Театр Яны Туминой: все сказать без слов

Театр Яны Туминой: все сказать без слов
13 декабря
15:43 2018

XXV фестиваль «Рождественский парад» с 8 по 18 декабря 2018 года. Санкт-Петербург

Кукла, предмет, и даже свет и трюк могут порой за секунды рассказать то, чего не выразить многими словами. Таков театр неоднократного лауреата высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Cофит» и высшей театральной премии «Золотая Маска» Яны Туминой. Оригинальный, неожиданный, глубокий, способный изменить зрителя… Каждый ее спектакль — событие. Событием, без преувеличения, уже давно стал и Международный фестиваль «Рождественский парад». «По-настоящему петербургский, рождественский, волшебный», — как характеризует его сама режиссер.

Яна Тумина

На юбилейном — двадцать пятом по счету фестивале, представлены две работы Яны Туминой: «Опасные связи», по мотивам одноименного романа Пьера Шодерло де Лакло и «Комната Герды», отсылающая нас не только к известной сказке Ганса-Христиана Андерсена, но и к поэзии Райнера Марии Рильке.

«В театре «Особняк» мы начали со сказки Андерсена и в процессе работы пришли к ее иной интерпретации, к оригинальному ее прочтению, к личному авторскому преображению «Снежной королевы», — вспоминает Яна Тумина.

По выражению нашей визави, когда ты понимаешь, что рассказанное тобою нечто очень важное лично для тебя, стало вдруг близким и понятным для многих, ты переживаешь подлинный катарсис.

Режиссер рассказывает, что за время постановки спектакля, она вместе со всеми буквально прошла несколько фаз, абсолютно непохожих одна на другую. Даже название «Комната Герды», как, впрочем, и сама комната-кукла, в которой происходит все действие спектакля, возникли не сразу.

Сначала, по просьбе актрисы Алисы Олейник (исполнительницы — главной роли — авт.) было решено сделать легко перевозимый спектакль, позволяющий гастролировать чуть ли не по детским садам. Алиса даже научилась водить машину для осуществления этого плана.

Но, потом фантазии перестали «вмещаться в чемодан» и появились другие сценографические идеи. Пригласили драматурга, чтобы сделать из сказки пьесу и заново переработать известный сюжет.

Алиса Олейник в спектакле «Комната Герды»

Алиса Олейник в спектакле «Комната Герды»

Так, наконец, и была создана эта, почти метафизическая комната — живая, взаимодействующая с героиней, ставшая для нее целым миром, наполненным страхом и надеждами, тревогой и памятью. Недаром жанр спектакля, хоть и лирический, но все же, хоррор.

Прямая речь. Яна Тумина: «В этом спектакле воедино слились усилия многих людей. Я бесконечно благодарна всей своей команде, в частности: актерам Алисе Олейник и Дмитрию Чупахину, художникам: Кире Камалидиновой и кропотливой в работе над костюмом Герды Анис Кронидовой, а также технологу Николай Хамову. Нас поддержало множество людей, в результате чего и сложился спектакль».

Кстати, «душой» этой метафизической комнаты стал Дмитрий Чупахин. Благодаря ему она действительно оживает, хотя в течение всего спектакля артист ни разу не является зрителю. По выражению Яны Туминой, это большая и альтруистическая работа актера-кукольника.

Алиса Олейник и ... Дмитрий Чупахин в спектакле «Комната Герды»

Алиса Олейник и ... Дмитрий Чупахин в спектакле «Комната Герды»

Да, отметим, что Герда в спектакле Яны Туминой уже постарела и существует в мире своих воспоминаний. Это обстоятельство, в какой-то степени, роднит ее с… маркизой де Мертей из спектакля «Опасные связи», поставленного на сцене Театрального товарищества «Комик-трест».

Да, да… Ведь это — роман наоборот, и бывшую коварную светскую львицу мы также застаем уже старухой, реконструирующей свою прошлую жизнь в изгнании. На это, собственно, и намекает добавление «Post scriptum» к названию спектакля.

Наталия Фиссон в спектакле «Опасные связи»

Наталия Фиссон в спектакле «Опасные связи»

Данное театральное действо оригинально еще и тем, что его идея принадлежит актрисе Наталии Фиссон, исполнившей роль, бывшей великосветской красавицы «способной внушить любовь к деспотизму».

«Обычно предлагает режиссер, — поясняет Яна Тумина. — Но, здесь, — замысел принадлежал актрисе и стал мне интересен. Наталия рассказала мне об этом необычном сюжете достаточно давно, когда я ставила свой второй спектакль в театре «Особняк» и назывался он «Корабль Экзюпери»».

И «Комната Герды», и «Опасные связи» — это, согласно определению Яны Туминой, «биография за пределами жизни», или как то, что могло случиться после… Оба спектакля, как говорит их создатель, части трилогии, которая началась тем самым «Кораблем Экзюпери».

Интересно, что к работе над «Опасными связями» Яна Тумина приступила незадолго до постановки «Комнаты Герды», а посему, как говорит она, некоторые моменты «Связей» нашли свое отражение в «Комнате».

«Я не смогла не перекликаться сама с собой, работая над этими двумя историями», — улыбается режиссер.

Заметим: и там, и там, огромное значение имеют куклы и вообще предметы, а также свет и пластика актеров.

«Кукольный театр приходит туда, где человек бессилен, где невозможно творить другими средствами. И тогда, чего не может сделать человек, то сделает кукла. Кукла вообще обладает  властью над нашим воображением. Она , казалось бы, простым движением в секунду достигает того, на что в драматическом театре актеру-человеку понадобилось бы много действий или текста», — убеждена Яна Тумина.

При этом, по воле режиссера, власть метафоры над человеческим воображением обретают не только сами куклы, но даже свет и звук. Театр без слов, но, в то же время, заставляющий зрителя осмыслять сложный текст — вовсе не парадокс!

Наталия Фиссон в спектакле «Опасные связи»

Наталия Фиссон в спектакле «Опасные связи»

Это мастерство Яна Тумина начала постигать еще в юности в театре «ДаНет», благодаря его руководителю, известному театральному художнику и режиссеру Борису Понизовому. Потом продолжила, работая в уже Русском инженерном театре «АХЕ» вместе с художниками Максимом Исаевым и Павлом Семченко.

«Достаточно долго, как актриса и режиссер, я училась у них тому, что такое бессловесный спектакль, где все при этом является текстом! Это была уникальная школа, не просто совместного сочинительства, но и буквального понимания того, как и что происходит со светом и звуком, как важны все технические составляющие спектакля, как все это может воздействовать на зрителя. Зритель считывает, воспринимает такой визуальный язык в меру самого себя. Эта свобода восприятия  необычайно важна для меня. Такой театр, как его называют еще «театр художника», стал моей органичной территорией», — утверждает режиссер.

Итак, оба спектакля сегодня предложены на суд фестивального зрителя, во-первых всегда подготовленного, а во-вторых разновозрастного, приходящего на спектакли всей семьей. А именно для семейного зрителя, по ее собственному признанию, и работает Яна Тумина.

Прямая речь. Яна Тумина: Я всегда восхищаюсь разнообразием, которое царит на «Рождественском параде». Здесь можно увидеть кукольный театр, решивший попробовать себя в жанре драматического, и наоборот. Сегодня четко обозначилась тенденция разнопланового театра, и это правильно.

Но, «Рождественский парад» ценен не только зрителем, но и критиками.

«Театроведы на фестивале подходят к делу ответственно и обсуждают наши работы весьма неформально. Достаточно вспомнить лишь то, как не шаблонны номинации призов. Например: «За необычное визуальное решение». Это значит, что ищутся индивидуальные подходы. При этом, восприятие спектаклей чуткое и осмысленное, как критиками, так и зрителями», — резюмирует наша собеседница.

Мы же еще раз напомним, что вход на все спектакли фестиваля бесплатный. Надо лишь успеть записаться на них на страничке «Рождественского парада» ВКонтакте.  Справки по телефонам: 272-32-75, 272-45-37.

Фото со страниц спектаклей «Опасные связи» и «Комната Герды» ВКонтакте.

Театр будет разным на «Рождественском параде»

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.