Если лев покушал человека…

Если лев покушал человека…
11 апреля
12:45 2019

Юрий Гущин, в 1995–2017 годах председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза работников лесных отраслей (Рослеспрофсоюз) РФ:

– В 1997 году я был приглашен экспертом в состав делегации российских профсоюзов в Женеве на заседание МОТ. Оно посвящалось выработке правил и рекомендаций по охране труда на лесозаготовках. В заседании участвовали делегации практически всех стран, ведущих интенсивные лесозаготовительные работы.

Это была увлекательная и познавательная поездка. Для нас новой и потому чрезвычайно интересной была даже сама форма дискуссии. Допустим, обсуждается параграф восьмой. По нему возникают разногласия. – Давайте отложим. – Хорошо, отложим. – Доходят до 20-го параграфа. Вновь – разногласия. – Так, вернемся к восьмому, мы там не достигли консенсуса, но мы посоветовались между такими-то делегациями и предлагаем найти усредненный вариант. – Проголосовали. – Возвращаемся к двадцатому параграфу…

Одно из ярких впечатлений – обсуждение труда и отдыха при заготовке леса. Встал немец: «Мы считаем, что на делянке в бытовке должна быть энергоустановка для приготовления горячей пищи, подогрева воды для душа и отопления. Наша российская делегация была совершенно согласна с этим и поддержала коллегу из Германии. Но вслед за ним поднимается представитель одной из стран Африки и говорит: «Если я расскажу о чем говорил мой коллега из Германии, надо мной будет смеяться вся Африка! Поймите, если лев покушал человека, тот уже больше ничего не ест! Поэтому важнейшее снаряжение лесозаготовителя – заряженное ружьё!».

Все эти дискуссии в напряженном графике шли целую неделю.

Мы, как члены Рослеспрофсоюза, внесли свои предложения по организации работ в лесах в условиях радиационного загрязнения. Это было особенно актуально для нас ввиду последствий Чернобыльской катастрофы. Эти предложения прямо от микрофона вносил тогдашний председатель Центрального комитета Рослеспрофсоюза Валерий Очекуров. Они, в частности, касались особого устройства бытовок, четко ограничивали нахождение рабочего на делянке (защита временем), а также оговаривали условия переработки древесины из этих районов с повышенным радиационным фоном.

По остальным инициативам, вносимым другими делегациями, мы голосовали «за», так как никаких сомнений по поводу их нужности, правильности и своевременности у нас не возникало. Например, экипировка и требования к безопасности труда. Сегодня эти правила, разработанные при нашем участии, стали законом во всех странах Европы, а также США и Канаде. Уже по прошествии времени в Дании я видел работу вальщиков леса. Помимо целого набора инструментов, облегчавших труд, они были одеты в костюмы из ткани, которая может надежно защитить рабочего даже в случае соприкосновения с пильной цепью очень большого размера. А если у человека нет виброрукавиц, то его просто не допустят до работы. Там правила МОТ – это прямое руководство к действию.

А у нас, к сожалению, нет. Я сам видел работника в кедах и тюбетейке, который занимался трелевкой леса (транспортировкой только что спиленных деревьев – ред.). Да, мы не Африка, но и не Германия с Данией или Францией. Печурка, но не генератор есть, питание горячее – в термосе. До идеала по стандартам МОТ еще далеко, увы…

Но стандарты МОТ наши работодатели все же сегодня вынуждены внедрять по причине сертификации лесов. Суть в том, что лес неизвестного происхождения теперь никто из имеющих имя производителей бумаги или, скажем, мебели не купит – это удар по его престижу. А вместе с требованиями подтвердить законное происхождение древесины идут и требования обеспечить безопасный труд во время лесозаготовок. Так что стандарты достойного труда в лесной сфере внедряются не мытьем, так катаньем.

На снимке: делегация российских профсоюзов в Женеве. Юрий Гущин — четвертый справа.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.