«Малахит» хранит социальный мир

«Малахит» хранит социальный мир
28 июня
11:37 2019
29 июня — День кораблестроителя в России

В апреле 1948 года в Ленинграде было организовано СКБ-143, в последствии получившее название «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», основной задачей которого стало создание скоростных подводных лодок. Наиболее заметным результатом творческой работы молодого коллектива в первые годы своего существования стала разработка проекта и постройка в 1958 году первой отечественной подводной лодки с атомным реактором.

За 70 лет своей работы СПМБМ «Малахит» стал ведущим проектным бюро в подводном кораблестроении.

И все эти годы на предприятии действовала профсоюзная организация. Накануне профессионального праздника — Дня кораблестроителя — мы встретились с ее председателем Сергеем Костровым.

— Сергей Сергеевич, в преддверии праздника принято говорить о заслугах. Что может записать себе в актив профсоюз «Малахита»?

— Без лишней скромности, могу сказать, что наш колдоговор по наполнению дополнительными социальными гарантиями для работников — один из лучших в отрасли. В первую очередь, в нем прописана ежегодная индексация окладов работников — в соответствии с Региональным соглашением по Санкт-Петербургу о минимальной заработной плате (МЗП). Причем городской МЗП у нас равняется минимальный оклад — без компенсационных и стимулирующих выплат. То есть в этом году он — 18 000 рублей. А средняя зарплата в бюро в первом квартале 2019 года составляла 90 тысяч рублей

Кроме этого, согласно колдоговору наши работники получают компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, а также путевок в оздоровительные лагеря для своих детей — сверх той, что выплачивается из городского бюджета. Все работники застрахованы по ДМС за счет работодателя, имеют дополнительные оплачиваемые отпуска при заключении брака, при рождении ребенка, родители школьников — 1 сентября, на похороны близким, донорам — за сдачу крови, дотируется питание в столовой. Кроме того, выплачивается матпомощь на детей к 1 сентября, к юбилейным датам и нуждающимся работникам. При выходе на пенсию ветераны «Малахита» получают солидное денежное вознаграждение, к Новому году приобретаются подарки для детей работников. Большое внимание уделяется здоровью работников: работает здравпункт, проводятся медицинские осмотры и флюорография.

Члены профсоюзного комитета СПМБМ «Малахит». Во втором ряду в центре — Сергей Костров.

Есть и дополнительные льготы только для членов профсоюза — из средств профорганизации, так называемый, «профсоюзный соцпакет». Он включает в себя дополнительное круглосуточное медицинское страхование по травмам, возможность участия в профсоюзном кредитном кооперативе, бесплатный прокат туристского и спортивного инвентаря, участие в экскурсиях и других культмассовых мероприятиях с 50%-й оплатой, обеспечение абонементами в фитнес клубы со скидкой, дополнительную компенсацию стоимости путевок в оздоровительные лагеря для детей. Плюс к этому, члены профсоюза к юбилейным датам и к Новому году получают дополнительные подарки от профкома и имеют возможность покупать фермерские продукты по сниженным ценам — у профорганизации заключен договор с сельхозпроизводителями. На балансе профкома есть библиотека с большим книжным фондом. Также мы напоминаем всем, что члены профсоюза имеют возможность бесплатно получать юридические консультации у профсоюзных юристов.

По нашему предложению на территории предприятия организован тренажерный зал для желающих. Наши спортивные команды занимают призовые места в проводимых отраслевых спартакиадах, а также в Спартакиаде Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники, в состав которой входит наша профсоюзная первичка.

Команда «Малахита» на Спартакиаде Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза работников судостроения,судоремонта и морской техники.

— Достойные социальные гарантии…А как работники оценивают такую заботу профсоюза?

— К сожалению, многие это воспринимают, как должное и не спешат вступить в профсоюз. В организации, особенно среди молодежи, начинает срабатывать «эффект высокой зарплаты», когда кажется, что всё можно купить, а профсоюз как бы и не нужен, и колдоговор будет существовать и работать сам по себе. При средней зарплате в 90 000 рублей людям становится «жалко» платить 1% профсоюзных взносов и уговоры о том, что чем больше в организации будет тех, кто хочет «на халяву» воспользоваться гарантиями колдоговора, тем меньше возможности будет заключить этот договор на новый срок, помогают не всегда.

Сегодня в профсоюзе состоит около 40% всех работающих. Конечно, этого не достаточно.

— Как исправляете ситуацию?

— Информационная работа — это наше все. С 2015 года в корпоративной сети работает сайт профкома, я — его администратор. В нем можно найти самую свежую информацию о работе профсоюзной организации, познакомиться с колдоговором и отраслевыми соглашениями, можно задать вопрос. В конце прошлого года профком выпустил брошюру-памятку и плакат для профсоюзных стендов в подразделениях «Почему профсоюз нужен в «Малахите», где подробно рассказано и о колдоговоре и «профсоюзном соцпакете», дан краткий информационный ликбез — что такое профсоюз, сейчас разрабатываем буклет и презентацию о работе профсоюза. И, к слову сказать, в прошлом году наши памятка и плакат были отмечены дипломом в номинации «На лучшую постановку информационно-пропагандистской работы среди первичных профсоюзных организаций» традиционного конкурса Ленинградской Федерации профсоюзов на лучшие материалы в СМИ о профсоюзах.

Не могу сказать пока, что уже ощутима большая отдача от этой работы, но подвижки есть.

Я считаю, что большим подспорьем по вовлечению работников в профсоюзные ряды стало бы появление в листе приема на работу обязательного пункта — наряду с отделом кадров, здравпунктом и службой охраны труда — графы «профком». Чтобы устраивающийся к нам в бюро человек мог сразу познакомиться с колдоговором, с «профсоюзным соцпакетом» и с нашей агитационной продукцией и после этого, возможно, вместе с заявлением о приеме на работу, написал бы и заявление о вступлении в профсоюз. Но администрация на это не идет, ссылаясь на то, что такой регламент нигде не прописан. Поэтому, наш профком намерен во время переговоров по заключению Регионального Отраслевого соглашения на новый срок внести предложение — закрепить это в соглашении более жестко.

— А приходилось профкому защищать права работников в конфликтных ситуациях с работодателем?

— Таких ситуаций на моей памяти не возникало очень давно. Комиссия по трудовым спорам у нас не собиралась уже несколько лет — с работодателем у профсоюза налажены деловые, рабочие отношения.

Хотя недавно было у нас небольшое противостояние с администрацией, которая предлагала уменьшить количество записанных в колдоговоре дополнительных дней отпуска донорам. Но мы отстояли сохранение этой гарантии в полном объеме. А в целом и профсоюз, и работодатель нацелены на создание в коллективе всех необходимых условий для решения поставленных перед конструкторским бюро производственных задач. А условия эти — достойные зарплата и условия труда.

— Но сегодня перед предприятиями отрасли встала проблема снижения объемов гособоронзаказа…

— Да, мы с этой проблемой уже столкнулись. В первой половине этого года — из-за уменьшения портфеля заказов — администрация была вынуждена сократить около 100 человек — в основном, ветеранов и пенсионеров — по соглашению сторон. Генеральный директор эту вынужденную меру с профкомом согласовал, мы вошли в положение. Со своей стороны проконтролировали, чтобы сокращение было проведено в строгом соответствии не только с Трудовым Кодексом, но и коллективным договором — со всеми положенными выплатами, а в число сокращаемых не попали те, кто имеет преимущественное право на оставление на работе.

Чтобы отрасли оставаться на плаву, необходима переориентация на выпуск гражданской продукции. Председатель Совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Георгий Полтавченко, встречаясь 25 июня с председателем Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники, председателями территориальных организаций профсоюзов судостроительной отрасли города и области и председателями профкомов предприятий, входящих в ОСК, заверил, что сегодня вопросы загрузки судостроителей заказами гражданского назначения рассматриваются в Министерстве промышленности и торговли, ситуация находится под контролем главы Минпромторга Дениса Мантурова, и есть предпосылки, что они решатся положительно. Такая информация из уст главы ОСК вселяет надежду, что в будущем наше бюро по-прежнему будет нормально и стабильно работать.

— То есть профессиональный праздник встречаете с надеждой на лучшее?

— Да. А подарком к нему от профкома будет посещение членами профсоюза IX Международного военно-морского салона. Профорганизация совместно с администрацией каждый год приобретает билеты для наших кораблестроителей, и они всегда довольны, что имеют возможность увидеть всю мощь военно-морской техники, в создании которой они принимают участие.

Фото из архива профсоюзного комитета СПМБМ «Малахит».

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.