Российский авиапром: проблемы и радости уходящего года

Российский авиапром: проблемы и радости уходящего года
19 декабря
12:28 2018

Уходящий 2018 год был в целом стабильным для авиационной промышленности. Фактически все предприятия отрасли были обеспечены заказами. Однако завершение государственного оборонного заказа ставит перед отечественным авиапромом задачу – перейти на выпуск конкурентоспособной продукции гражданского назначения. От того, как она будет решена, зависит будущее отрасли, а значит — сохранение рабочих мест, судьбы десятков тысяч квалифицированных работников и членов их семей.

Об итогах года, достижениях, проблемах и путях их решения рассуждает председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности (ПРОФАВИА) Виктор Федосов.

«Итоги года можно оценить с определенным оптимизмом. Предприятия как отрасли в целом, так и петербургского авиапрома успешно и в срок справились с задачами, поставленными перед ними. Зарплата хоть и медленно, но росла. В Санкт-Петербурге средняя заработная плата на предприятиях отрасли достигла 59 тысяч рублей, увеличившись за год на шесть процентов. На всех предприятиях города действуют коллективные договоры, на ряде предприятий сохраняются объекты социально-бытовой инфраструктуры — стадионы, спортзалы, бассейны»,- отметил профсоюзный лидер.

Победы и потери
Есть и радостное событие под занавес уходящего года: 13 декабря в Министерстве труда и социальной защиты РФ прошла церемония награждения победителей отраслевых смотров-конкурсов «Лучшее предприятие в области охраны труда» и «Лучшая организация по работе в системе социального партнерства». В обоих конкурсах среди предприятий своей категории победителем было признано АО «ОДК-Климов».

В центре председатель ППО АО ОДК-Климов Валерий Чухванцев

В центре председатель ППО АО ОДК-Климов Валерий Чухванцев

К сожалению, есть и потери. Полностью прекратил работу «Северный завод», недавно отметивший 125-летний юбилей и ведущий историю от одного из первых отечественных авиазаводов – авиационного филиала Русско-Балтийского завода, эвакуированного в 1914 году из Риги в Петроград. Все работники Северного завода (около 100 человек), среди которых и члены профсоюза, сокращены, производственное оборудование продано. Напомним, что во времена СССР на нем работали около восьми тысяч человек, производилась сложнейшая продукция оборонного назначения.

Диверсификация – главная задача
«На следующий год петербургские предприятия полностью обеспечены заказами, однако, это не повод для благодушия! В других регионах немало заводов, которые почти выполнили государственный оборонный заказ, и на следующий год уже не полностью обеспечены работой. Среди них такое крупное предприятие, как Воронежский авиазавод (ПАО ВАСО). У людей нет уверенности в завтрашнем дне! Об этом говорили многие участники прошедшего недавно в Подмосковье заседания Президиума ЦК ПРОФАВИА»,-рассказывает Виктор Федосов:

«И особое, жизненно важное, значение приобретает диверсификация, переход к выпуску продукции гражданского назначения. К сожалению, этот процесс идет крайне медленно».

заседание Президиума ЦК ПРОФАВИА

заседание Президиума ЦК ПРОФАВИА

Какую продукцию могут предложить рынку авиационные предприятия? Ответ, казалось бы, очевиден – гражданские самолеты и вертолеты. Однако на деле все оказывается гораздо сложнее. Отечественные авиакомпании предпочитают приобретать «Боинги» и «Эйрбасы», часто – подержанные, не в лучшем состоянии. Сказывается и более дешевая цена зарубежного «секонд хенда», и наличие сети сервисного обслуживания в аэропортах всего мира.

Нужна госпрограмма
Сегодня в России созданы современные среднемагистральные самолеты «СухойСуперДжет» и МС-21, есть и другие перспективные разработки, однако для их продвижения на рынок необходима государственная поддержка отечественного производителя.

«К сожалению, переход отрасли на гражданскую продукцию не стал госпрограммой. Между тем, наша продукция может стать конкурентоспособной только в том случае, если она выпускается серийно, а лучше – массово. Самолет, собранный «на коленке» в одном-двух экземплярах всегда будет дороже, чем строящийся серийно, как у наших главных конкурентов», — говорит Виктор Федосов.

Отвечая на вопрос о том, как заставить отечественные компании приобретать российские самолеты, профсоюзный лидер вспомнил о ситуации, возникшей в прошлом в США, когда американский автопром стал проигрывать японцам и европейцам, поставлявшим в Штаты более дешевые автомобили.

Были введены высокие пошлины на импорт автомобилей, и приобретать продукцию американских производителей стало выгоднее. Американский автопром использовал полученную передышку, и через некоторое время пошлины были отменены, снова заработали рыночные механизмы.

…и госзаказчик
«Раньше в качестве единого государственного заказчика выступало Министерство гражданской авиации, заказывавшее всю гражданскую авиатехнику – от «кукурузника» до лайнера. И сегодня возрожденное министерство могло бы загрузить авиапром массовыми заказами и взять на себя реализацию продукции авиакомпаниям – как отечественным, так и зарубежным. Это позволило бы вложить средства в современное технологическое оборудование, выйти на выпуск конкурентоспособной продукции»,- говорит Виктор Федосов.

Напомним, что во время Второго Съезда авиапроизводителей России была принята резолюция о необходимости возрождения Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, создана рабочая группа. Однако для реализации подобных инициатив, отмечает Виктор Федосов, нужна поддержка власти, которая должна сформулировать  свою позицию в этом вопросе.

Профсоюзный лидер петербургского авиапрома подчеркивает, что работники авиационных предприятий – золотой фонд отечественной промышленности, потерять который нельзя – последствия могут быть необратимыми. Когда-то, в лихие 90-е годы прошлого века, заводы стояли, и люди уходили, многие так и не вернулись в отрасль.

Сегодня предприятия авиационной промышленности ощущают дефицит кадров, в первую очередь – квалифицированных рабочих. И второй раз отечественный авиапром может просто не вынести подобных потрясений.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.