Как предсказать будущее?

Как предсказать будущее?
28 мая
13:50 2019

Исторический опыт и логика развития научного знания убедительно доказывают, что будущее человечества отнюдь не предопределено некими высшими силами. Его сначала формулируют, а затем последовательно формируют политические, экономические, общественные, научные элиты. Этот постулат стал лейтмотивом XIX Международных Лихачевских научных чтений, которые состоялись 23-24 мая в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП). Выдающиеся деятели науки, культуры и искусства, политики и дипломаты обсудили тему «Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости».

Возможен ли мирный переход к многополярному миру?

Эти научные чтения, у истоков которых стоял академик Дмитрий Лихачев, уже много лет по праву считаются крупнейшим ежегодным форумом представителей гуманитарного знания. 23 мая 2001 года Указом Президента России Лихачевским чтениям был придан государственный статус. Их соучредителями являются СПбГУП и Российская академия наук (РАН). С 2007 года Лихачевские чтения проводятся при поддержке Министерства иностранных дел России.

Традиционно в Лихачевских чтениях принимают деятельное участие свыше 1500 участников из многих стран мира. Однако секрет огромной популярности этого форума гуманитарной мысли не только в звездном составе участников. Ничуть не менее важно, что темой Лихачевских чтений неизменно становятся наиболее актуальные проблемы современности.

Открывая форум, ректор СПбГУП Александр Запесоцкий  (на снимке) акцентировал внимание на том, что на смену однополярному вектору развития приходит многополярный мир. И поставил принципиально важный вопрос: возможен ли этот переход без войны, которая имеет все шансы стать ядерной? «Мир находится у очень опасной черты, и мы должны сделать все возможное для того, чтобы выработать рекомендации, которые позволили бы сохранить стабильное будущее в мире», — обозначил основную задачу нынешних Лихачевских чтений ректор СПбГУП.

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин охарактеризовал нынешнюю ситуацию в мире, как нестабильность на всех уровнях. Запад во главе с США претендует на то, чтобы быть единственным центром определения правил международных отношений. Сергей Вершинин подчеркнул, что в международных отношениях самое главное – равноправие, уважение суверенитета и независимости других стран. Очень важно, отметил он, уметь слушать партнеров и находить взаимовыгодные компромиссы.

Один из возможных путей мирового развития обозначил в своем выступлении премьер-министр Испании (2004–2011 гг.), Почетный доктор СПбГУП Мигель Анхель Моратинос. «Альянс цивилизаций» ООН, который недавно возглавил этот выдающийся испанский дипломат, сформулировал десять заповедей человеческого братства: от уважения ко всем нациям и народам до настроя на мирное сосуществование, как некой «святой обязанности». Угрозе глобального терроризма и воинствующего экстремизма Мигель Анхель Моратинос предлагает противопоставить признание плюрализма существующих цивилизаций и с раннего возраста воспитывать в людях культуру мира.

Вице-премьер, министр финансов Польши (1994–1997, 2002–2003 гг.), директор Исследовательского института Университета Леона Козьминского (Варшава), иностранный член РАН, доктор экономических наук, профессор Гжегож Колодко полагает, что для многих стран может быть полезной китайская модель развития. Китай не стал слепо копировать систему либеральной экономики, активно использует централизованное планирование и государственное регулирование. В китайском обществе есть определенные ограничения свободы только в сфере идеологии, но это не препятствует развитию бизнеса.

Президент Киргизской Республики (1990–2005 гг.), иностранный член РАН Аскар Акаев убежден, что лидером в становлении многополярного мироустройства станет евразийская цивилизация. «Именно в России, которая находится в эпицентре современного цивилизационного кризиса и, в то же время, обладает мощными научными традициями, формируется исходная база для повышения предсказуемости и управляемости цивилизационного развития и перехода к новой исторической эпохе», — полагает Акаев.

Вызовы «цифровой экономики»

«Либеральная экономика завалилась на бок во всем мире», — констатировал заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), руководитель созданного на базе СПбГУП научно-мониторингового Центра «Трудовые конфликты» Евгений Макаров (на снимке).

Глобализация лишь усугубила экономическое неравенство. Неконтролируемая экспансия финансового капитала породила мировой экономический кризис 2008 года. Как отметил Александр Запесоцкий, национальные элиты целого ряда стран с либеральной демократией выродились в замкнутые группы, которые путают интересы развития всех стран с собственными интересами.

Развитие «цифровой экономики» радикальные меняет и социально-трудовые отношения. По прогнозам заведующего кафедрой социально-культурных технологий СПбГУП Григория Бирженюка, в новой экономике будут доминировать такие формы организации труда как «электронные кооперации», религиозные и семейные производственные команды, бесприбыльные рабочие сообщества. Многие люди будут работать на дому. Еще большее распространение получит дистанционная занятость.

Выступает Григорий Бирженюк

Фундаментальные сдвиги в глобальной экономике сильно влияют и на социально-трудовые отношения в России. В том числе, на главный социальный ресурс модернизации – рабочую молодежь. По данным доцента кафедры социологии и культурологии Самарского национального исследовательского университета Владислава Бочарова, молодежь не чувствует себя социально защищенной на предприятиях и в массе своей не участвует в профсоюзной деятельности.

Как показывают социологические исследования, рабочая молодежь не готова мириться с отношением к себе, как к «половым тряпкам», но выход из конфликтной ситуации в основном видит один – увольнение с работы. Лишь небольшая часть молодежи готова отстаивать свои трудовые права. Однако в этой борьбе молодые труженики практически не рассчитывают на помощь профсоюзов и коллег по работе.

Как сообщил Владислав Бочаров, примерно две трети рабочей молодежи не участвуют в общественной деятельности, не являются членами никаких общественных объединений. В результате эти молодые люди оказываются в информационном вакууме. Значительная часть рабочей молодежи ничего не знает не только о профсоюзах, но и о конкурсах профессионального мастерства.

По мнению Владислава Бочарова, многие первичные профсоюзные организации делают акцент на культмассовую работу. Профсоюзам, считает он, стоило бы гораздо больше внимания уделить развитию наставничества в сфере трудовых отношений. Этот механизм имеет важное значение для связи старшего и молодого поколения на предприятиях.

Как рассказала старший преподаватель кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища Любовь Грошева, схожие проблемы и у сельской рабочей молодежи. В сельской местности распространены «гибкие» формы труда (а фактически – сокращенный рабочий день и, соответственно, более низкая зарплата), сезонные (временные) работы, устные договоренности (вместо бессрочных контрактов). Не удивительно, что в случае трудового конфликта сельской молодежи легче сменить работу, чем защищать свои права.

Сельская молодежь гораздо более мобильна, чем городская. И это создает серьезный риск «вымирания деревень». По данным Любови Грошевой, позитивные тенденции в трудовой сфере наблюдаются там, где сельские населенные пункты преобразовываются в поселки городского типа. Превращение их в города нецелесообразно, поскольку местные жители хотели бы сохранить сельский уклад.

Прочный правовой фундамент социально-трудовых отношений

В ходе Лихачевских чтений была подмечена общемировая тенденция снижения доверия к традиционным партиям и политикам. При этом, как отметил заместитель председателя ФНПР, главный редактор центральной профсоюзной газеты «Солидарность» Александр Шершуков, отношение к профсоюзам весьма парадоксальное. Практически повсеместно есть запрос на работу профсоюзов. Например, по данным ВЦИОМ, такой точки зрения придерживается 71% россиян. Однако численность профсоюзов, за редким исключением, во всем мире падает.

Слово — Александру Шершукову

Доцент кафедры социологии Йорского университета (Торонто) Майкл Томас рассказал, что профсоюзное движение Канады с 1980-х годов переживает спад. С тех пор профсоюзное членство сократилось с 40% до 30%от всех работающих (из них -16% — в частном секторе, 75% — в общественном). Есть серьезные проблемы с пополнением профсоюзных рядов, поскольку за последние десятилетия доля производственного сектора в экономике Канады упала с 40 до 25%. После подписания соглашения о свободной торговле с США и Мексикой многие канадские производства перебазировались в Мексику, где рабочая сила дешевле.

Либеральное правительство Канады стремится урезать расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, ограничивает увеличение заработной платы и свободу забастовок. Канадские предприниматели активно используют аутсорсинг, сокращая персонал предприятий и набирая работников «со стороны». Растет сфера услуг, где преобладают временные контракты и неполная занятость. Все это предельно затрудняет профсоюзную деятельность, резюмировал господин Томас.

Кардинальные изменения в сфере труда приводя к увеличению доли индивидуально-договорных отношений. Это влияет на многие параметры деятельности профсоюзов. Как отметил Григорий Бирженюк, происходит формирование глобальных и локальных профессиональных сетей, становление специфических моделей социально-трудовых отношений в транснациональных компаниях, в сетевых горизонтальных организациях и предприятиях. Появляются наднациональные профсоюзы и даже киберпрофсоюзы.

Удаленная работа, «платформенная» занятость, неполный рабочий день, временный трудовой контракт и тп. бросают серьезный вызов традиционному организационному построению профсоюзов — отметили участники дискуссии. Александр Шершуков убежден, что необходимо изменение технологического уклада деятельности профсоюзов. Выходом из непростого положения могут стать цифровые технологии общения. Наладить постоянный контакт с молодежной аудиторией целесообразнее всего через популярные социальные сети — считают эксперты, принявшие участие в обсуждении.

Как известно, важнейшим инструментом предотвращения социально-трудовых конфликтов является социальное партнерство. Александр Шершуков напомнил, что в нашей стране создана целая пирамида трехсторонних комиссий: от общероссийского уровня до отдельных отраслей. Деятельность трехсторонних комиссий, в которые входят представители исполнительной власти, работодателей и профсоюзов, базируется на достаточно проработанной законодательной базе. Они немало делают для того, чтобы уровень доходов работников не снижался. Вместе с тем, как подчеркнул Александр Шершуков, возможности трехсторонних комиссий влиять на сохранение и рост доходов людей труда и на более справедливое распределение общественного богатства весьма ограничены.

И тем не менее, именно российская система трипартизма является во многом образцом для мирового сообщества. Так Евгений Макаров с удовольствием поделился двумя оценками, которые ему недавно довелось услышать. Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер назвал систему социального партнерства в России одной из лучших. Президент России Владимир Путин на Х съезде ФНПР со ссылкой на мнение многих компетентных экспертов констатировал, что наше трудовое законодательство – лучшее в мире. Это означает, что оно базируется на добротном правовом фундаменте. Другое дело, что целый ряд ключевых параметров (минимальная оплата труда, прожиточный минимум, качество трудовой занятости и  тд.) еще необходимо подтягивать до мировых стандартов.

Фото Андрея Пюккенена и пресс-службы СПб ГУП.

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.