Петербургский авиапром: тревожные сигналы

Петербургский авиапром: тревожные сигналы
01 апреля
10:24 2019

Прошедший год был стабильным для петербургских предприятий авиационной промышленности, росли зарплаты, заключались и продлевались коллективные договоры. Но сегодня, несмотря на то, что предприятия обеспечены заказами, есть серьезные основания для беспокойства. Это и сложная ситуация, возникшая на одном из ведущих петербургских предприятий, и серьезная проблема, актуальная абсолютно для всех предприятий отрасли.

Своим взглядом на проблемы и пути их решения с автором поделился председатель Территориальной профсоюзной общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Виктор Федосов.

Виктор Иванович, каким был для петербургского авиапрома 2018 год и какие тенденции проявились в первые месяцы года нынешнего?
Минувший 2018 год был достаточно стабильным, спокойным и для отрасли в целом, и для петербургского авиапрома – в частности. Предприятия были обеспечены заказами, а средняя зарплата составила 60 тысяч рублей и возросла (по сравнению с 2017 годом) на 6 процентов. На всех наших предприятиях действуют коллективные договоры. Сегодня наши предприятия тоже загружены заказами.

Однако уже первый месяц года нынешнего дал почву для серьезной тревоги. ПАО «Техприбор», работающее над выполнением государственного оборонного заказа, вынуждено было перейти на четырехдневную рабочую неделю. Да и завершение госзаказа (которое, увы, не за горами) вызывает не самые веселые мысли.

Чем вызвана ситуация на «Техприборе», ведь предприятие обеспечено заказами?
Причиной стало сокращение в разы авансирования работ по выполнению гособоронзаказа. И если раньше предоплата составляла 60- 70 процентов от стоимости заказа, то сегодня она упала до 15 процентов! Имеют место и долги от смежников, с которыми так же вовремя не рассчитался заказчик. И у предприятия просто нет оборотных средств для выполнения заказа!

Предлагают брать кредиты, но ведь всем известно, какие проценты у российских банков, и что останется от доходов предприятия.

Произошедшее, конечно же, вызвало у людей беспокойство, лишило уверенности в завтрашнем дне. Ведь многим нужно выплачивать ипотеку и иные кредиты, оплачивать лечение и так далее. И некоторые приняли решение уйти с предприятия. Особенно обидно, что среди них есть молодые специалисты, недавно повысившие свою квалификацию.
В этом году у многих предприятий российского авиапрома завершается госзаказ, у других – в следующем году. Каковы дальнейшие перспективы отрасли?
Говоря о будущем отечественной авиационной промышленности, нельзя обойти стороной глобальную проблему, которая затрагивает все без исключения предприятия отрасли. Несмотря на идущие не один год разговоры на необходимость возрождения региональной авиации, о переходе на выпуск отечественной гражданской продукции после завершения государственного оборонного заказа, сделано в этом направлении катастрофически мало.

Очевидно, что продукцией, способной кардинально загрузить отечественный авиапром, сохранить все рабочие места, являются только гражданские самолеты и вертолеты. Выпуск продукции для других сфер деятельности может иметь лишь точечный эффект. Так происходит во всех странах – в перерывах между военными заказами авиазаводы выпускают гражданскую продукцию.

Предприятия авиапрома вынуждены будут пойти на массовые сокращения, если к моменту завершения государственного оборонного заказа не перейдут на производство гражданской авиационной продукции. Однако со стороны власти не видно реальных шагов, направленных на поддержку гражданского авиастроения, а российские авиакомпании по-прежнему ориентированы лишь на закупку иностранной техники.
Следует понимать, что допустив массовые сокращения персонала, мы перейдем точку невозврата. Через несколько лет мы уже не сможем найти нужных специалистов, даже если «наверху» будет принято решение развивать выпуск гражданских самолетов, да и с гособоронзаказом могут быть проблемы. Такое уже было в 90-е годы, и второго такого потрясения авиационная промышленность просто не выдержит.

Как преодолеть эту проблему, сохранить производство и рабочие места?
Об этом я говорю не один год. Путь к сохранению отечественного авиапрома лежит через восстановление государственного заказа. Государство должно заказывать летательные аппараты для гражданской авиации и обеспечивать их продажу авиакомпаниям. Нужен Госплан и государственная поддержка.

Тут можно задействовать и такой простой метод, как заградительные пошлины на ввоз лайнеров иностранного производства. Наличие заказа на крупные партии отечественных самолетов и вертолетов, финансовая поддержка, позволят производителям построить современное серийное производство, приобрести современное технологическое оборудование, а также, что особенно важно – снизить себестоимость продукции. То есть повысить ее конкурентоспособность!
Следует помнить и о том, что завоевание внутреннего российского рынка отечественными самолетами привлечет внимание и потенциальных покупателей за рубежом, повысит их интерес к нашей продукции.
И руководители предприятий, представители профсоюза делают все, чтобы донести свою позицию до власти. Вопрос о поддержке производства отечественных гражданских самолетов был в центре внимания во время Второго съезда авиапроизводителей, участники которого пришли к выводу о необходимости восстановления госзаказа, возрождения Министерства авиационной промышленности, созданы соответствующие рабочие группы.

Увы, пока мы не видим реальных мер, направленных на поддержку производства отечественной гражданской авиации. А ведь от решения этой задачи зависит будущее отрасли…
И на Первомай мы хотим выйти с лозунгом «Гражданской авиации – госзаказ и государственную поддержку».

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.