Профсоюз «Бокситогорского глинозема»: «вредникам» — отпуск, поварам — повышение зарплаты

Профсоюз «Бокситогорского глинозема»: «вредникам» — отпуск, поварам — повышение зарплаты
12 февраля
12:43 2019

«А что он делает этот ваш профсоюз? С какой стати я должен в него вступать?» Согласитесь, многие слышали этот вопрос от своих коллег или знакомых, а, возможно, и сами его задавали. «Площадь Труда» решила поискать ответы на эти вопросы на обычном предприятии. Наш выбор пал на профорганизацию «Бокситогорский глинозем» (предприятие «РУСАЛ-Бокситогорск») — недавно профячейка завода подвела итоги работы в 2018 году. Вот о них мы и расспросили председателя  организации Елену Корягину.

Елена Павловна, какие вопросы в прошлом году приходилось решать вашей первичной профсоюзной организации, какую реальную помощь получил член профсоюза?

— Повседневная работа состоит из, на первый взгляд, мелких дел. Например, добились ремонта стиральных машин в прачечной, где стиралась спецодежда или включения пункта о ремонте туалетов на ТЭЦ в новый коллективный договор. Вроде бы ничего героического. Но из этих «мелочей» и складываются нормальные условия труда работников.

Но есть, конечно вопросы и более глобальные: начну с многомесячной эпопеи со специальной оценкой условий труда (СОУТ). После ее проведения в 2017 году на большой группе рабочих мест были снижены классы условий труда. Например, условия труда из «вредных» класс 3.1 стали «допустимыми» — класс 2.0. При этом фактически они не изменились. Почему это произошло, я думаю, те, кто прошел спецоценку, уже догадались — методика СОУТ, к сожалению, учитывает далеко не все вредные факторы, которые брались в расчет при аттестации рабочих мест (АРМ), которая проводилась раньше.

А это обернулось для работников снижением льгот и гарантий.

Профсоюз, который контролировал проведение спецоценки, с результатами СОУТ не согласился, выразив свое особое мнение.

Елена Корягина.

Например, нас не устроил тот факт, что тем, у кого был или кому после спецоценки установлен класс «вредности» 3.1. теперь по законодательству не положены дополнительные дни отдыха (ранее у них такое право было) — только доплаты.

По этому поводу профком провел переговоры с администрацией завода, и она предложила всем работникам с классом 3.1 выплачивать компенсацию за потерянный отпуск, а также компенсировать деньгами семь дней дополнительного отпуска тем, у кого классы 3.2 и 3.3. Дело в том, что по новому законодательству у работников, которые трудятся на таких рабочих местах, минимальная продолжительность дополнительного отпуска —7 дней, а у нас на заводе было 14.

Но такое предложение устроило не всех. Например плавильщикам, работающим в тяжелых условиях, все равно нужны дополнительные дни отдыха. Да и закон о спецоценке предусматривает, что работник, трудившийся в тяжелых условиях до вступления в силу закона о СОУТ (1 января 2014 года) , если по результатам спецоценки условия его труда не изменились, или ухудшились (например, был 3.1 и остался или стал 3.2), имеет право на прежние льготы и компенсации.

В итоге, по требованию профкома, для этой категории «вредников» такой порядок на заводе был сохранен. Теперь у них есть право выбора — либо деньги, либо — дополнительный отдых в полном объеме.

А те, у кого класс вредности по результатам СОУТ снизился ,(т.е. из 3.1 стал 2) и по закону уже не имеет права на дополнительный отпуск, по настоянию профкома получают денежную компенсацию.

И еще, у нас по результатам прошлой АРМ работникам нескольких цехов выдавали молоко — в связи с воздействием химических факторов и пыли. Замеры СОУТ показали, что, теперь на некоторых рабочих местах, якобы, эти факторы не превышают ПДК, условия труда из «вредных» стали допустимыми. Но профком добился, чтобы выдачу молока сохранили — ведь пыль и химия все равно присутствуют в атмосфере. Другое дело — насколько объективно их замеряли.

— Что еще можно поставить в заслугу профсоюзной организации?

— После долгих переговоров с работодателем мы добились повышения зарплаты работникам аутсорсинговой компании «КорпусГрупп», которая занимается организацией питания работников и предоставляет клининговые услуги заводу. Хотя сделать это было непросто — организация, по сути, сторонняя, зарегистрирована в Москве. Но в ней есть члены нашего профсоюза, что и дало нам право выйти на переговоры с руководством.

Считаю, что повышение зарплаты поварам отчасти помогло решить и еще одну проблему: пусть немного, но улучшилось качество питания. Ведь согласитесь, если работник получает копейки, то желания усердно трудиться, как правило, нет. Заводчане жаловались, что в нашей столовой кормят невкусно, готовая продукция, порой, просроченная, горячие блюда по факту подаются холодными, выпечка — невкусная и так далее. Люди заваливали жалобами и фотографиями группу профкома в социальной сети «В Контакте». На все замечания реагировал профсоюз: практически еженедельно проводили рейды, блюда, которые вызывали малейшее сомнение, требовали снять с реализации. Например, как-то в утиль пошли все салаты с витрины, заправленные прокисшим майонезом.

В итоге мы добились смены руководства столовой. Пришла женщина, действительно, заинтересованная в работе, которой важно мнение посетителей, нашла общий язык с коллективом. Плюс — повысили зарплату работникам. В итоге качество и блюд и обслуживания стало лучше, а жалоб — меньше.

— То есть взносы профсоюзу платят его члены, а плодами работы пользуются все?

— Все,о чем я вам рассказала, это примеры в масштабе предприятия, то есть этими нашими достижениями, действительно, пользуются все работники, а не только члены профсоюза. Но, есть у нас примеры, когда мы заступались за права и интересы конкретного человека.

Например, в комиссию по трудовым спорам предприятия (КТС) обратился работник автотранспортного цеха. Начальник объявил ему выговор и лишил премии за то, что он, якобы, лежал в кабине и, как утверждал начальник, спал в рабочее время. Работник же доказывал, что он просто на несколько минут откинулся на спинку кресла, чтобы передохнуть (он машинист крана, работа тяжелая) и произошло это буквально в конце технологического перерыва, то есть никак на производственном процессе не отразилось. Учитывая то, что по работе к машинисту претензий у руководства нет, и раньше он к дисциплинарной ответственности не привлекался, профсоюзное «крыло» комиссии убедило сторону работодателя, что наказание для такого проступка слишком суровое. Выговор заменили на замечание и вернули работнику удержанную премию.

Или еще пример: новая работница, член профсоюза, проходила стажировку на участке экологии, но сдать квалификационные экзамены ей не удалось, и на работу в это подразделение ее не приняли. А она одна воспитывает ребенка. Тем более, вы же понимаете, что на экзаменах, порой, присутствует и доля субъективизма. По договоренности с профкомом работницу трудоустроили в другое подразделение, где ее опыта и знаний оказалось вполне достаточно.

Не так давно на заседании профкома разбирали случай, произошедший в самом конце прошлого года. Укладчику-упаковщику — члену профсоюза, председателю цехового комитета, хотели «вкатить» замечание за якобы нарушение инструкции. Но внимательно ознакомившись с обстоятельствами, мы убедились, что если человек и нарушил инструкцию, то только лишь по вине руководства подразделения, которое не обеспечило нормальные условия труда в нынешних погодных условиях. Мы своего согласия на наказание не дали. И, похоже, работодатель, с нашей позицией согласился.

— А люди как работу профкома оценивают?

— Увы, немало тех, кто воспринимает это как должное. Но многие осознают, что блага в виде коллективного договора, сохранения льгот «вредникам» — это заслуга профкома. В 2018 году в профсоюз вступили 35 человек. А вышли по собственному желанию только 10. Значит отдача от нашей работы есть…

Фото из открытых источников.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.