Санкт-Петербург: рыбак не нужен?

Санкт-Петербург: рыбак не нужен?
07 февраля
12:16 2019

Приход весны в город на Неве для петербуржцев неразрывно связан с запахом свежей корюшки, одного из неофициальных символов Северной столицы. Однако цены на нее сегодня «кусаются», и лишь малая часть этих денег достается рыбакам. Многие горожане могут вспомнить, что еще несколько лет назад ситуация была иной. В автолавках, обходясь без посредников, рыбаки сами продавали только что пойманную рыбу. Можно было купить корюшку и прямо с рыболовецкого судна – в местах выгрузки. Цены были тогда гораздо доступнее, а деньги, заработанные в путину, кормили  рыбака почти весь год. Сегодня рыбаки вынуждены весь улов по дешевке продавать перекупщикам, которые «накручивают» цену в несколько раз, а многие рыболовецкие компании города и области находятся на грани разорения.

«Ситуация ухудшалась в течение уже нескольких лет, и сегодня, похоже, достигла своего предела. Традиционные автолавки рыболовных предприятий полностью вытеснены из города, а рыбаки лишены возможности напрямую торговать своей рыбой. И единственный выход – за копейки сдать улов оптовикам, которые наживаются на труде рыбаков, продавая рыбу в несколько раз дороже»,-рассказывает председатель Территориальной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области Екатерина Слепнева.

Приведем некоторые цифры. Рыбаки получают от перекупщиков около 70 рублей за килограмм корюшки. При этом покупатель выкладывает за килограмм свежей рыбки уже от 300 до 500 рублей. А зарплата рыбака в период путины (апрель-май) составляет от 15-20 тысяч рублей, лишь незначительно превышая уровни минимальной заработной платы, установленные в городе и области.

Эту сумму трудно, почти невозможно соотнести с тяжелым, вредным для здоровья трудом рыбака. При этом обратим особое внимание: рыбаки получают зарплату только во время путины! В течение остального времени они вынуждены искать другие заработки или жить на пенсию.

«Заработки рыбаков предельно низкие, и молодежь не спешит идти в рыбаки. Все держится на людях, работавших еще в советское время. И если они уйдут, стратегически важная отрасль может прекратить существование, а жители города останутся без свежей рыбы»,-говорит Екатерина Слепнева.

Сложившаяся ситуация заставила руководителей рыболовных компаний «Прогресс» и «Экватор» обратиться за помощью в территориальную организацию профсоюза. Отметим, что проблема затрагивает не только две вышеупомянутые компании, а около десятка предприятий города и области.

А терком профсоюза направил письмо исполняющему обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александру Беглову и председателю Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеславу Макарову.

«Компании по вылову свежей рыбы находятся в очень трудной ситуации, практически на грани разорения, что может привести к сокращению рабочих мест и оттоку профессиональных кадров», — отмечается в письме.

Территориальная организация профсоюза также предложила и пути решения проблемы – внести в схему расположения нестационарных торговых объектов земельные участки именно для реализации рыбы, решить вопрос с участками для сезонной торговли корюшкой в людных местах, где много потенциальных покупателей.

Как рассказала корреспонденту «Площади Труда» Екатерина Слепнева, ответ председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиза Качаева не обрадовал рыбаков, а предлагаемые представителем власти решения были заведомо неприемлемы для рыболовецких компаний.

В документе, в частности, указывается, что большинство из участков, использовавшихся многие годы для размещения автолавок, находится на тротуарах, что противоречит действующим правилам дорожного движения в пункте 9.9, который запрещает движение транспортных средств по тротуарам. Впрочем, данный запрет имеет множество исключений, среди которых и подвозка товаров к торговым точкам.

Да и корректно ли приравнивать автолавку, неподвижно стоящую на участке тротуара, отведенном именно для торговых точек, к движущемуся (и создающему опасность для пешеходов) транспортному средству? К тому же данные правила действуют с 1993 года, однако в течение многих лет автолавки (и не только рыбные) не вызывали никаких вопросов. Но оставим юридические казусы.

Сегодня известно, по крайней мере, об одном случае, произошедшем в прошлом году, когда сотрудники ГИБДД увезли автолавку на штрафстоянку, а рыбопромысловой компании пришлось заплатить штраф в 40 тысяч рублей.

Вместо автолавок рыбакам в письме, подписанном председателем комитета, предлагают устанавливать в привычных местах киоски. Однако, как объясняет профлидер, это предложение неприемлемо. К ларьку (который используется не весь год, а только во время сезона) необходимо подводить воду и канализацию. Ведь ларек необходимо мыть каждый вечер. И что делать с ларьком оставшуюся часть года?

В прочем, есть места для автолавок, соответствующие всем нормам. Однако право на их использование предлагается приобретать на аукционах. Но на аукционе побеждает тот, у кого есть свободные деньги, а у рыболовецких компаний есть только старые суда, рыба и рыбаки.

Предупреждая вполне логичный вопрос, профсоюзный лидер рыбаков города и области поясняет, что и торговля на рынке – тоже не выход. Ведь плата за аренду места доходит до 100 тысяч в месяц. И содержать по несколько таких точек рыбопромысловым компаниям города и области просто не по силам, они и так еле сводят концы с концами.

Екатерина Слепнева напомнила и о том, что в городе в течение многих лет рыбу можно было продавать также в местах выгрузки непосредственно с судов. Таких мест было несколько, люди знали их. Однако сегодня и это запрещено. Почему? Возможно ли возобновление такой торговли? На этот вопрос чиновник не дал ответа.

Отметим, что у представителей городской власти а также – различных контролирующих инстанций почему-то не вызывают вопросов перекупщики, свободно реализующие рыбу с многочисленных столиков у станций метро и в других оживленных местах. Под теплым апрельским и майским солнышком рыба нередко выложена прямо на стол, ничем не защищена от городской пыли, мух. Не говоря уже об отсутствии холодильников.

«Так в чьих же интересах работает система?»-задается вопросом профлидер рыбаков: «В интересах производителей или перекупщиков?». А территориальная организация профсоюза намерена продолжать борьбу за интересы рыбаков, за сохранение рабочих мест, повышение зарплат и сохранение отрасли.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

1 Коментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.