Контуры экономики будущего

Контуры экономики будущего
05 апреля
15:38 2019

«Найти модель, которая обеспечит прорывное развитие страны», – так обозначил сверхзадачу Санкт-Петербургского экономического конгресса «Форсайт Россия: будущее технологий, экономики и человека» Сергей Бодрунов, директор Института нового индустриального развития им. С.Ю.Витте (ИНИР), президент Вольного экономического общества России (ВЭО). Нынешний конгресс, снова собравший на берегах Невы ведущих экономистов России, юбилейный – пятый, и приурочен к знаменательной дате – 180-летию со дня рождения российского экономиста и государственного деятеля Сергея Юльевича Витте.

Наряду с вопросами, связанными с переходом к новому экономическому укладу, привлечением инвестиций, цифровизацией экономики и подготовкой кадров в выступлениях многих участников отмечались и негативные социальные тенденции экономики будущего, среди которых массовая безработица, рост неравенства, кризис пенсионной системы. В работе конгресса принял участие председатель ФНПР Михаил Шмаков.

На пути к ноономике
Сергей Бодрунов развеял представление о новом экономическом укладе как постиндустриальном. «Не деиндустриализация, а восстановление промышленности на новом уровне. Индустриальный тип производства – не прошлое, а будущее» — заявил он, выступая на пленарном заседании.

В основе индустрии будущего – рост «знаниеёмкости», не догоняющая, а опережающая модель развития. При этом меняются и функции человека в производстве – в будущем это в основном контроль и регулирование. Сергей Бодрунов отметил, что новый экономический уклад обязательно приводит к появлению нового работника – человека труда нового типа, но, к сожалению, эта важная и интересная тематика часто остается в тени финансовых вопросов.

В качестве важных задач он отметил импортозамещение в сфере производства технологического оборудования и опережающую подготовку необходимых кадров.
Известный экономист подчеркнул необходимость отказа от монетаристского подхода.

В качестве серьезного резерва  для инноваций он отметил значительный профицит бюджета, наблюдаемый в последние годы. Позитивным фактором для обновления отечественной экономики является и значительная доля креативного класса.

Задачу современной российской экономической науки Сергей Бодрунов видит в формулировании стратегических целей, отмечая, что ранее формулировались лишь тактические цели.

В поисках инвестиций
Многие изобретения, перспективные проекты гибнут, не дойдя до инноваций – эту проблему обозначил в своем выступлении советник президента России, академик РАН Сергей Глазьев.
Каков путь решения? Давать столько денег на развитие производства, сколько необходимо – считает он. Один из эффективных методов – целевой кредит с небольшим (0.45, 1 или 3) процентом годовых. Подобная система успешно действует в Китае. При этом действуют и эффективные механизмы контроля, исключающие нецелевое использование средств.

Сергей Глазьев с сожалением отметил, что внешняя торговля должна способствовать импорту новых технологий, однако на практике огромные средства были выведены в офшоры. По его оценкам, отечественные самолеты Ил-96 и Ту-214 вполне могли бы обновить парки российских авиакомпаний, но нужна налаженная система лизинга.

Сергей Глазьев напомнил о том, что в развитые страны переходят на новые энергоносители, снижая потребления нефти и газа. Однако экономика России по-прежему ориентирована на растущий экспорт углеводородов, характерный для уходящего, но не для нового уклада.

«Рейганомика» и человеческий капитал
Перейти от стагнации к устойчивому экономическому росту не ниже 2-3% – так сформулировал ближайшую задачу российской экономики академик РАН Абел Аганбегян. В кратком историческом экскурсе он напомнил о12-летней стагнации в экономике США, выход из которой нашел Рональд Рейган. В чем заключался комплекс радикальных мер, прозванный «рейганомикой»?

В полтора раза были снижены все основные налоги. При этом созданы условия для того, чтобы освободившиеся средства пошли в инвестиции. Беспрецедентным стало решение о снижении срока амортизации технологического оборудования в два раза. В результате старое оборудование шло на свалку, а на смену ему приобреталось новое. Обновлялось производство, появлялись заказы, создавались новые рабочие места.

Академик призвал обратить особое внимание на человеческий капитал, напомнив о том, что Россия вкладывает в науку, образование и здравоохранение гораздо меньше, чем развитые страны. Увеличить вложения в человеческий капитал Абел Аганбегян предложил за счет перехода от профицитного к безопасному дефицитному бюджету. По его оценке, также нет необходимости в таких больших золотовалютных резервах.

Цифровое отставание
За рубежом капитализация цифровых компаний иногда превышает аналогичный показатель сырьевых и энергетических компаний. А масштабное внедрение в жизнь информационных технологий вместе с когнитивными и биотехнологиями способно кардинально изменить экономический уклад.

При этом Россия отстает по некоторым показателям на 5-8 лет, а по цифровой конкурентоспособности (вычисляемой по нескольким параметрам) находится на 42-м месте, уступая даже Казахстану. Об этом напомнила директор института экономики РАН, доктор экономических наук Елена Ленчук.

Одна из главных причин – глубокое отставание в производстве микроэлектроники и программного обеспечения. Фактически все «железо» и значительная часть ПО ввозится в Россию из-за рубежа. Наряду с технологическим отставанием Елена Ленчук отметила проблему человеческого капитала. «Нужны совершенно другие кадры», — заявила она.

При этом директор института подчеркнула, что для последовательного решения задач, связанных с развитием цифровой экономики, необходимо четкое целеполагание, связка с единой стратегией социально-экономического развития, которой, к сожалению, нет.

Подводные камни нового уклада
Переход к новому экономическому укладу ставит перед обществом ряд новых серьезных проблем. И первой среди них можно с уверенностью назвать массовую безработицу, связанную с полной автоматизацией многих сфер деятельности. Огромные массы людей оказываются не у дел. На это обратил внимание в своем докладе Вячеслав Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по экономической политике.

Другой вызов нового уклада – радикальное расслоение общества. «Готовы ли мы в ХХI веке к неравенству?» –  задал резонный вопрос доктор экономических наук. В качестве другой мировой тенденции начала ХХI столетия он также отметил бедность рабочего.

Еще одна опасная тенденция, которую мы видим уже сегодня во многих странах мира – дефицит пенсионной системы. В новом экономическом укладе с резким уменьшением количества работающих людей окажутся неэффективными и традиционные системы социальной защиты. «Нравится или не нравится, но с переходом к новому экономическому укладу растет роль государства, того самого «большого брата», над которым вдоволь посмеялись в конце прошлого столетия», – констатировал Сергей Калашников.

Заместитель президента РАН Владимир Иванов, напротив, считает угрозу массовой безработицы достаточно спорной. «Ни одна технологическая революция не приводила к массовой безработице», – сказал он. В качестве одного из возможных путей решения проблемы он назвал сокращение рабочего дня. От себя добавим, что подобную меру можно реализовать лишь в социальном государстве, защищающем интересы большинства населения, а не работодателей и высокооплачиваемого менеджмента.

Владимир Иванов призвал не преувеличивать и возможности искусственного интеллекта, который во многих сферах деятельности не в состоянии заменить мозг человека, принципы работы которого до сих пор не изучены. «Искусственный интеллект – помощник, исполнитель, но задачу ставит человек», – подчеркнул он.

«Каждая технологическая революция сопровождалась структурной безработицей, но при этом не стоит преувеличивать масштабов. Исчезли профессии машинистки и стенографистки, но возник дефицит квалифицированных специалистов в области информационных технологий, биоинженеров. В России не стоит преувеличивать последствия, прогнозирую безработицу чуть ли не половины населения», — сказал Сергей Глазьев, отвечая на вопрос корреспондента «Площади Труда». Многое здесь зависит и от системы профессионального образования, которая должна работать с упреждением, готовя специалистов завтрашнего дня.

«В Санкт-Петербурге не хватает сварщиков. Исчезнет ли потребность в них с развитием цифровизации? Нет», – добавил Сергей Бодрунов, отметивший также растущую потребность в рабочих с высшим образованием, эксплуатирующих современное технологическое оборудование. Пока таких специалистов нигде не готовят.
Не оставят без работы и просторы Сибири и Дальнего Востока, для освоения которых необходимы представители традиционных рабочих профессий. «На Бога надейся, но сам не плошай»,  – напомнил Сергей Бодрунов старую русскую поговорку, отметив, что каждый хозяин своей судьбы и много зависит от активной позиции человека, его готовности повышать квалификацию, осваивать новые компетенции.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.