«Наступление машин»: как защитить работников

«Наступление машин»: как защитить работников
04 февраля
12:47 2019

Комиссия Международной организации труда (МОТ)  обратилась к правительствам мира с призывом: принять меры, по решению проблем, связанных с глубокими переменами в сфере труда. Эпоха роботизации и индустриализации не должна повлиять на права рабочих — подчеркивают в МОТ.

Об этом же говорят и российские профсоюзы, и доклад Глобальной комиссии МОТ по вопросам будущего сферы труда, озвученный на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) стал еще одним поводом к разговору о том, как защитить права работников в ситуации «нашествия роботов»? С юридической точки зрения на сакраментальный русский вопрос: «Что делать?» «Площади Труда» отвечает  начальник Правового управления – Главный правовой инспектор труда  Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Георгий Кузнецов.

Эксперты МОТ предупреждают: искусственный интеллект, автоматизация и робототехника создадут новые рабочие места, но те, кто потеряет работу во время переходного периода к «Индустрии 4.0» будут не подготовлены к тому, «чтобы воспользоваться новыми возможностями». Их сегодняшние профессиональные навыки не будут соответствовать рабочим местам завтрашнего дня. Поэтому, считают в МОТ, необходимо создать эффективную систему обучения «на протяжении всей жизни». Трансформироваться вместе с «Индустрией 4.0» должна и политика рынка труда — подчеркивают в МОТ. Она должна стать упреждающей, а государственные службы занятости необходимо расширить.

Проблема «переходного периода»

В прошлом году на Санкт-Петербургском Международном «Форуме труда» много говорилось о цифровизации экономики. Но основной посыл, например, чиновников, был следующий: мол, не стоит беспокоиться о наступлении в связи с этим глобальной безработицы — исчезнут одни рабочие места, но на их смену придут другие, в том числе, и на обновленных предприятиях — ведь должен кто-то эти автоматы обслуживать. Звучали и аргументы о том, что, например, в Петербурге экономика достаточно диверсифицирована, и поиск работы у высвобождаемых работников обычно занимает не так много времени, кроме того повысился размер пособия по безработице. То есть, на первый взгляд, глобальных поводов для беспокойства нет.

Георгий Кузнецов.

Но возникает проблема того самого «переходного этапа», на который и обращают внимание в Международной организации труда. В отрезок времени — между принятием работодателем решения об автоматизации производства и созданием подразделения по обслуживанию этих автоматов — работник, которого потом, возможно, переведут в сервисную службу, может оказаться безработным. Опять же, его нужно научить новым функциям, и в процессе этого обучения он также может потерять в зарплате. И давайте смотреть правде в глаза — работодатель не для того ставит в цехе автоматы, чтобы оставить всех работников и, соответственно, платить им всем зарплату.

Да, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – низкая безработица, но успешность поиска новой работы зависит от разных факторов.

Конечно, если работник уволен в связи с сокращением численности или штата организации, то до трех месяцев за ним должен сохраняться средний заработок, кроме того, он будет получать пособие по безработице. А что дальше, если он не найдет работу? И это в условиях, когда большая часть работающих закредитована, имеет ипотеку.

Любое увольнение влияет на работника как в финансовом плане, так и эмоциональном, что, в свою очередь, сказывается и на здоровье, и на производительности труда. В связи с этим, проблема автоматизации труда требует привлечения внимания не только профсоюзов, но и работодателей и государства. И особенно там, где уже сегодня происходит переход от человеческого труда к машинному.

К сожалению, многие почему-то «Индустрию 4.0» воспринимают только как замену физического труда механическим. Но она не обойдет и интеллектуальную сферу. Примеры уже есть. Самым показательным, я считаю, опыт Сбербанка, внедряющего сегодня «электронных сотрудников», что, по прогнозам главы банка Германа Грефа, может привести к 2025 году к сокращению общей численности «живых людей» в банке в два раза. Появляются первые опыты работы «электронного мозга» или искусственного интеллекта в медицине. Значит, и работники здравоохранения в будущем не застрахованы от потери рабочего места. Но, в каких бы сферах не происходили подобные изменения, их негативные последствия для работников должны быть минимизированны.

Объединение, переобучение и «ипотечные каникулы»

Конечно, действующее законодательство предусматривает ряд гарантий для работников, в том числе и на случай увольнения. Акты социального партнерства (федеральные и региональные соглашения, коллективные договоры – прим. ред.) содержат повышенные гарантии. К таким гарантиям можно отнести, например, особые условия проведения процедуры сокращения: дополнительные по сравнению с Трудовым Кодексом основания для преимущественного права на оставление на работе; более жесткие критерии признания сокращения массовым; получение не только мотивированного мнения профсоюза, но и его согласия; преимущественное право уволенного работника по приему обратно на работу по сравнению с другими кандидатами.

Предусматриваются и социально-экономические гарантии в связи с увольнением по сокращению: увеличенный размер выходного пособия; сохранение за работником права использования оздоровительных объектов работодателя; сохранение права на получение жилья от работодателя.

Это только несколько примеров, которые закреплены общероссийскими отраслевыми соглашениями в сфере ЖКХ, угольной промышленности, дорожного хозяйства. Аналогичные гарантии есть и в других документах социального партнерства.

Но такие гарантии предусматривались, в основном, для других условий сокращения, не связанных с автоматизацией производства. При автоматизации, например, невозможно возвращение работодателем спустя некоторое время тех же рабочих мест. В отдельных отраслях возможна и полная замена некоторых профессий, то есть такую же работу человек уже найти не сможет.

Поэтому крайне важным является создание условий для переобучения работника. Например, федеральное отраслевое соглашение в сфере ЖКХ предусматривает обязанность работодателя предоставить возможность работнику переобучиться, сохраняя на период обучения средний заработок. Но из текста документа не понятно — за чей счет будет оплачиваться это обучение. Отраслевое соглашение в сфере угольной промышленности содержит общую оговорку о стремлении работодателя при проведении сокращения переобучать работника. Хотя такие условия и направлены на возможность переобучения работника, но они требуют своей конкретизации в коллективных договорах, в противном же случае воспользоваться ими работнику будет затруднительно.

Именно поэтому и в Обязательствах сторон (приложениях к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга) прописана рекомендация: устанавливать в коллективных договорах порядок реализации сокращаемым работником возможности переобучиться.

В связи с этим профсоюзам, представляется необходимым добиваться закрепления в коллективных договорах, а дальше и в соглашениях разных уровней, обязанности работодателя, решившегося на техническое перевооружение, не только «разрешения» работнику самостоятельно переобучиться, но и обязанности осуществлять переобучение за свой счет хотя бы части работников. И чем четче будет описана такая обязанность – тем лучше. Отмечу, что учитывая разные экономические возможности организаций, наиболее подробно такую гарантию можно предусмотреть только в коллективном договоре.

Наиболее уязвиыми в этой ситуации, как отмечалось, оказываются работники с кредитными обязательствами, особенно не имеющие при этом никаких социальных льгот. Они, пожалуй, более других нуждаются в поддержке именно профсоюза.

Как сообщают СМИ, Центральный банк выступил с инициативой — предоставить гражданину, у которого полностью или частично падают текущие доходы, взять, так называемые, «ипотечные каникулы». Идея, безусловно, хорошая. На мой взгляд, здесь нужно поработать профсоюзам всех уровней — договариваться с конкретными банками об «ипотечных каникулах» для работников — членов профсоюза. Как заявил зампред ЦБ РФ Сергей Швецов, банк ничего не теряет: просто отодвигается финальная дата погашения ипотечного кредита. Автоматизация производства – это лишь одно из оснований начать работу по получению таких гарантий для членов профсоюзов, конечно, необходимы «ипотечные каникулы» для любого случая увольнения и потери работы.

Проблема требует обсуждения

Кстати сказать, защиту прав работников в связи с наступлением «Индустрии 4.0» планируют обсудить и в Общественной Палате (ОП) Санкт-Петербурга, в которой есть и представители профсоюзов, а конкретно — председатель ЛФП Владимир Дербин. Комиссия по развитию гражданского общества и правам человека ОП планирует в этом году дважды с участием профсоюзов города рассмотреть вопросы трудового законодательства. В марте намечено провести семинар на тему «Тенденции развития трудового законодательства за последние 5 лет», а в октябре — круглый стол «Совершенствование трудового законодательства в целях защиты прав человека». На включении этих вопросов в повестку дня ОП настаивали профсоюзы.

А в конце февраля с участием юристов Правового управления аппарата Ленинградской Федерации профсоюзов и территориальных организаций отраслевых профсоюзов пройдет круглый стол, на котором мы планируем обсудить и выработать рекомендации по методам защиты работников в эпоху роботизации и цифровизации.

Записала Татьяна Мотовилова

Использовано фото https://pixabay.com/

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.