Профессиональные и образовательные стандарты — необходима гармонизация

Профессиональные и образовательные стандарты — необходима гармонизация
16 апреля
15:47 2019

В современных условиях вузы и работодатели просто обречены работать в тандеме. Им необходимо договариваться, прежде всего, о гармонизации профессиональных и образовательных стандартов. Проблемы развития национальной системы квалификаций недавно обсудили в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» представители органов власти, работодателей и вузов на совместном заседании президиума Федерального Учебно-методического объединения (УМО) по укрупненной Группе подготовки «Электроника, радиотехника и системы связи» и Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи).

Разрыв между спросом и предложением рабочей силы
Создание национальной системы классификаций в России обусловлено серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы. Компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей. Система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на компетенциях (требованиях рынка труда), но пока опирается на устаревшие классификаторы направлений подготовки.

«Наша главная общая задача – помочь выпускникам ближайших лет получить такое образование, которое помогло бы им уверенно чувствовать себя на рынке труда, строить профессиональную карьеру, — открывая заседание, подчеркнул президент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Кутузов.

О современных инструментах управления качеством подготовки кадров рассказала заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификации» Алла Факторович. Она назвала основную причину модернизации национальной системы квалификаций — «работодатели испытывают тотальную неудовлетворенность качеством подготовки кадров в системе профессионального образования».

Возник определенный дисбаланс между структурой подготовки кадров и структурой рынка труда. Поэтому нередко выпускники не находят рабочие места, а работодатели продолжают испытывать кадровый голод.

Алла Факторович отметила, что во многих образовательных организациях студентам дают теоретические знания, которых на современном рынке труда уже недостаточно. Поэтому необходим конструктивный диалог между образованием и сферой труда, принятие совместных системных решений. Для налаживания такого диалога и был принят федеральный закон «О независимой оценке квалификации».

В 2018 году были внесены соответствующие изменения в закон об образовании, в Трудовой и Налоговый кодексы. Появились нормативно-правовые акты, которые легитимизировали профессиональные стандарты и независимую оценку квалификации, узаконили использование этих инструментов, в том числе и в системе образования.

Достаточно активно действует Национальный совет при президенте России по профессиональным квалификациям. Работают также 34 отраслевых совета. Их главная цель – выражение консолидированной позиции профессионального сообщества.

Разработана дорожная карта по развитию национальной системы квалификаций в РФ на период до 2024 года. Все ее мероприятия направлены на решение главной задачи – укрепление связей между системой образования и рынком труда.

В век профстандартов вместе с профсоюзом

Нужен «рынок квалификаций»
Перспективам новой профессии «цифровой куратор» был посвящен доклад советника председателя Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» Валерия Кошкина. По данным опроса ВЦИОМ, 60% россиян старше 60 лет испытывают трудности в освоении Интернет-пространства. Это поколение – одна из целевых аудиторий профессии «цифровой куратор», наряду с молодыми людьми, учащимися выпускных классов школ.

Валерий Кошкин отметил, что программы повышения цифровой грамотности направлены на формирование практических навыков действий в цифровой среде. В рамках проекта «Цифровой куратор» они конструируются из модулей, помогающих освоить приемы эффективного и безопасного решения определенного типа практических задач. В зависимости от исходного уровня цифровой грамотности и желаемых результатов определяются темы и выбираются модули.

Проекту «Цифровой куратор» будет обеспечена шаговая доступность за счет развития сети центров цифровой грамотности на базе библиотек, вузов, колледжей, школ, почтовых отделений, центров социального обслуживания населения, просветительских общественных организаций.

В 2018 году в 12-ти регионах была проведена апробация программы «Цифровая среда». Планируется в ближайшие 5 лет создать сеть центров цифровой грамотности во всех субъектах РФ. К 2024 году должно появиться 10 тысяч профессиональных «цифровых кураторов».

О задачах, стоящих перед профессиональным образованием перед началом подготовки специалистов на базе стандартов нового поколения ФГОС 3++ рассказал руководитель Комитета по профессиональному образованию СПК связи, руководитель секции «Образование» научно-технического совета Федерального агентства связи, ректор МТУСИ Сергей Ерохин. Он подчеркнул необходимость совершенствования нормативно-правовых и организационных механизмов национальной системы квалификаций, механизмов рынка труда в части управления квалификациями работников и претендентами на осуществление определенного вида профессиональной деятельности. Сейчас в рамках СПК связи прорабатывается вопрос о проведении пилотного проекта сопряжения процедуры государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций на базе Колледжа телекоммуникаций МТУСИ.

Об основных направлениях деятельности СПК в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники рассказала председатель СПК связи, президент Международной академии связи (МАС) Анастасия Оситис. По ее данным, наибольшее количество центров оценки квалификации создано СПК в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, в области сварки, финансового рынка, офисных специалистов вспомогательных административных работников. По количеству экзаменационных центров лидируют Москва и Петербург, а также Московская, Свердловская области и Башкортостан.

Участники заседания сошлись во мнении, что национальная система квалификаций необходима для формирования в нашей стране «рынка квалификаций». На нем ценность работника будет определяться не только уровнем образования, но и его реальной прикладной квалификацией. Это будет способствовать сближению требований работодателей к работникам и к содержанию программ профессионального образования.​​

Источник фото вверху.

Оценка квалификаций: с профсоюзом все по-честному

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.