Борис Дубровин: в море, в КБ и в профкоме

Борис Дубровин: в море, в КБ и в профкоме
26 июня
16:16 2019

29 июня – День кораблестроителя

Создание принципиально нового оборудования, значительно улучшившего характеристики отечественных подводных лодок, участие в шести походах на атомных субмаринах, путь от инженера до Главного конструктора – все это было в жизни Бориса Серафимовича Дубровина. Сегодня он возглавляет первичную профсоюзную организацию ЦНИИ «Электроприбор», отдавая все силы и энергию заботе об интересах работников и членов их семей, развитию социального партнерства с администрацией. В марте этого года его заслуги перед отраслью были отмечены знаком «Почетный судостроитель».

Борис Дубровин родился 27 марта 1949 года в Ленинграде. В школьные годы увлекался техникой – несколько лет занимался во Дворце Пионеров в судомодельном и авиамодельном кружках. Интерес к морской техники определил выбор профессии – по окончании школы он поступает в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) на специальность «Электрооборудование судов».

В кабине Ту-16

В кабине Ту-16

После окончания вуза в 1972 году были два года службы лейтенантом на Северном флоте в авиационном полку, на вооружении которого стояли ракетоносцы Ту-16. В обязанности лейтенанта технической службы Бориса Дубровина входило обслуживание и ремонт электрооборудования самолетов, а за годы службы он освоил также автопилоты и кислородное оборудование. Полк, сформированный в 1940 году, имел славную историю, участвовал в Великой Отечественной войне, его летчики бомбили врага, сопровождали конвои союзников с военной техникой и боеприпасами, шедшие в Мурманск и Архангельск.
Служба в части дала молодому инженеру неоценимый опыт практической работы с техникой, оставила много теплых воспоминаний. И спустя много лет, уйдя на пенсию, Борис Дубровин взялся за работу над книгой, посвященной истории авиаполка, в котором служил.

Задача – обогнать Америку
После увольнения в запас Борис Дубровин приходит в ЦНИИ «Электроприбор», с которым связаны 45 лет его жизни, прошел путь от инженера до начальника сектора —Главного конструктора. Судьбу определила случайность. Вчерашний офицер уже оформлялся на работу в КБ «Малахит», но документы из армии пришли с задержкой, и на его вакансию взяли другого инженера.

«Я был специалист по силовой электротехнике, а тут – электроника, транзисторы, тиристоры. Все это было новым для меня. Пришлось засучить рукава и взяться за самообразование, чтобы не ударить в грязь лицом!»— с улыбкой вспоминает Главный конструктор. Как раз в это время в институте начинается работа над новой и очень важной тематикой, которая определила судьбу молодого инженера.

Источником электроэнергии на подводной лодке являются аккумуляторы. Но при этом значительная часть оборудования использует различные виды переменного напряжения, параметры которого должны соответствовать очень строгим требованиям. Десятилетиями для преобразования постоянного тока в переменный использовались электромашинные преобразователи – надежные, но создававшие сильный шум, который американцы слышали за десятки и даже сотни километров.

В штурманской рубке на испытаниях в Балтийском море

В штурманской рубке на испытаниях в Балтийском море

Перед конструкторами стояла непростая задача – в кратчайшие сроки разработать бесшумные электронные (статические) преобразователи, исключающие механические элементы. Над этой же проблемой работали и наши вечные конкуренты. Советские инженеры знали, что в США считают проблему сложной, и планируют решить ее лишь к 2000 году! Конкурентов надо было обогнать!

Находились и скептики. «Вы что, умнее американцев?»- задал Дубровину вопрос один из них. «Да уж не глупее!»— с уверенностью ответил молодой инженер. Впереди были годы напряженной работы, испытаний, участия в морских походах на дизельных и атомных подводных лодках. К 1984 году бесшумная энергетическая система была создана и пошла в серию, намного опередив наших вечных конкурентов!

Под водой и на Северном полюсе
Главный конструктор вспоминает, что в некоторые годы он проводил в командировках по 11 месяцев, участвуя в испытаниях, или помогая военным морякам освоить новую технику. На атомных подводных лодках он участвовал в шести походах, дважды ходил к Северному полюсу. Возникали и нештатные ситуации – один раз соленая вода из цистерны залила экспериментальную систему. Другой раз при всплытии в районе Северного полюса подлодка вдруг потеряла управляемость, впрочем, через некоторое время лодка снова начала слушаться рулей.

В начале 90-х годов Борис Дубровин стал Главным конструктором системы электропитания «Акация» для навигационных комплексов «Аппассионата» и «Зенит» для отечественного флота и системы электропитания «Акация-ЭКМ» для экспортируемых подводных лодок.

За годы работы лично и под руководством Бориса Дубровина были разработаны более 70 блоков и модулей, 24 прибора и 4 системы электропитания. Все они выпускались серийно для кораблей ВМФ СССР и России, а также — на экспорт.

Из конструкторов – в профлидеры
Но годы и здоровье брали свое. И в 2002 году Главный конструктор решает оставить свой пост, передав эстафету молодым. Однако неожиданно ему предлагает совершенно новую задачу – возглавить первичную профсоюзную организацию. И 2003 год он встречает избранным профсоюзным лидером. За новую работу Борис Дубровин взялся со свойственными ему энергией и энтузиазмом.

Сегодня в ЦНИИ действует хороший коллективный договор, предусматривающий значимые социальные гарантии. Так, к рождению ребенка сотруднику выплачивается 15 тысяч рублей. «Однажды у двоих наших сотрудников, состоящих в профсоюзе, родилась тройня. Выплатили 90 тысяч!» — с улыбкой вспоминает Борис Дубровин. Заботятся и о здоровье работников – совместно с администрацией профсоюз арендует бассейн и тренажерный зал. Сотрудники участвуют в Спартакиадах, которые проводит территориальная организация. Для детей сотрудников совместно с военно-патриотическим клубом проводятся состязания по пэйнтболу на территории форта Красная горка.

Постоянная забота – рост профсоюзных рядов. Сегодня в профсоюзе состоят 1150 из примерно 2500 сотрудников, т.е. несколько меньше 50 процентов. И это не может не беспокоить Бориса Дубровина. Работа в ЦНИИ «Электроприбор» интересна для молодежи, и профлидер лично беседует с каждым молодым специалистом, пополнившим прославленный коллектив. И в профсоюзных рядах есть молодые рабочие и инженеры, активно участвующие в профсоюзной жизни. Хотя профлидеру хотелось бы, чтобы их было гораздо. больше…

Последние годы Борис Дубровин каждую свободную минуту отдает новому делу –работе над книгой, посвященной истории авиационного полка, в котором прошла его служба. Только свободных минут оказывается не так много! Сетует он и на бюрократизм в архивном ведомстве – некоторые документы, связанные, к примеру, с Великой Отечественной войной почему-то до сих пор не рассекречены…

Главный конструктор и профлидер был награжден медалями «300 лет Российского флота», «300 лет Санкт-Петербурга», рядом медалей и почетных знаков ФНПР и РПРС, Почетными Грамотами Российского агентства по судостроению и Губернатора Санкт-Петербурга.
В марте 2019 года за многолетний труд и заслуги перед отечественным судостроением Борис Серафимович Дубровин был отмечен знаком «Почетный судостроитель».

Председатель территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Николай Чалов: Борис Дубровин – хороший человек, отличный организатор, возглавляющий первичную профсоюзную организацию больше 15 лет. Под его руководством первичная профсоюзная организация ЦНИИ «Электроприбор» окрепла. Действует хороший коллективный договор, включающий важные социальные гарантии, развивается социальное партнерство. На высоте спортивная работа, команда ЦНИИ «Электроприбор» всегда участвует в спортивных состязаниях, которые проводит наша территориальная организация. И его кандидатуру для награждения знаком «Почетный судостроитель» выдвинул профсоюз.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.