимальной заработной платы (МЗП) в Санкт-Петербурге в год. Если же его стаж на предприятии достиг двух лет, то стоимость положенного ему стоматологического лечения возрастает до двух размеров петербургской «минималки» в течение года. Ну, а если с «Эрой» связано уже более пяти лет трудовой жизни работника, то вылечить зубы в течение года за счет предприятия, можно уже на сумму равную сразу пяти городским МЗП. Напомним, что петербургская «минималка» сегодня составляет 18 тысяч рублей.

«Это  90 тысяч рублей в год. По-моему, это не мало!» — говорит профлидер и добавляет, что, кроме этого, колдоговор предусматривает и финансовую поддержку  работников «Эры», имеющих многодетные семьи, а также серьезные выплаты по случаю важных событий в семье каждого работника.

Мало того, сегодня профсоюзная первичка «Эры» выступила с предложением приобрести Дом отдыха в Крыму для своих работников. Как сообщает Николай Клемчук: «Это предложение сейчас активно прорабатывается на переговорах с работодателем».

Добавим, что и помимо этого, на балансе «Эры» есть две базы отдыха на территории Ленинградской области.

Малый ракетный корабль «Мытищи»

Малый ракетный корабль «Мытищи»

Генеральный директор АО «Эра» Виктор Татарский прокомментировал, что предприятие существует почти сто лет и обеспечивает электрикой практически все суда и корабли, которые строятся на российских судостроительных заводах. Филиалы «Эры» работают сегодня и на «Адмиралтейских верфях», и «Балтийском заводе», и «Выборгском судостроительном», а с недавнего времени, еще и в Крыму. Большую часть контрактов составляет гособоронзаказ.

Виктора Татарского, при этом, не смущает и сокращение гособоронзаказа. «Если мы не снизим качество нашей продукции и ее монтажа, то стабильность наша будет долгой», — уверен гендиректор.

Гособоронзаказ по-прежнему составляет и львиную долю портфеля заказов ЦНИИ «Электроприбор». В настоящий момент, как сообщил «Площади Труда», председатель его профсоюзной организации Борис Дубровин (ППО ЦНИИ входит в Российский профсоюз работников судостроения), в действующем коллективном договоре сохраняются все социальные гарантии, а работодатель выполняет все, взятые на себя обязательства. «Ситуация в нашем институте остается стабильной», — резюмировал он.

«Малахит» хранит социальный мир

Не все так гладко..
Несмотря на столь яркий и положительный пример, председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Сергей Максименко отмечает: — ситуация в отрасли в целом не простая, и связано это с сокращением гособоронзаказа.

«Уже сейчас, на некоторых предприятиях судостроительного кластера, где действуют наши профсоюзные первички, введена сокращенная рабочая неделя, а кое-где начались и сокращения. Поскольку к этому есть объективные причины — сокращение военных заказов — мы, как профсоюз, лишь контролируем ситуацию, чтобы все происходило в соответствии с трудовым законодательством».

Вместе с тем, Сергей Максименко, уверен, что благодаря региональным соглашениям о заработной плате, которые Ленинградская Федерация профсоюзов (ЛФП) заключает в городе и области, а также базирующимся на них отраслевым соглашениям между двумя отраслевыми профсоюзами, властью и работодателями в лице Ассоциации судостроителей, в судостроении по-прежнему существуют достаточно высокие социальные гарантии трудящимся.

Иностранные гости на МВМС-2019

Иностранные гости на МВМС-2019

Лидер Территориальной организации Общероссийского профсоюза судостроения, судоремонта и морской техники напомнил и о недавней встречи профсоюзного актива судостроительного кластера региона с председателем Совета директоров ОСК Георгием Полтавченко, вопрос о работе в условиях сокращения гособоронзаказа был одним из основным.

Руководитель ОСК во Дворце Труда

Посетивший МВМС-2019, председатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) территориальной организации Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Александр Миронов отмечает, что гособоронзаказ в судостроении напрямую влияет и на положение дел в горно-металлургической отрасли. Он пояснил, что судостроители, заказывая в больших количествах сталь специальных марок, которая идет на изготовление военных кораблей, дают возможность сохранять рабочие места и развивать металлургические предприятия. В связи с этим, профлидер металлургов, высказал некоторую озабоченность сокращением гособоронзаказа в судостроении.

«Предприятия горно-металлургического комплекса почувствуют это на себе уже в 2020 — 2021 годах. Впрочем, сталь специальных марок также необходима при строительстве ледоколов, поэтому металлурги надеются на дальнейшее развитие арктической программы», — сказал Александр Миронов.

Макет авианосца на стенде ОСК

Макет авианосца на стенде ОСК

Руководили судостроительной отрасли, тем временем, заявили на МВМС-2019, что спокойно относятся к сокращению гособоронзаказа. Во-первых, это не отменяет изготовление военных кораблей и судов на экспорт, чему, собственно, и служит проводимый в эти дни салон, собравший десятки иностранных делегаций. А, во-вторых, наработанные и внедренные технологии будут вполне востребованы и в гражданском судостроении.

Президент ОСК Алексей Рахманов: «Внедрение бережливого производства, увеличение производительности труда и развитие кадрового потенциала на всех предприятиях ОСК — наши задачи на ближайшее будущее».

Ракетам тоже нужен уход...

Ракетам тоже нужен уход...

Кадровый дефицит
Не менее важной проблемой отрасли остается и дефицит квалифицированных кадров. Эта проблема очень хорошо знакома и на «Эре», где в наши дни трудится 1177 человек. Несмотря на хороший коллективный договор с большим социальным пакетом, по словам Николая Клемчука, молодежь не спешит на предприятие. Особенно остро не хватает электромонтажников. Профлидер связывает это с тем, что сегодня нет профильных профессиональных лицеев, а также то, что эта работа «очень сложна и ответственна».

Кадров не хватает, но мы прикладываем усилия, подтверждает Виктор Татарский, отметивший важную роль профсоюза на производстве. «С профсоюзом работаем. Поддерживаем, как в лучшие советские времена. Это помогает нам выполнять поставленные задачи — оснастить электрочастью каждый корабль, сходящий со стапелей наших судостроительных заводов».

Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов уже не в первый раз, в рамках салона, указывает на пути ее решения.

МВМС-2017 ставит рекорды

На этот раз, на пресс-конференции в первый день МВМС-2019, Алексей Рахманов начал с философии. «Судостроение — это не бизнес. Это судьба. И мы делаем все, чтобы эта поговорка воспринималась без каких либо намеков на иронию».

По словам главы ОСК, профориентацию необходимо начинать со школьной скамьи. Для этого следует возродить профориентационное обучение школьников в полном объеме, как это было прежде. В ОСК, продолжил Алексей Рахманов, этим занимаются уже сейчас, в том числе, через организацию экскурсий для ребят на заводы корпорации.

«Так в Красном Сормове мы пригласили учеников восьмого класса на одно из наших предприятий, где показали им, что такое работа в условиях бережливого производства. В результате. Большинство из них заявило нам, что собирается после школы прийти на этот завод. Так они были увлечены тем, что увидели!» — говорит Алексей Рахманов и предрекает, что грядущее десятилетние неизбежно станет для страны «Десятилетием рабочих и инженерных профессий».

Фото автора.

В IX Международном военно-морском салоне приняли участие более 350 отечественных и зарубежных компаний. Россия представила 17 кораблей, катеров и судов ВМФ и Пограничной службы ФСБ, в том числе фрегат «Адмирал Касатонов», корвет проекта «Стойкий», малые ракетные корабли проекта «Мытищи» и «Серпухов», малый десантный корабль на воздушной подушке проекта «Евгений Кочешков». На МВМС был представлен ряд новинок для иностранных заказчиков.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.