«Открытый космос»: история космонавтики — для всех!

«Открытый космос»: история космонавтики —  для всех!
22 октября
14:54 2018

История отечественной космонавтики неразрывно связана с Санкт-Петербургом . Здесь, в Иоанновском равелине Петропавловской крепости создавались первые жидкостные ракетные двигатели, и сегодня в городе на Неве работают многие научные институты и предприятия, создающие космическую технику, ведущие космические исследования. Петербургские вузы вузы готовят специалистов по аэрокосмической технике, космической связи, астрономии и астрофизике. И, конечно же, выставка «Открытый космос», посвященная истории и сегодняшнему дню российской космонавтики — большое событие в жизни города. Тем более, что многие экспонаты, доставленные из научных организаций, конструкторских бюро, архивов и фондов различных музеев рассказывают о малоизвестных страницах отечественной космонавтики.

Торжественная презентация выставки «Открытый космос» состоялась 19 октября. Во время краткой церемонии гостей приветствовали герои России — летчики космонавты Александр Лазуткин и Салижан Шарипов. Ленточку перерезал один из первоклассников, приглашенных на открытие выставки, что символизировало непреходящий интерес к космосу со стороны подрастающего поколения.

В огромном зале Государственного музея связи им. Попова размещены более 200 экспонатов, повествующих о непростой, порой – драматичной, истории освоения космоса. В центре экспозиции возвышается огромный спутник-ретранслятор «Луч» — он единственный из экспонатов «местный», входящий в постоянную экспозицию Музея связи, и в контексте нынешней выставки как нельзя лучше символизирующий единство двух стремительно развивающихся сфер деятельности – космонавтики и связи.

Рассказ о космонавтике, конечно же, начинается с ее теоретика – Константина Эдуардовича Циолковского. Вниманию посетителей представлены плащ-крылатка с большими застежками в виде львиных голов, в котором ученый любил прогуливаться по Калуге, его велосипед, модель дома, где он жил. А также – изготовленные им макеты космической ракеты на жидком топливе и цельнометаллического дирижабля. Эти экспонаты впервые прибыли на берега Невы из Калуги – города, который по праву называют колыбелью космонавтики.

Конечно же, представлен здесь и макет первого искусственного спутника Земли, вышедшего на орбиту 60 лет назад. На борту его был установлен передатчик, сигнал которого принимали в те дни радиолюбители всего мира. О внутреннем устройстве спутника (отнюдь не простом!) можно узнать из материалов на стенде и рассказа экскурсовода.

Четвероногие космонавты
Первыми отправились в комплекс наши братья меньшие, и не случайно небольшая, но оригинальная экспозиция посвящена животным – первопроходцам космоса. На выставке представлены фотографии «космических» собак Белки и Стрелки, контейнер, в котором помещалась одна из собак во время полета. Еще один уникальный экспонат – чемодан, в котором доставляли из исследовательского центра на космодром контейнеры с мышами, крысами и насекомыми, которым предстояло отправиться на орбиту. Блестящий металлический ящичек вобрал в себя многие достижения тогдашней техники – в нем в течении длительного времени автоматически поддерживался микроклимат, необходимый нормального состояния животных. В этом же чемоданчике их доставляли после приземления в научные центры. Забавный эпизод, о котором рассказывает экскурсовод – один из щенков Стрелки был подарен супруге президента США Жаклин Кеннеди. И возможно, что сегодня в США живут потомки четвероногих первопроходцев космоса.

«Буран» и его предшественники
Орбитальные самолеты, способные летать как в космосе, так и в верхних слоях атмосферы, возвращаясь на землю «по-самолетному». По мнению многих экспертов их время и главные достижения еще впереди. Всем известен российский многоразовый корабль «Буран», работа над которым шла почти пятнадцать лет, при создании которого было применено много принципиально новых решений. В создании его участвовали 1268 предприятий, расположенных в разных концах Советского Союза. Свой первый (и единственный) полет в космос «Буран» совершил в 1988 году. В 1993 году программа была свернута…
Однако созданию «Бурана» предшествовали десятилетия экспериментов с орбитальными самолетами, начавшиеся еще в конце 50-х годов. Долгое время эти исследования были скрыты грифом секретности, да и сегодня публикации, посвященные этим экспериментальным аппаратам очень не многочисленны.

Пионером стал беспилотный аппарат, созданный в КБ Владимира Мясищева. Он представлял собой большой металлический конус, управляемый при помощи восьми аэродинамических щитков. В результате нескольких запусков, произведенных при помощи ракеты-носителя, было получено много ценных данных.

ракетоплан БОР

ракетоплан БОР

Небольшой аппарат БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан), разработанный в 1965 году в Летно испытательном-институте внешне напоминал сегодняшние многоразовые космические корабли. Он совершил полет в космос,  успешно выполнив маневры в верхних слоях стратосферы. На аппаратах этого типа были проведены многочисленные наземные и летные эксперименты.

В середине 60-х годов в КБ под руководством Глеба Лозино-Лозинского был разработан так и оставшийся на бумаге проект пилотируемого орбитального истребителя «Спираль»,  однако многие наработки использовали при создании «Бурана», разработку которого возглавил Лозино-Лозинский. На стендах представлены многочисленные материалы, посвященные этим летательным аппаратам.

И еще один малоизвестный факт. Идее орбитального самолета отдал дань и первый космонавт Юрий Гагарин. Именно такой аппарат в 1968 году стал темой его дипломного проекта в Военно-воздушной академии имени Жуковского. На выставке впервые представлен деревянный макет аппарата, использованный Гагариным при защите проекта. С докладом, посвященным дипломному проекту первого космонавта, выступил председатель комиссии воздухоплавания Русского географического общества,  председатель Секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала Института истории естественных наук и техники  РАН Виталий Лебедев.

Макет орбитального самолета. Дипломный проект Ю.А. Гагарина

Макет орбитального самолета. Дипломный проект Ю.А. Гагарина

Жизнеобеспечение — вопрос серьезный
Оборудование для создания микроклимата на орбитальных станциях, обеспечения бытовых потребностей космонавтов, поддержания их здоровья – все это чаще всего остается за кадром. И именно системам жизнеобеспечения посвящен большой раздел выставки.

Здесь мы можем душевую установку, позволяющую космонавту принять ванну в условиях невесомости, специальный скафандр, имитирующий нагрузки на организм и облегчающий космонавту адаптацию после ожидаемого возвращения на землю, различные виды одежды, используемые во время пребывания на орбитальных станциях.

Есть здесь и велосипед, на котором можно доехать… из Австралии до Южной Америки. Велотренажер (эргометр) на орбитальной станции был расположен рядом с большим иллюминатором, и космонавты часто определяли начало и окончание тренировки ориентируясь по поверхности земли – странам и континентам, над которыми пролетали.

Представлен здесь и макет «чернорабочего космоса» — грузового корабля «Прогресс», доставляющего на Международную космическую станцию различные грузы и забирающего отходы, чтобы вместе с ними сгореть в плотных слоях атмосферы.

Завершая рассказ о выставке, хочется также отметить макеты оригинальных аппаратов — марсохода и межпланетной станции «Фобос», проекты  которых в силу различных причин не были реализованы.

Рассказать обо всех интересных экспонатах, разумеется, не позволяет формат газетной статьи.
Остается добавить, что для юных посетителей выставки подготовлены специальные экскурсионные программы, а работа выставки продлится до 30 ноября. В дни работы выставки пройдут различные конференции и семинары, прозвучат доклады, посвященные истории космонавтики.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.