Когда профлидер — солист

Когда профлидер — солист
25 марта
17:30 2019

25 марта — День работника культуры;  27 марта — Всемирный день театра

Не было бы счастья, да несчастье помогло… Так, наверное, можно сказать и о судьбе нашего героя. Маленькому мальчику с Вологодчины было всего лишь три года, когда родительский дом навсегда ушел в прошлое. На смену ему пришел Детский дом. Но именно этот путь помог обрести Володе Антонову свое призвание — им стала музыка. А обостренное чувство справедливости, зародившееся в душе детдомовца, не позволило равнодушно остаться в стороне, когда потребовалось отстаивать трудовые права коллег. Сегодня Владимир Антонов — первая валторна Михайловского театра, а еще лидер его первичной профсоюзной организации, входящей в Российский профсоюз работников культуры (РПРК).

Классическая музыка вошла в его жизнь случайно, начавшись с трагедии. Многодетной семье не хватало средств и мама была лишена родительских прав… Так, трехлетний Вова оказался в дошкольном детском доме.

Но, вскоре, приехавшая туда комиссия, обнаруживает у мальчика задатки будущего музыканта. Новая случайность приводит его в Областной музыкальный детский дом имени Н.А.Римского-Корсакова, который в 60-е, 70-е годы имел статус музыкального училища. Его окончание давало право на поступление в Консерваторию.

«Еще раньше — это было училище, где готовили будущих военных музыкантов для флота, но, когда я там оказался, это был детдом обычного типа, где жили не только мальчики, но и девочки. Нас было 300 человек. Многие после детдома поступали в консерваторию и другие вузы, — рассказал нам Владимир Иванович.

«Валторна — это звук и слово»
Первые четыре года воспитанники музыкального детдома изучали фортепиано, а затем, начиная с 5 класса, распределялись на  разные инструменты. Мальчикам, в основном, доставались духовые. И здесь в его жизнь вмешался случай: «Я хотел играть на трубе. Но мне сказали: — мест больше нет. Так, я взял в руки валторну».

В консерватории Владимир Антонов стал учеником профессора Павла Константиновича Орехова, того самого, который играл в оркестре Ленинградской филармонии под управлением Карла Илиасберга в день премьеры 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Детдом, давший путевку в жизнь нашему герою, давно закрыт, но до сих пор, имена многих его воспитанников на слуху: «Это и заслуженный артист России Анатолий Чепков — тоже валторнист, первая валторна Мариинского театра, контрабасист Александр Шило, еще один солист Мариинского — духовик Александр Бобкин», — перечисляет имена друзей Владимир Антонов.

Окончив консерваторию, молодой инструменталист остался в «Оперной студии Консерватории», затем долго и успешно играл в составе Камерного оркестра «Санкт-Петербургский Моцартеум» под управлением Аркадия Штейнлухта.

Мне это ближе…
С 2001 года Владимир Антонов первая валторна Михайловского театра. По его собственному признанию, быть в оркестровой яме лучше, чем на сцене. И дело вовсе не в том, что будучи музыкантом симфонического оркестра, ты уже ни чем не прикроешься. В опере ответственности не меньше. Дело совсем в другом.

«Мне это ближе. Когда все вместе: музыка, танцы и человеческий голос — самый совершенный музыкальный инструмент на Земле — то это просто божественно», — улыбается наш собеседник.

А что же для него самое «божественное»? «Больше всего люблю наши оперы: «Пиковую даму», «Иоланту», в восторге от произведений Пуччини. Верди не обсуждается, он всегда хорош», — продолжает Владимир Антонов.

Музыкант в то же время сожалеет, что уход от классических форм — это тенденция нашего времени. «Я очень плохо к этому отношусь, — говорит он. — Но у нас в театре всегда есть два варианта. Можно сходить на классическую «Иоланту» и «Онегина», а можно и на новую. Балет же по-прежнему остался классическим. Это радует».

Что нам стоит дом построить?
Вслед за первой известной пословицей в начале, повторим еще одну, не менее известную: талантливый человек — талантлив во всем. И это, в данном случае, отнюдь не излишний трюизм. Дело в том, что первая валторна с площади Искусств, дом 1, еще и отличный автомеханик, не раз перебиравший моторы своих стальных коней.

А еще он самый настоящий строитель. Владимир Иванович живет за городом, где сейчас строит уже второй дом. «Все делаю сам. Никогда не приглашал рабочих. Все своими руками — от фундамента до вкручивания в патрон лампочки», — смеется он.

У Владимира Ивановича двое детей. Сын окончил музыкальное училище по классу фагота, служил в оркестре Театра музыкальной комедии. Но, затем, о себе дали знать и другие отцовские гены. «Сегодня он инженер-конструктор мотоциклетной техники, — рассказал наш герой. — Дочь работает реабилитологом в социальном центре для пожилых людей и воспитывает двоих детей — моих внуков».

«С профсоюзом надо работать…»
Казалось бы столь насыщенная жизнь не может оставлять места еще и для общественной работы. Тем не менее, музыкант-автомеханик-строитель стал еще и профсоюзным лидером. Почему? «Наверное, сыграло роль детдомовское прошлое, — размышляет Владимир Антонов. — Выжить трудно.

Особенно поодиночке. Тебя просто сомнут. Какой бы ты не был сильный и всезнающий. В трудовых отношениях сегодня во многом такая же ситуация».

Прямая речь. Владимир Антонов: «Все говорят правильные вещи на кухне. А вот выступить объединившись боятся. Но по-другому нельзя!»

С 2006 года артистов перестали принимать на бессрочные контракты, лишив их тем самым уверенности в завтрашнем дне. На этой волне наш герой и стал председателем профсоюзной организации. Только объединившись,  можно успешно было отстаивать свои права.

«Я ходил и общался не только с творческими работниками, но и с техническими, с монтировщиками, рабочими сцены, театральных мастерских, — говорит профлидер. — Рассказывал что и как, зачем нужен профсоюз».

Сегодня профсоюзная первичка Михайловского театра объединяет 200 человек. И это в основном творческие работники. Интересно при этом, что — как признается сам Владимир Антонов — с генеральным директором, а ныне художественным руководителем театра, Владимиром Кехманом у профсоюза сложились конструктивные отношения. «Много раз к нему обращался и всегда находил понимание», — свидетельствует музыкант-профлидер.

К сожалению, тут же признается наш герой, пока не удается добиться бессрочных трудовых договоров, хотя во всем мире музыканты известных оркестров находятся как раз на бессрочных контрактах до достижения пенсионного возраста.

Фантазия ля минор
«Союз концертных или театральных деятелей — это хорошо, но это совсем другое. Защита трудовых прав артистов и других работников культуры — это именно профсоюз», — убежден Владимир Антонов.

В то же время, считает он, если политика перевода творческих работников на срочные контракты, начатая в 2006 году не прекратится, то — помимо самих артистов пострадает и сам профсоюз.

«Ведь тот, кто принят в театр по контракту, скажем на год, не вступит в профсоюз, прекрасно понимая, что вскоре все равно будет уволен. Активно действовать, а,значит, и в полной мере защищать права работников, профсоюз сможет лишь там, где сохраняются бессрочные трудовые контракты», — подчеркивает профлидер.

По его мнению, хоть ситуация и тяжелая но не фатальная. «Профсоюзам следует перестроить свою работу, став более решительными в отстаивании интересов членов профсоюза. Только так мы сможем победить», — заключает наш герой.

Фото из семейного архива Владимира Антонова.

Территориальная Санкт – Петербурга и Ленинградской области организация Российского профессионального союза работников культуры, первичные профорганизации сердечно поздравляют всех работников культуры с профессиональным праздником – Днём работника культуры!

Культура имеет огромное значение в различных областях человеческой жизнедеятельности и каждый из вас, вносит неоценимый вклад в её укрепление, сохранение лучших традиций культурно-просветительской деятельности.

Желаем Вам мирного неба, благополучия, вдохновения, исполнения желаемого, успехов, востребова1нности, счастья и любви!

Первичная профсоюзная организация Российской национальной библиотеки:

Поздравляем всех работников культуры с профессиональным праздником. Наша с Вами работа бесценна и незаменима, ведь мы все вместе делаем мир чуточку привлекательнее и разнообразнее, при этом связывая нарды и страны в единое целое. Огромная благодарность за Ваш профессионализм, любовь к прекрасному и стремление привить эту любовь другим. Здоровья, удачи, вдохновения и творческого поиска Вам! Пусть почёт, слава и уважение будут всегда рядом с Вами, а труд будет оцениваться по достоинству.

Первичная профсоюзная организация преподавателей СПб Государственной Консерватории:

Дорогие коллеги! Поздравляем с праздником всех, посвящающих свою жизнь сохранению исторических и художественных памятников мировой и отечественной культуры в библиотеках, архивах, музеях, театрах…Тех, кто противостоит массовой безвкусице, продолжая учить и образовывать, популяризируя лучшие образцы мировой литературы, музыки, изобразительного искусства в театральных, концертных и музейных залах страны и за её пределами.

От всей души желаем дорогим коллегам дождаться в добром здравии тех благословенных времен, когда наш с Вами труд и усилия будут достойно оценены не только нашими читателями, зрителями, слушателями, исследователями, но и на самом высоком уровне. Желаем нам терпения, мужества, материального благополучия и профессионального удовлетворения, удачи и любви!!!

СПб Территориальная организация профсоюза работников культуры учреждений внешкольного музыкального и художественного образования:

Уважаемые коллеги! Без культуры жизнь была бы серой и унылой. Ваш труд очень нужен для духовного развития народа. Каждый день Вы учите и развиваете разных учеников. Поздравляем всех, кто связал себя с просвещением других, кто постоянно обучает, дарит свет культуры людям. Ваша деятельность обогащает Россию, дарит людям яркие эмоции и впечатления. Почёт и уважение пусть всегда будут с Вами.

Пусть покоряются творческие вершины, реализуется творческий потенциал. Желаем Вам великих талантов, что бы работа всегда приносила чувство удовлетворения, и её плоды были заметны всем. Крепкого здоровья Вам, вашим родным и любимым. Спасибо за Ваш труд!

Весь мир — театр… и кто-то в нем профлидер

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.