За чудом, солнцем и весной в ДК имени Горького

За чудом, солнцем и весной в ДК имени Горького
23 ноября
14:10 2018

В эти пасмурные и уже почти зимние дни смело приходите за «Ранней весной», «Мартом», «Радостью» и даже «Зноем» во Дворец культуры имени А.М.Горького, где в эти дни открылась выставка петербургской художницы Елены Сайтбагиной. Названия ее живописных полотен всегда точны и очень емко выражают смысл того, ради чего мастер взял в руки кисть. Читатели «ПТ» помнят персональную выставку нашей героини в Музее института живописи имени И.Е.Репина. Она прошла под названием «И в ликах тайны Мирозданья». Нынешнее событие — особое. Эта выставка была приурочена к Дню профсоюзного работника и стала своеобразным подарком профсоюзного ДК защитникам прав тружеников города.

Однако, получить бездну положительных эмоций может каждый, даже очень далекий от профсоюза человек. Надо лишь прийти на спектакль или концерт в этот очаг культуры у Нарвских ворот. Выставка картин Елены Сайтбагиной продлится до 20 декабря.

Но, давайте узнаем у самой художницы — неоднократно выставлявшей свои работы не только в Санкт-Петербурге, но и других регионах страны — по какому принципу отбирались работы на эту выставку.

— Здесь собран позитив. За окном пасмурно, а у нас — солнце светит! Лето! И люди — наши современники. Кроме этого, многие картины передают, некоторым образом, и атмосферу ДК имени Горького. На них изображены фольклорные коллективы, а здесь много студий народного творчества.

— Что побудило Вас саму заняться творчеством, стать художником? Где отправная точка?
— В детстве. Мама с ранних лет стала учить меня рисованию и маленькую девочку уже было не остановить — рисовала на полу и на себе. Каракули. Мне  хотелось рисовать и все страницы тетрадей в школе у меня были все разрисованы.

— Как я понимаю, со временем, «каракули» становились все лучше и четче и… Когда почувствовали себя художником?
— В институте, когда получала тройки по живописи. Тогда, мой преподаватель по рисунку Александр Сергеевич Спицын говорил мне: ««Только не останавливайся, Лена! Рисуй, не обращай внимание на отметки».

— Что это было?
— Портреты! Я люблю лица людей.

— И какое лицо из написанных — самое важное? Какая картина для Вас главная?
— Ее еще нет. Хотя, самая важная, всякий раз, та, которую я пишу сейчас.

— Но, несомненно, особое место в Вашем творчестве занимает образ царицы Сююмбике, единственной женщины — правительницы Казанского ханства. Вы несколько раз писали ее…
— Дважды. И хочу написать ее в третий! Сейчас этих картин нет на выставке одна из них в Казани, где также выставлены мои работы. Кстати, идея вновь вернуться к Сююмбике возникла у меня, в том числе, после посещения оперного спектакля в Казани. Это такая современная и, увы, слишком вольная, трактовка ее жизни, где царице придумали даже какого-то любовника, хотя она была очень правильной и верующей женщиной. Я смотрела и думала: — как это вообще возможно, она же всегда была у всех на виду! Несмотря на свою полную трагизма жизнь, Сююмбике почти не делала ошибок. Она идеал для меня. Но, в то же время, Сююмбике — олицетворение судьбы каждого из нас. Ведь, подчас, мы хотим одного, а выходит совершенно иное. — Что Бог дает каждому…

— Но вернемся в наше время. Мне известно, что прототипов своих героев вы буквально подстерегаете и фотографируете, чтобы потом домыслить образ в мастерской. Это так?
— Да. Я использую фотографии, но в результате всегда получаются собирательные образы. Вот, например, картина «Девушка в платке». У нее есть реальный прототип, но все же, она — не совсем она. Я делаю так, чтобы никто из тех, кто вдохновил меня на ту ли иную картину, себя в ней не узнал. Я сознательно меняю лица, «снимая образ».

Радость

Радость

Вот картина «Радость» (где изображены маленький мальчик и две женщины в национальных одеждах — водских или ижорских — авт.). Этих людей я увидела на праздновании Дня любви, семьи и верности в Кингисеппе. Люди, которые собрались там, были такие красивые и нарядные! В результате, я «собрала» эту картину из трех-четырех фотографий.

А вот портрет девочки. Здесь я  усилила еврейский мотив. Ведь обычно, я пишу русские или татарские типы. Эту картину, я назвала «Ранняя весна».

Ранняя весна

Ранняя весна

— Мне кажется, вы удивительно точно даете названия своим работам!
— Они возникают случайно…

— Тем не менее. Если «Радость», то это радость, от «моряка», так и веет стихией, а уж если «март», то прямо-таки чувствуешь это первое робкое дыхание весны…
— А на картине «март» (см. изображение вверху — ред.), как и на некоторых других изображена моя дочка (улыбается). А вот старого моряка, и правда, весьма фактурного, я подглядела там же в Кингисеппе. Он еще погрозил мне кулаком за то, что я его сфотографировала (смеется).

— Так, а вот она, что натворила?
— Кто?!

— Собака на картине «Провинилась»?
— По-моему, что-то съела неположенное. Этот сюжет я подсмотрела в Казани. Но, уверена я, собаке не грозит ничего серьезного. Обратите внимание на то, какое доброе лицо у хозяина! Он, конечно, ее скоро простит.

— Ваши полотна изобилуют не только солнцем, но еще и добротой и юмором. Но все же, что главное для художника сегодня? Какой он художник в современном мире?
— Как и прежде — бедный (смеется). Творчество вообще финансов не приносит, как правило. А я, вдобавок, в своих работах стараюсь вообще не жить в нашем времени. Мне не нравится обилие обнаженных тел, кубизм и искаженные пропорции. Люблю классическую живопись.

— А кто из классиков оказал на Вас решающее влияние?
— Илья Ефимович Репин. Вот по-настоящему гениальный художник. Но, создавая свои картины я вовсе не спорю ни с классиками, ни с другими художниками — моими коллегами и современниками. Мне надо превзойти не коллег, а саму себя! Мое творчество — это состязание с самой собой. Не скрою — это тяжело. Постоянно перерисовываю свои старые работы — добиваюсь лучшего результата.

— Самый удачный пример такой конкуренции. Где Елена Сайтбагина решительнее всего победила Елену Сайтбагину?
— Увы, но этой картины сейчас на выставке нет. Она находится в детской библиотеке на Пискаревском проспекте. Она называется «Дума». На ней изображена моя сестра. Она долго не хотела позировать, еле уговорила.

— В чем же суть этой победы? Какие чувства, эмоции она вызывает?
— Ощущение проделанной добротной работы, труда, собственного старания. Об эмоциях говорить трудно, я сама люблю тишину, покой.

— А удовлетворение от созданного? Полезно ли вообще художнику быть довольным собой?
— Ни в коем случае! Если он доволен собой — это творческий кризис. Это плохо. Все в его творчестве становится стандартным, а само его искусство превращается в коммерцию. А вот если ты недоволен собой, то по-настоящему творишь.

— А кто Ваш зритель? Для кого, собственно, пишите?
— Мои зрители совершенно разные люди. Но, особо скажу о пожилых, о бабушках. Часто говорят, что с возрастом эмоции притупляются. А я убеждена — это не так! В Казани я видела самую яркую реакцию, даже слезы на глазах, в ответ на мои работы именно у пожилых. А вообще я пишу, в первую очередь, для себя. Мне нравится это делать, а если мне нравится, то, значит, по достоинству оценит и зритель.

— В чем видите свою миссию, эдакую сверхзадачу своего творчества?
— Во имя чуда. Помочь встретить чудо. Как другим людям, так и себе самой. Я живу в непрестанной надежде на встречу с ним. В этом, на мой взгляд и заключена миссия любого художника.

— Наряду с этим, Вы главный дизайнер ДК имени Горького. Как художник, ожидающий чуда, уживается с дизайнером-прагматиком?
— Очень хорошо. Они помогают и дополняют друг друга. Заметила давно, когда перестаю писать картины, то и макеты афиш становятся хуже. Художник вдохновляет дизайнера. Я говорю всем своим коллегам-дизайнерам: «Продолжайте рисовать, рисуйте чаще. Так у вас всегда будет много новых идей и вы будете на высоте!»

Фото ДК имени А.М.Горького

«И в ликах тайны мирозданья…»

 

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.