Теги

1 Мая АПК Александр Миронов Бах Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ Жилищный комитет ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Михаил Шмаков Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР Форум Труда детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство

Календарь

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Подписаться на новости

Невостребованным – на выход или новые инициативы правительства

Невостребованным – на выход или новые инициативы правительства
18 февраля
14:26 2019

Артист театра или цирка, танцор или певец может лишиться работы в связи с «невостребованностью», а руководитель творческого коллектива — получить право сам решать: оплачивать ли труд артиста, которого направили на работу в выходной или предоставить ему отгул. Эти и другие поправки предлагает внести в Трудовой Кодекс законопроект, разработанный Министерством культуры. Уже на стадии обсуждения в депутатской и творческой среде эти предложения считают, как минимум, не бесспорными — сообщают СМИ. А в отраслевом профсоюзе им дают еще более жесткую оценку: они серьезно ухудшают права творческих работников и не должны быть приняты.

Впрочем, обо всем по порядку. Законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Процедура его общественного обсуждения закончилась 12 февраля.

И здесь, для внесения определенной ясности, необходимо совершить короткий экскурс в историю вопроса. Компетентные лица, ознакомившись с паспортом законопроекта, убедятся, что инициатором его является вовсе не Минкульт. Поручение Минкульту дано членом Правительства РФ, курирующим сферу культуры. Инициатор Правительство РФ? Однако маловероятно. Вспомним не столь отдаленные события. В 2012 году аналогичный законопроект, уточняют в отраслевом профсоюзе, уже вносился по инициативе СТД РФ. Тогда он предусматривал возможность применять в качестве самостоятельного основания для расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, итог «конкурсного отбора». Положения законопроекта критики не выдерживали, и закон принят не был. И вот очередная попытка. Нормы, предлагаемые в законопроекте, откровенно противоречат отдельным статьям действующего ТК. Стоит задаться вопросом: кто же на самом деле является инициатором законопроекта и сделать соответствующие выводы.

Итак, самым обсуждаемым в законопроекте стало предложение: проводить оценку востребованности артистов в репертуаре театра, музыкального или танцевального коллектива, концертной организации или цирка. Уточним: речь идет только о тех творцах, с кем трудовой договор заключен на неопределенный срок. Оценивать — насколько востребован артист — будет специальная комиссия — не чаще чем один раз в три года. Сформировать ее предлагается работодателю и в обязательном порядке включить в ее нее представителей профорганизации.

Освободить от прохождения этой процедуры Минкульт предлагает руководителей организаций; одиноких родителей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей; беременных женщин, женщин с детьми до трех лет; работников, удостоенных почетных званий и тд.

Разработчики подчеркивают, что «оценка востребованности не предполагает определение профессиональной пригодности творческого работника и направлена исключительно на его востребованность в перспективном репертуаре (программе)…». Однако же отсутствие востребованности — по результатам оценки — или неявка артиста на процедуру оценки без уважительных причин, либо отказ от ее прохождения могут служить причиной для расторжения трудового договора. При увольнении артистам предлагается выплатить компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Есть в проекте и другие удивительные предложения. Например, авторы предлагают наделить работодателя правом самостоятельно выбирать: оплатить работнику работу в выходные и праздничные дни или предоставить другой день отдыха. Или предусмотреть возможность направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни несовершеннолетних артистов, если это предусмотрено коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором; а также ряд других нововведений.

Как оценивают очередное законотворчество в отраслевом профсоюзе? С таким вопросом корреспондент «Площади Труда» обратился в Территориальную Санкт-Петербурга и Ленинградской области организацию Российского профсоюза работников культуры (РПРК) к исполняющий обязанности председателя территориальной организации профсоюза Сергею Акимову.

«Об этой инициативе в профсоюзе знают и категорически не согласны с ней. Мое мнение: если инициаторы (а мы знакомились с паспортом законопроекта и кто инициаторы у нас сомнений не вызывает) смогут «протащить» этот закон, у худруков творческих коллективов появится дополнительная официальная возможность расторгнуть трудовой договор с артистом, заключенный на неопределенный срок, а под «эту лавочку» избавиться от неугодных. Не удивлюсь, если в первую очередь, «невостребованными» окажутся председатели профсоюзных организаций, которые требуют от работодателя соблюдения трудовых прав для артистов», — говорит Акимов.

Профлидер уверен: оценка востребованности в репертуаре будет носить субъективный характер. «Ведь занятость артиста в спектакле, концерте, цирковой программе, нередко зависит не от его профессиональных качеств, а от воли, желания, симпатии худрука, режиссера, дирижера. Замечательный, талантливый артист может годами просиживать без дела, потому что режиссер его «не видит в этой роли». А сегодня, когда, например, в большинстве театров львиную долю спектаклей ставят не «свои» режиссеры, а приглашенные на конкретный проект, и каждый — со своим «видением» возможностей труппы, эта ситуация уже становится хронической. И теперь запросто человека, которого «не увидели», можно будет выставить за дверь?» — возмущается профсоюзный лидер.

В этом случае даже наличие представителей профсоюза в составе комиссии вряд ли поможет полной объективности — считает Сергей Акимов. «Ведь они будут в меньшинстве. Разработчики предлагают: представителей выборного органа первичной профсоюзной организации  должно быть не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Кто составит остальные три четверти — не трудно догадаться — представители работодателя (читай: худрук, режиссер, дирижер) и, возможно, так называемые, «независимые» эксперты». Этими «независимыми» приглашенными экспертами, как правило, становятся художественные руководители или директора театрально-зрелищных учреждений являющиеся членами СТД, т.е. инициатора законопроекта», — отмечает он.

«В сфере культуры давно себя прекрасно зарекомендовала аттестация работников, разработанная совместно с профсоюзом, — продолжает собеседник. — Недавно появился институт независимой оценки квалификации. Зачем нужно «изобретать велосипед»? По-моему, ответ очевиден: для того, что бы дать возможность руководителю «перекроить» труппу «под себя», расстаться с неугодными и фактически повсеместно ввести практику срочных трудовых договоров!»

Что касается других поправок, то они, считает Акимов, внесены для того, чтобы «отвести глаза общественности» от главной идеи законопроекта — процедуры оценки востребованности. «Я уверен, что предложения о ночных и сверхурочных для несовершеннолетних или возможности работодателя самому решать — оплачивать выходной или дать отгул — однозначно не пройдут, ведь это уже откровенное нарушение прав работников», — говорит он.

Примерно те же аргументы территориальная организация профсоюза изложила в письме в Центральный Комитет профсоюза, который обратился в свои региональные организации с просьбой: проанализировать проект. «Данный законопроект является очередной попыткой создания для руководителей творческих коллективов (учреждений культуры) благоприятных условий для расторжения трудового договора с работником […]Территориальная организация против принятия вышеуказанного законопроекта, в связи с ухудшением прав творческих работников. Также считаем принятие данного законопроекта нецелесообразным, поскольку Трудовой кодекс РФ содержит нормы, регулирующие труд творческих работников», — отмечает в ответе Сергей Акимов.

Он напомнил, что подобный документ уже вносился Министерством культуры в Госдуму в 2012 году. Но тогда под давлением, в первую очередь, профсоюза, его отклонили.

По словам профсоюзного лидера творческих работников Петербурга и Ленобласти, сегодня ЦК РПРК на основе мнений из регионов готовит свой отзыв на законопроект. «Уверен, он будет отрицательным», — подытоживает Сергей Акимов.

Фото с сайта clarkjbrooks.blogspot.com

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.