От блокадных барж до порта «Сабетта»

От блокадных барж до порта «Сабетта»
27 февраля
15:35 2019

Свое девяностолетие отмечает одно из старейших научных и проектно-конструкторских учреждений морского транспорта России, его головная научная организация — Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ).

2 марта 1929 года, на основании Приказа Наркомата путей сообщения СССР, был создан Научно-исследовательский институт судостроения и судоремонта — в настоящее время — ЦНИИМФ.

В музее института.

На протяжении своей почти вековой истории НИИ занимается проектированием судов, развитием технологий перевозки, технико-экономическими исследованиям и другими вопросами, связанными с развитием отечественного флота.

История и современность

Одна из самых героических страниц в истории института — работа во время блокады Ленинграда. Осенью 1941 года, когда город был зажат в блокадное кольцо, конструкторским бюро «Морсудопроект» — структурным подразделением НИИ — под руководством главного конструктора Александра Осмоловского в рекордно короткие сроки был разработан проект стальной баржи для перевозки ленинградцев и грузов по Ладоге в период навигации.

Строительство баржи.

Напомним, что строились баржи на временной судоверфи, возведенной также в кратчайшие сроки на берегу Ладожского озера, в бухте Гольсмана. Ослабленные, полуголодные судостроители, невзирая на бомбежки и отсутствие нормальных бытовых условий, проявляли чудеса работоспособности и героизма: головная баржа была собрана за 20 дней, а последующие уже — за 6-10 дней.

Сотрудники ЦНИИМФ у памятного обелиска, установленного в бухте Гольсмана.

За два месяца было спущено на воду 15 барж. На этих судах за навигацию 1942 года в Ленинград было перевезено более 790 тыс. тонн грузов, из которых почти половину составляло продовольствие.

…В 1993 году, когда в «новой капиталистической» России государство практически перестало финансировать отраслевую науку, коллективом ЦНИИМФ во главе с тогдашним руководителем Всеволодом Пересыпкиным, было принято смелое решение: выкупить учреждение на деньги сотрудников и акционироваться. «Такой поступок был, возможно, дерзким, но в ту пору единственно правильным. Это помогло сохранить научный потенциал и коллектив НИИ», — вспоминает нынешний генеральный директор института, а в те времена — старший научный сотрудник, кандидат экономических наук Сергей Буянов.

Портретная галерея директоров ЦНИИМФ в фойе института.

ЦНИИМФ умело адаптировался к реалиям рыночной экономики. Сегодня в активе института проекты по развитию арктической морской транспортной системы, ледокольного и атомного флота, нового порта «Сабетта» — в Карском море, разработка концепции морской транспортировки газа, проект оптимизации ледокольного обеспечения перевозок по трассам северного морского пути и др.

Директор с гордостью рассказывает о разработанном специалистами института плане буксировки единственного в мире плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» с Балтийского завода, где он был построен, в Арктику. Здесь работают единственная в России аккредитованная лаборатория по проведению испытаний всех видов и типов транспортной тары и сертифицированная лаборатория по охране труда. На базе ЦНИИМФ функционирует Технический комитет по стандартизации на морском транспорте. В 2016 году институт стал победителем конкурса «Лидер отрасли» в номинации «Лучшая проектная, экспертная организация в области судостроения».

Среди важнейших направлений работы института Сергей Буянов (на снимке) также называет исследования в области безопасности мореплавания, технической эксплуатации судов и охраны труда на флоте и др. «В числе наших стратегических партнеров, такие крупнейшие корпорации, как «Газпром», «Норникель», «Роснефть», «НОВАТЭК» и другие. Мы ежегодно участвуем в 50-60 конкурсах на проведение работ и исследований и в среднем выигрываем порядка 65% из них. Хотя сегодня в отраслевой науке — жесточайшая конкуренция», — рассказывает Буянов.

Коллектив — уникальный

Залог успешной работы, в первую очередь, в уникальном коллективе ЦНИИМФ. В числе его сотрудников четыре доктора и 37 кандидатов наук, лауреаты Государственной премии и премии Совета министров.

Один из ветеранов — кандидат технических наук, заведующий лабораторией внедрения средств судовой и наземной связи Леонид Малахов (на снимке). Он стоял у истоков внедрения в СССР международной автоматизированной системы оповещения НАВТЕКС, которая служит для приема навигационной и метеорологической информации безопасности. «Институт был пионером в СССР по ее внедрению — вспоминает Малахов. — Мы проводили работы в портах: Владивосток, Жданов (Мариуполь), Батуми и других. Система до сих пор работает».

Малаховым разработан национальный стандарт аналоговых и цифровых радиостанций морской подвижной службы с диапазоном частот от 156,025 до 163,275 МГц.

Про институт, которому отдано почти полвека трудовой деятельности, Леонид Моисеевич говорит коротко, но емко: «Он сформировал меня, как личность, как специалиста».

«У нас ценят опыт ученых со стажем и поощряют амбициозность молодежи, — отмечает Сергей Буянов. — Сплав знаний ветеранов и свежих идей молодых в итоге дают внушительные результаты работы».

За достойный труд

Однако для того, чтобы добиваться достойных результатов, и условия труда должны быть достойными. В связи с этим, несколько фактов: средняя зарплата в институте 73,4 тыс. руб. У сотрудников научных и проектных направлений — 90 тысяч. В ЦНИИМФ разработана собственная Система управления охраной труда (СУОТ), действует более 100 инструкций по охране труда. И эта работа настолько хорошо поставлена, что специалисты института даже стали обучать коллег внедрению СУОТ.

Охрана труда, достойная зарплата и весомый социальный пакет для работников — во многом заслуга первичной профорганизации, в которой состоит более 60% сотрудников института.

«Коллективный договор учреждения по праву считается одним из лучших. Подтверждение тому — Почетная грамота Ленинградской Федерации профсоюзов, которая вручена ЦНИИМФ по итогам конкурса «Лучший коллективный договор на территории Санкт-Петербурга» за 2016 год», — говорит председатель Северо-Западной Территориальной организации Общественной организации — Профсоюз работников водного транспорта РФ Михаил Шаров (на снимке), который вот уже более 15 лет возглавляет и первичную профорганизацию института.

Среди льгот, прописанных в главном документе: выплаты к юбилеям, материальная помощь к скорбным датам, поддержка ветеранов.

По инициативе профкома ежегодно прямо на территории института «ученые мужи и дамы» проходят флюорографию и осмотр врачей — узких специалистов. А средства на такие мероприятия по охране здоровья выделяет работодатель. «Ведь это задача общая — профсоюза и администрации», — подчеркивает Михаил Шаров.

Заседание профсоюзного комитета.

Также для укрепления здоровья сотрудников профком на собственные средства отремонтировал и оснастил спортзал, где все желающие могут позаниматься на тренажерах и поиграть в теннис.

«Это отличная возможность для поддержания физической формы, ведь работа, в основном сидячая», — говорит ученый секретарь АО «ЦНИИМФ», а по совместительству — главный спортсмен института Дмитрий Коновалов, который в профсоюзном комитете отвечает за спортивную работу.

Познавательный досуг ученых — тоже забота профсоюза. Есть в истории коллектива даже такой интересный факт, как участие в телеигре «Сто к одному». «Организовал команду профсоюзный комитет, — вспоминает ее капитан Михаил Шаров. — Нам не хватило буквально одного очка, чтобы стать обладателем главного приза, но мы все равно победили и получили ценные подарки».

Ежегодно профком устраивает для работников экскурсии в музеи, коллективные посещения театров. «А в профессиональный праздник — День работников морского и речного флота — мы традиционно совершаем двухдневные поездки выходного дня. За то время, как я возглавляю первичку института, уже побывали в Карелии, Твери, Москве, ездили в Пушкинские Горы, Выборг», — рассказывает Шаров. Финансируют такие поездки и культпоходы профсоюз и работодатель.

Сотрудники ЦНИИМФ Виктория Гнездникова и Дмитрий Коновалов — постоянные участники знаменитого международного марафона Pisa City Marathon (город Пиза, Италия). В 2018 году они впервые представляли на соревнованиях не только страну, родной город и институт, но и Профсоюз работников водного транспорта.

Если говорить о взаимоотношениях профкома и администрации здесь социальное партнерство — в действии. «Генеральный директор всегда откликается на предложения профорганизации, как вы сами убедились, выделяются средства и на охрану труда, и на поддержание здоровья сотрудников, и на культурно-массовую работу. Колдоговор — это тоже общая заслуга», — говорит Михаил Шаров.

Победителям спартакиады ЦНИИМФ вручили заслуженные награды.

«Разногласий с профкомом не возникает, ведь задача у нас одна: чтобы учреждение нормально работало, а для этого его сотрудникам необходимо создать достойные условия», — отмечает Сергей Буянов, сам член профсоюза уже на протяжении многих лет.

Да будет праздник!

В эти дни коллектив ЦНИИМФ живет ожиданиями большого торжества, посвященного славному юбилею. 1 марта состоится праздничное заседание научно-технического совета института, на которое приглашены представители Минтранса и Минпромторга России, Росморречфлота, правительства города, ЗакСа и Морского Совета Санкт-Петербурга и многие другие. Наиболее отличившихся сотрудников ждут награды.

На следующий день будет дан полуденный выстрел из пушки с Петропавловской крепости. Свои подарки приготовила к юбилею и профсоюзная организация НИИ.

Фото автора, из архива ЦНИИМФ и личного архива Дмитрия Коновалова.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.